Смена видов учебной деятельности (от 4 до 7);
Частота чередования различных видов учебной деятельности (через 10 мин.)
Количество видов преподавания (не менее 3)
Наличие эмоциональных разрядок (2-3)
Чередование позы (в соответствии с видом деятельности)
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток (На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого)
Психологический климат (рефлексия)
- усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей цветка, его биологическое значение.
- отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.
- Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;
- развитие логического мышления, внимания, творческих и познавательных способностей, умение анализировать, делать выводы; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
- создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;
- посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.
Краткое описание этапов урока. | Деятельность учителя. | УУД, формируемые на уроке. |
1.Организационный момент. | Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока. | Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л) -Уважительно относиться к учителю(Л) -Уважительно относиться к одноклассникам(Л) -Умение организовать выполнение задания учителя(Р) |
2.Мотивационный этап. | Учитель читает отрывок из стихотворения: Что может быть на свете краше Букета полевых ромашек! И благороднейшие розы Не терпят грубости и позы! Какое совершенство линий У гладиолусов и лилий! А сколько нежности и ласки Анютины нам дарят глазки! Гвоздики, иван-чай, цикорий — Великолепных красок море! Цветов прекрасен облик милый. Без них бы жизнь была б унылой! Автор: Белов С.А. Вопрос учителя:- тема нашего урока будет посвящена какому чуду природы? Учитель: Да, вы правы, речь идет о цветке - настоящем природном шедевре. Сегодня нам с вами предстоит узнать, почему одиноко растущее дерево облепихи не даёт плодов? Почему обильно цветущие плети огурцов не дают много завязи? Почему именно цветок образует плоды и семена. Вы готовы к изучению следующей темы? | Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л) -Уважительно относиться к учителю(Л) -Уважительно относиться к одноклассникам(Л) |
3.Актуализация знаний, сообщение темы урока. | Актуалтзация знаний: - какие видоизменённые побеги вы знаете? - значение видоизменённых побегов? -(Учитель подводит учащихся к ответу о происхождении цветка из побега.) Учитель: Цветок, это тоже видоизменённый укороченный побег. Слайд - тема урока. Тема нашего урока «Строение цветка». Слайд – Демонстрация многообразия цветов. Учитель: Цветок это орган растения. Но как разнообразны и специфичны цветки у разных растений. И, несмотря на широкую палитру форм и красок, размеров и запахов, все цветки, имеют схожее строение. Слайд. Схема строения цветка. Учитель дает определение и объясняет строение цветка по таблице на слайде. Цветок – ЭТО ОРГАН СЕМЕННОГО РАЗМНОЖЕНИЯ. - Венчик состоит из лепестков (может быть большой и маленький, а т. ж разного цвета) - чашелистики – наружные листочки, образуют чашечку. - обратите внимание, что у двудольных растений околоцветник двойной, а у однодольных простой. - главные части цветка: пестик (рыльце, столбик, завязь, в которой две яйцеклетки) - тычинка (пыльник – внутри созревает пыльца (спермии) и тычиночная нить.) - цветоножка. А, ещё цветки бывают правильной и неправильной формы. -Параллельно учащиеся работают в зачётной тетради. Работа в тетради Учитель: Проверим правильность заполнения. Посмотрите на экран, откорректируйте свою работу, оцените степень правильности выполнения. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы. В завершение фиксируется достижение поставленной цели - умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительным источником. | -Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К) -Умение организовать выполнение задания учителя(Р) -Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р) -Умение сотрудничать в поисках и систематизации результатов(К) - самоконтроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли(К) |
4. Постановка учебной задачи. | Лабораторная работа. Учитель: Ребята, на ваших столах: лупы, образцы цветков растений Герани, Хлорофитума и экспертный лист. Вам необходимо рассмотреть особенности строения цветков и внести необходимые данные в таблицу. Заполнить пользуясь учебником стр. 60 Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу. Название растения | Вид околоцветника | Форма цветка | Главные части | Однодольные или двудольные | Герань | | | | | Хлорофитум | | | | | | - сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П): - осознанное и произвольное; подведение под понятие; -постановка и формулирование проблемы (П); структурирование знаний (П); -волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Работа в парах – взаимопроверка. Учитель: Проверим правильность заполнения. Опираясь на заполненную таблицу в экспертном листе, охарактеризуйте цветки растений. - какие трудности возникли при выполнении лабораторной работы? Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах) проговаривают этапы проделанной работы и моменты затруднения. Развивают логическое мышление, внимание, познавательные способности, умение анализировать, делать выводы; развивают навыки самоконтроля и взаимоконтроля. | - построение речевого высказывания (П); структурирование знаний (П); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); |
6. Включение в систему знаний и повторение. | Через анализ строения и значения цветка создать условия для более глубокого подтверждения выводов обучающихся о взаимосвязи всех органов растения. Учитель: (пользуясь учебником стр.61) Узнай, почему растения называют однодомными и двудомными? - какое растение можно назвать однодомным и почему? - какое растение можно назвать двудомным и почему? - почему некоторые цветки называют однополыми? Слайд. Изображены цветки пестичные, тычиночные и обоеполые. Учитель: Посмотрите на рисунки и скажите, в каких цветках будут развиваться плоды и почему? Физкульт минутка Зрительная гимнастика с героями любимых книг: Винни-Пух и Пятачком. Учебная игра «Узнай, у какого растения два дома, а у какого один?» Слайд. Изображены двудомные растения – крапива, ива, облепиха. Следующий слайд: однодомное растение – кукуруза, огурцы. Учитель: А, теперь вы готовы ответить на вопросы, которые прозвучали в начале урока? - Почему одиноко растущее дерево облепихи не даёт плодов? - Почему обильно цветущие плети огурцов не дают много огурцов? | - подведение под понятие (П); -установление причинно-следственных связей (Р); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(Л) |
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой | При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы. Заполняют экспертный лист. - Выполняют тест – взаимопроверка Тест 1. Цветок – это способ: а) семенного размножения в)вегетативного размножения б) плодового размножения г)тычиночного размножения 2. Главные части цветка: а) лепестки и чашелистики б) пестик и тычинки 3. Часто яркоокрашены: а) чашелистики в) лепестки венчика б) тычинки г) пестик 4. Раздельнополые цветки, у которых: а) есть тычинки и пестик в) есть только тычинки б) есть лепестки и чашелистики г) есть только пестик 5. Функции цветка: а) образование плодов в) фотосинтез б) минеральное питание г) дыхание Ответы: 1-А; 2-Б; 3-В; 4-В,Г ;5-А В завершение фиксируется достижение поставленной иели - научиться правильно применять на уроке, биологические термины, понятия, определения. | - Умение организовать выполнение задания учителя(Р) -Умение делать выводы по результатам работы(Р) - Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р) - Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К) - самоконтроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли(К) -Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К) |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Подведём итоги урока. Продолжите предложения, которые вы видите на доске. Сегодня я узнал... Было интересно... Я понял,что... Теперь я могу... Я научился... Было трудно... Я попробую.... Меня удивило... Мне захотелось... Творческое домашнее задание: - Почему опасны морозы во время цветения растений? - Где растёт самый большой цветок в мире? - Самые причудливые цветы? Обсуждение домашнего задания. Выставление отметок. | - рефлексия способов и условий действия(П); -контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценкана на основе критерия успешности (Л) -адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности: -выражение свою: мыслей с достаточной полнотой и точностью(К); -формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К); -следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |