23.09. Конспект урока литературы в 5 классе на тему: Бытовые сказки «Солдатская шинель».
Цель – сформировать понимание об особенностях бытовых сказок, познакомить со сказкой «Солдатская шинель».
Ход урока.
Русские народные сказки
Выразительное чтение и пересказ русских народных сказок
Чтение и пересказы школьники проиллюстрируют своими рисунками.
Урок завершим обсуждением вопроса:
— Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными?
У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных важным кажется то, что они учат понимать характеры людей на примере историй о лисах и волках, медведях и зайцах. Бытовые сказки дают пример смекалки, находчивости, веселой шутки. Их герои не поддаются унынию и печали. Волшебные сказки учат мужеству, настойчивости в достижении благородной цели, помогают верить в добро.
В качестве внеклассного мероприятия по теме «Устное народное творчество» можно подготовить урок-праздник «Серебряное донце, золотое веретенце»
Говорил барин с солдатом; солдат стал хвалить свою шинель; «Когда мне нужно спать, постелю я шинель, и в голова положу шинель, и покроюсь шинелью!»
Барин стал просить солдата продать ему шинель; вот они сторговались за двадцать пять рублей.
Пришёл барин домой и говорит жене: «Какую я вещь- то купил! Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла; мою шинель постелить, в голова положить и одеться шинелью!» Жена стала его бранить: «Ну, как же ты будешь спать?»
И точно, барин постелил шинель, а в голова положить и одеться нечем, да и лежать-то на ней жёстко.
Пошёл барин к полковому командиру жаловаться на солдата. Командир велел фельдфебелю позвать его.
Привели солдата. «Что же ты, брат, — говорит командир, — обманул барина?» — «Никак нет, ваше высокоблагородие», — сказал солдат, взял расстелил шинель, голову положил на рукав и накрылся полою. Полковой командир ещё наградил солдата.
Вот как поработаешь да долго не спишь, так и на камне заснёшь; а кто ничего не делает, тот и на перине не уснёт!
Беседа
1. Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители?
2. Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
3. Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?
4. Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подготовьте краткий пересказ одной из них.
5. Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расскажите об одном из них (например, о В. Васнецове, И. Билибине, о других художниках) или об особенностях их иллюстраций.
Фонохрестоматия
1. Сказка «Солдатская шинель» относится к бытовым сказкам. Различается ли манера сказывания бытовых сказок и волшебных? Чем?
2. Подготовьте две-три сказки для устного сказывания.
Итог урока
- Какая была тема урока?
- Какие задания выполняли?
- Что нового узнали?
Домашнее задание
Оформить в читательском дневнике (или рабочей тетради) страницы с отзывами о трех сказках: волшебной, бытовой и о животных (из тех, что не изучались в классе). Оценки.