1. Организационный момент (1мин) | Учитель создаёт благоприятный психологический настрой на работу. - Встаньте ровно и красиво. Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. - Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Слайд 1 | Встают, приветствуют учителя | Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. ПознавательныеУУД: слушают учителя. Регулятивные УУД: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. |
2. Проверка домашнего задания (4-5 мин.) Проблемная ситуация и актуализация знаний | Сегодня на уроке мы играем в сериал «Следствие ведут знатоки». Вы ребята следователи – знатоки (звучит музыка из м/ф «Следствие ведут колобки, представление ребят). Ваша задача, выполнить важные государственные задания. Создаются 3 следственные группы(1, 2, 3 на столах таблички с номерами) Задание первое: к нам поступило заявление с просьбой найти преступников. Из заявления следует, что местонахождение одного из них и его особые приметы известны: Под сосною у дорожки Он стоит среди травы. Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть, нет головы. Состав преступления: Носит шляпку на ноге Что-то прячет он в земле. Что выясняется из заявления: Если что-то прячет, значит краденное. Из отдельных частей тела, вам необходимо составить фоторобот преступника и подписать эти части. Прошу следственные группы приступить к заданию. Собрать как можно больше информации об этом подозреваемом. Итак, начинаем совещание. Прошу доложить. Кодовая кличка преступника? – «Гриб». Каковы особые приметы шляпки гриба (пластинчатые или трубчатые). Чем гриб питается? (Готовыми органическими веществами) В каких отношениях находится с деревьями? (вступает в симбиоз) Что такое симбиоз? (сожительство двух организмов с пользой для обоих организмов) Один преступник найден, первое дело раскрыто, здесь состав преступления отсутствует. Слайд 2 2 задание: а вот с остальными правонарушителями дело обстоит сложнее. Нам известно только, что там работает организованная группа. Чтобы раскрыть дело, необходимо будет определить не только их основные приметы, составить фоторобот и местонахождение, но и выяснить какова роль каждого в группировке. В ходе следствия нужно будет изучить (видеоматериал) и заполнить необходимые документы (таблица). Информация для изучения предоставлена камерами наружного наблюдения. Следственным группам необходимо отметить, к какой группе грибов относятся представители, изображённые на слайде 1 группа собирает информацию о плесневых грибах; (5, 11) 2 группа собирает информацию о шляпочных грибах; (12467810 12) 3 группа собирает информацию о съедобных и ядовитых грибах. (съедобные- 1 2 4 6 6 8 12; ядовитые – 9 10) Проблемный вопрос: На слайде присутствуют грибы, не изучаемые до сегодняшнего дня. Под какими номерами они находятся? (3, 13) К какому типу питания можно отнести данные грибы? (сапротрофы или паразиты). Кто такие сапротрофы? Кто такие паразиты? Определите цель урока с помощью вопросов: с чем? (познакомиться с грибами-паразитами), что? (выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека), как? (как происходит заражение), какие? (какие меры борьбы с ними нужно использовать) (слайд 2). | Воспринимают информацию, выполняют задание в рабочих листах Отвечают на вопросы Проверяют правильность Слушают учителя Определяют номера правильных ответов Смотрят на слайд Участвуют в определении темы и цели урока | Коммуникативные УУД: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. ЛичностныеУУД: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Регулятивные УУД: Умение ставить цель, планировать деятельность. |
3. Изучение новой темы (10 – 12 мин) | А кто такие паразиты? Итак, грибы-паразиты – это грибы, питающиеся органическими веществами живого организма. Они тоже вступают в симбиоз с другими организмами, но только пользу получают сами, а другому организму приносят вред. Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, вызывая заболевания, большинство из них поселяется на различных растениях. Наше следствие продолжается… Сейчас поработаем в группах. Изучить информацию о грибе. Используя дополнительный материал, который находится у вас на столах, мы должны поближе познакомиться и как можно больше узнать о преступниках. Как они называются, какие органы организма они поражают, и какие меры борьбы с ними существуют. Информацию о них вы будите фиксировать в таблицу, которая есть в ваших листах. (4 мин. на каждого представителя) Названия грибов -паразитов | На ком паразитирует, особенности | Методы борьбы и профилактики | 1. Головня | Овёс, пшеница и другие злаковые культуры | обработка зёрен до посева специальным препаратом, например, раствором формальдегида. Это протравливание зерна. | 2. Спорынья | Злаки и поражает завязь цветущих растении. Черно-фиолетовые рожки | очистка зерна от рожков спорыньи, уничтожение сорняков (сортировка) | 3. Трутовики | Деревья копытообразные выросты | Сбивать и сжигать | | Отвечают на вопрос Работают с информацией в группах. Заполняют таблицу. Общаются с соседом по парте | Личностные УУД: Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Коммуникативные УУД: Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Регулятивные УУД: Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. |
5. Продолжение новой темы – 8 -9 мин. 6. Обобщение полученных на уроке сведений (8 мин.) | А сейчас мы с вами проведём исследование. По инструктивной карточке выполним лабораторную работу: «Грибы – паразиты растений» на примере спорыньи. Учитель предлагает ученикам рассмотреть гриб спорынью и познакомиться с её внешним строением, используя лупу. 1. Какая проблема стояла перед вами в начале урока? -Какие меры необходимо принимать, для предотвращения заражения грибковыми заболеваниями? Работа с классом: 2. У меня на доске нарисовано дерево. - Что можно сказать о его состоянии? - Как вы это определили. Помочь дереву освободиться от паразита могут ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке. С обратной стороны каждого трутовика записаны вопросы, правильно ответив на которые, вы освободите дерево. Пока мы занимались изучением грибов паразитов, к нам в отдел поступили жалобы от населения. Давайте, разберёмся с этими жалобами и выясним, какие это вредители? Показания №1 фермера: все было прекрасно, и воды и солнца вдоволь. Зерно наливалось и поспевало на поле у меня. Да только однажды поехал я по делам и проезжая мимо своего пшеничного поля, увидел, что почернели колоски пшеницы, стоят в поле, как обугленные головешки. Пришла беда, погибла большая часть урожая. Как вы думайте, как назвали этот гриб? Головня – гриб –паразит, который поражает овес, ячмень, просо, кукурузу, пшеницу. Происхождение слова «обугленное, обгорелое полено». Черные, созревшие споры гриба во время уборки урожая попадают на здоровое зерно и сохраняются на нем до посева. Вместе с зерном споры попадают в землю и прорастают в нити грибницы. Грибница проникает в проростки злаков и растет внутри стебля, питаясь его соком. Ко времени цветения пшеницы грибница головни достигает колоса. Разрастаясь, образуя массу спор разрушая зерновки. Показания № 2 фермера: мало собрал я урожая пшеницы в тот год, но выручила рожь. Но когда в пищу жители моего села стали использовать ржаной хлеб, то у многих людей начались судороги, а иногда и наступала смерть. Данный объект легко обнаруживается в период цветения: на колосьях среди зерновок хорошо заметны черно-фиолетовые рожки, выступающие из колоса. Объяснение: давайте обратимся к учебнику стр.82 учебника, 2 обзац. Какие выводы вы сделали, какое название носит этот гриб-паразит? -Почему заболели жители села? -Что за черные рожки появились на колосках ржи? -Как происходит заражение спорыньей? -Докажите, что спорынья –гриб паразит. Они состоят из плотно переплетенных гифов. Это стадия покоя гриба. В период созревания ржи они опадают на землю и зимуют под снегом. Весной на них образуются шаровидные головки красноватого цвета на длинных ножках. Созревание спор происходит во время цветения ржи. Попадая в муку, гриб способен вызывать сужение кровеносных сосудов и судороги мышц, а иногда и гибель. Учитель: Выяснив причины заболеваний злаков и отравлений у людей, зная о размножении, развитии и условиях произрастания спорыньи и головни сформулируйте ответ на такой вопрос: как можно их уничтожить и не допустить заражения? И наконец, показания 3 свидетеля: лесника. Показания №3 лесника: Спора данного гриба-паразита, попав на ранку в дереве, прорастает в грибницу и разрушает древесину. Через несколько лет образуются многолетние копытообразные плодовые тела. Они выделяют ферменты, разрушающие древесину и превращающие ее в труху. Даже после гибели дерева гриб продолжает жить на мертвом субстрате (как сапротроф), ежегодно производя большое количество спор и заражая здоровые деревья. Поэтому погибшие деревья и плодовые тела таких грибов рекомендуется удалять из леса. Его название? ЗАДАНИЕ 5. «Верю не верю» (если верно «+», если нет «- «) 1. Головня – это гриб поражающий клубни картофеля - 2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка - 3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми + 4. Мукор – это гриб – паразит - 5. Споры пеницилла созревают в кисточках + 6. Дрожжи используют для получения антибиотиков - | Выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке Отвечают на вопросы | Регулятивные УУД: Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Познавательные УУД: Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
7. Итог урока. Эмоциональная рефлексия. | Посмотрите на наше дерево, вы ему помогли, освободив от трутовиков. Скоро все деревья распустят молодые листочки. Пусть и наше дерево оживет. На ваших столах лежат листья трех цветов. Если вам понравился урок, приклейте на дерево зеленый листочек, если не очень, то – желтый, если совсем не понравился, то – красный. А что в итоге? Мы узнали на уроке… Мы научились на уроке… Мы можем… Пожелание учащимся. | Приклеивают на дерево листья соответствующего цвета. | Личностные: Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки |