СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Бытовые сказки «Солдатская шинель».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель – сформировать понимание об особенностях  бытовых сказок,  познакомить со сказкой «Солдатская шинель».

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Бытовые сказки «Солдатская шинель».»

23.09. Конспект урока литературы в 5 классе на тему: Бытовые сказки «Солдатская шинель».

 Цель – сформировать понимание об особенностях бытовых сказок, познакомить со сказкой «Солдатская шинель».

Ход урока.

Русские народные сказки

Выразительное чтение и пересказ русских народных сказок

Чтение и пересказы школьники проиллюстрируют своими рисунками.

Урок завершим обсуждением вопроса:

— Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными?

У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных важным кажется то, что они учат понимать характеры людей на примере историй о лисах и волках, медведях и зайцах. Бытовые сказки дают пример смекалки, находчивости, веселой шутки. Их герои не поддаются унынию и печали. Волшебные сказки учат мужеству, настойчивости в достижении благородной цели, помогают верить в добро.

В качестве внеклассного мероприятия по теме «Устное народное творчество» можно подготовить урок-праздник «Серебряное донце, золотое веретенце»

Говорил барин с солдатом; солдат стал хвалить свою шинель; «Когда мне нужно спать, постелю я шинель, и в голова положу шинель, и покроюсь шинелью!»

Барин стал просить солдата продать ему шинель; вот они сторговались за двадцать пять рублей.

Пришёл барин домой и говорит жене: «Какую я вещь- то купил! Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла; мою шинель постелить, в голова положить и одеться шинелью!» Жена стала его бранить: «Ну, как же ты будешь спать?»

И точно, барин постелил шинель, а в голова положить и одеться нечем, да и лежать-то на ней жёстко.

Пошёл барин к полковому командиру жаловаться на солдата. Командир велел фельдфебелю позвать его.

Привели солдата. «Что же ты, брат, — говорит командир, — обманул барина?» — «Никак нет, ваше высокоблагородие», — сказал солдат, взял расстелил шинель, голову положил на рукав и накрылся полою. Полковой командир ещё наградил солдата.

Вот как поработаешь да долго не спишь, так и на камне заснёшь; а кто ничего не делает, тот и на перине не уснёт!

Беседа

1. Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители?

2. Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?

3. Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?

4. Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подготовьте краткий пересказ одной из них.

5. Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расскажите об одном из них (например, о В. Васнецове, И. Билибине, о других художниках) или об особенностях их иллюстраций.

Фонохрестоматия

1. Сказка «Солдатская шинель» относится к бытовым сказкам. Различается ли манера сказывания бытовых сказок и волшебных? Чем?

2. Подготовьте две-три сказки для устного сказывания.

Итог урока

- Какая была тема урока?

- Какие задания выполняли?

- Что нового узнали?

Домашнее задание

Оформить в читательском дневнике (или рабочей тетради) страницы с отзывами о трех сказках: волшебной, бытовой и о животных (из тех, что не изучались в классе). Оценки.