СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии в 5 классе по ФГОС на тему "Грибы – паразиты растений, животных, человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока биологи в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии в 5 классе по ФГОС на тему "Грибы – паразиты растений, животных, человека"»

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Аблялимова Л.Л.

Класс: 5

Урок №29

Предмет: Биология

Автор УМК: В.В. Пасечник

Тема: Грибы – паразиты растений, животных, человека

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: создать условия для расширения знаний о многообразии грибов-паразитов, значении их в природе и жизни человека, методах борьбы с ними и профилактике грибковых заболеваний, учить анализировать информацию, извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую.

Изучаемые на уроке понятия: грибы - паразиты, головня, спорынья, гриб-трутовик.



Планируемые результаты


Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.


самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.


структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;


формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.


формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.




Содержательная часть урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые УУД

1. Организационный момент (1мин)

Учитель создаёт благоприятный психологический настрой на работу.

- Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

- Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Слайд 1

Встают, приветствуют учителя

Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

ПознавательныеУУД: слушают учителя.

Регулятивные УУД: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.


2. Проверка домашнего задания

(4-5 мин.)

Проблемная ситуация и актуализация знаний


Сегодня на уроке мы играем в сериал «Следствие ведут знатоки». Вы ребята следователи – знатоки (звучит музыка из м/ф «Следствие ведут колобки, представление ребят).

Ваша задача, выполнить важные государственные задания.

Создаются 3 следственные группы(1, 2, 3 на столах таблички с номерами)

Задание первое: к нам поступило заявление с просьбой найти преступников.
Из заявления следует, что местонахождение одного из них и его особые приметы известны:
Под сосною у дорожки
Он стоит среди травы.
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть, нет головы.
Состав преступления:
Носит шляпку на ноге
Что-то прячет он в земле.
Что выясняется из заявления:
Если что-то прячет, значит краденное. Из отдельных частей тела, вам необходимо составить фоторобот преступника и подписать эти части.

Прошу следственные группы приступить к заданию. Собрать как можно больше информации об этом подозреваемом.

Итак, начинаем совещание. Прошу доложить.
Кодовая кличка преступника? – «Гриб».

Каковы особые приметы шляпки гриба (пластинчатые или трубчатые).

Чем гриб питается? (Готовыми органическими веществами)
В каких отношениях находится с деревьями? (вступает в симбиоз)

Что такое симбиоз? (сожительство двух организмов с пользой для обоих организмов)


Один преступник найден, первое дело раскрыто, здесь состав преступления отсутствует. Слайд 2


2 задание: а вот с остальными правонарушителями дело обстоит сложнее. Нам известно только, что там работает организованная группа. Чтобы раскрыть дело, необходимо будет определить не только их основные приметы, составить фоторобот и местонахождение, но и выяснить какова роль каждого в группировке. В ходе следствия нужно будет изучить (видеоматериал) и заполнить необходимые документы (таблица).
Информация для изучения предоставлена камерами наружного наблюдения. Следственным группам необходимо отметить, к какой группе грибов относятся представители, изображённые на слайде

1 группа собирает информацию о плесневых грибах; (5, 11)

2 группа собирает информацию о шляпочных грибах; (12467810 12)

3 группа собирает информацию о съедобных и ядовитых грибах.

(съедобные- 1 2 4 6 6 8 12; ядовитые – 9 10)


Проблемный вопрос: На слайде присутствуют грибы, не изучаемые до сегодняшнего дня. Под какими номерами они находятся? (3, 13)
К какому типу питания можно отнести данные грибы?

(сапротрофы или паразиты). Кто такие сапротрофы?

Кто такие паразиты?

Определите цель урока с помощью вопросов:

с чем? (познакомиться с грибами-паразитами),

что? (выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека),

как? (как происходит заражение),

какие? (какие меры борьбы с ними нужно использовать) (слайд 2).



Воспринимают информацию,



















выполняют задание в рабочих листах

















Отвечают на вопросы











Проверяют правильность







Слушают учителя

Определяют номера правильных ответов

Смотрят на слайд

Участвуют в определении темы и цели урока














Коммуникативные УУД: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог,

обмениваются мнениями.









ЛичностныеУУД: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.


























Регулятивные УУД: Умение ставить цель, планировать деятельность.

3. Изучение новой темы (10 – 12 мин)

А кто такие паразиты? Итак, грибы-паразиты – это грибы, питающиеся органическими веществами живого организма. Они тоже вступают в симбиоз с другими организмами, но только пользу получают сами, а другому организму приносят вред.

Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, вызывая заболевания, большинство из них поселяется на различных растениях.

Наше следствие продолжается…

Сейчас поработаем в группах. Изучить информацию о грибе. Используя дополнительный материал, который находится у вас на столах, мы должны поближе познакомиться и как можно больше узнать о преступниках. Как они называются, какие органы организма они поражают, и какие меры борьбы с ними существуют. Информацию о них вы будите фиксировать в таблицу, которая есть в ваших листах. (4 мин. на каждого представителя)

Названия грибов -паразитов

На ком паразитирует, особенности

Методы борьбы и профилактики

1. Головня

Овёс, пшеница и другие злаковые культуры

обработка зёрен до посева специальным препаратом, например, раствором формальдегида. Это протравливание зерна.

2. Спорынья

Злаки и поражает завязь цветущих растении. Черно-фиолетовые рожки

очистка зерна от рожков спорыньи, уничтожение сорняков (сортировка)

3. Трутовики

Деревья

копытообразные выросты

Сбивать и сжигать


Отвечают на вопрос

















Работают с информацией в группах. Заполняют таблицу.

Общаются с соседом по парте

Личностные УУД:

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД:

 Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Коммуникативные УУД:

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД:

Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.


4. Физкультминутка

Супер физкультминутка (видео)

Выполняют упражнения


5. Продолжение новой темы –

8 -9 мин.





6. Обобщение полученных на уроке сведений

(8 мин.)



А сейчас мы с вами проведём исследование. По инструктивной карточке выполним лабораторную работу: «Грибы – паразиты растений» на примере спорыньи.

Учитель предлагает ученикам рассмотреть гриб спорынью и познакомиться с её внешним строением, используя лупу.

1. Какая проблема стояла перед вами в начале урока?

-Какие меры необходимо принимать, для предотвращения заражения грибковыми заболеваниями?

Работа с классом:

2. У меня на доске нарисовано дерево.

- Что можно сказать о его состоянии?

- Как вы это определили.

Помочь дереву освободиться от паразита могут ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке. С обратной стороны каждого трутовика записаны вопросы, правильно ответив на которые, вы освободите дерево.

Пока мы занимались изучением грибов паразитов, к нам в отдел поступили жалобы от населения. Давайте, разберёмся с этими жалобами и выясним, какие это вредители?

Показания №1 фермера: все было прекрасно, и воды и солнца вдоволь. Зерно наливалось и поспевало на поле у меня. Да только однажды поехал я по делам и проезжая мимо своего пшеничного поля, увидел, что почернели колоски пшеницы, стоят в поле, как обугленные головешки. Пришла беда, погибла большая часть урожая. Как вы думайте, как назвали этот гриб?

Головня – гриб –паразит, который поражает овес, ячмень, просо, кукурузу, пшеницу. Происхождение слова «обугленное, обгорелое полено».

Черные, созревшие споры гриба во время уборки урожая попадают на здоровое зерно и сохраняются на нем до посева. Вместе с зерном споры попадают в землю и прорастают в нити грибницы. Грибница проникает в проростки злаков и растет внутри стебля, питаясь его соком. Ко времени цветения пшеницы грибница головни достигает колоса. Разрастаясь, образуя массу спор разрушая зерновки.

Показания № 2 фермера: мало собрал я урожая пшеницы в тот год, но выручила рожь. Но когда в пищу жители моего села стали использовать ржаной хлеб, то у многих людей начались судороги, а иногда и наступала смерть.

Данный объект легко обнаруживается в период цветения: на колосьях среди зерновок хорошо заметны черно-фиолетовые рожки, выступающие из колоса. Объяснение: давайте обратимся к учебнику стр.82 учебника, 2 обзац. Какие выводы вы сделали, какое название носит этот гриб-паразит? -Почему заболели жители села?
-Что за черные рожки появились на колосках ржи?
-Как происходит заражение спорыньей?
-Докажите, что спорынья –гриб паразит.


Они состоят из плотно переплетенных гифов. Это стадия покоя гриба. В период созревания ржи они опадают на землю и зимуют под снегом. Весной на них образуются шаровидные головки красноватого цвета на длинных ножках. Созревание спор происходит во время цветения ржи. Попадая в муку, гриб способен вызывать сужение кровеносных сосудов и судороги мышц, а иногда и гибель.

Учитель: Выяснив причины заболеваний злаков и отравлений у людей, зная о размножении, развитии и условиях произрастания спорыньи и головни сформулируйте ответ на такой вопрос: как можно их уничтожить и не допустить заражения?

И наконец, показания 3 свидетеля: лесника.
Показания №3 лесника:
Спора данного гриба-паразита, попав на ранку в дереве, прорастает в грибницу и разрушает древесину. Через несколько лет образуются многолетние копытообразные плодовые тела. Они выделяют ферменты, разрушающие древесину и превращающие ее в труху.

Даже после гибели дерева гриб продолжает жить на мертвом субстрате (как сапротроф), ежегодно производя большое количество спор и заражая здоровые деревья. Поэтому погибшие деревья и плодовые тела таких грибов рекомендуется удалять из леса. Его название?

ЗАДАНИЕ 5. «Верю не верю» (если верно «+», если нет «- «)

1. Головня – это гриб поражающий клубни картофеля -

2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка -

3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми +

4. Мукор – это гриб – паразит -

5. Споры пеницилла созревают в кисточках +

6. Дрожжи используют для получения антибиотиков -



Выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке













Отвечают на вопросы











Регулятивные УУД:

Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Познавательные УУД:

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.


7. Итог урока. Эмоциональная рефлексия.

Посмотрите на наше дерево, вы ему помогли, освободив от трутовиков. Скоро все деревья распустят молодые листочки. Пусть и наше дерево оживет. На ваших столах лежат листья трех цветов. Если вам понравился урок, приклейте на дерево зеленый листочек, если не очень, то – желтый, если совсем не понравился, то – красный.

А что в итоге?

Мы узнали на уроке…

Мы научились на уроке…

Мы можем…

Пожелание учащимся.

Приклеивают на дерево листья соответствующего цвета.

Личностные:  Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки



8. Домашнее задание

  • «3» - прочитать параграф , ответить на вопросы ;

  • «4» - Творческая работа. Составить кроссворд по теме«Грибы – паразиты» не менее 10 терминов;

  • «5» - Объясните, почему нельзя использовать в строительстве стволы деревьев, поражённые трутовыми грибами?



Записывают домашнее задание







По окончанию урока учащимся предлагается взять листочки со стола и прикрепить на дерево настроения.



Нету у нас ножки

Только фиолетовые рожки.

Если нами закусить

Часа можешь не прожить.

На березе я расту

Не щажу её красу

Чахнет деревце, скрипит

Вот такой я паразит.


Конское копыто

К дереву прибито.


Это что за дело:

Просо обгорело.
И в метелках сажа, 
И на листьях даже