СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Что значит скромность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фомировать у учащихся ценностную ориентацию, способность  формулировать нравственную сущность, развивать умения отличать плохое от хорошего...

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Что значит скромность"»

Тема урока «Что значит скромность»


Познавательная цель урока: ознакомить учащихся с темой урока и разъяснить им цели и задачи занятия.

Воспитательная цель урока: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.

Развивающая цель урока: развивать умения отличать плохое от хорошего

Оформление, оборудование: рисунки учащихся, картинки, музыкальный центр, журналы, плакаты с высказываниями и пословицами:

«Я всегда стараюсь сеять семена добра…» Р. Абакарова.

«Шиповник невзрачен и колюч, но и на нем растут прелестные цветы и удивительно целебные плоды. Не забывай, что немало в жизни и людей, похожих на шиповник». А. Курбанова

«Скромность украшает человека» (Пословица).

«Доброта и скромность вместе, как близнецы-братья» (Пословица).

Ход урока:


I. Организационный момент


Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим на тему «Скромность», узнаем, насколько скромность необходима нам в жизни.


II. Проверка домашнего задания


Учитель. Сначала проверим домашнее задание. Нужно было подготовить сообщение на тему: «Какими мы должны быть?»


Ученики отвечают. Есть хорошие неписаные правила для подрастающего поколения. Вот они:


1. В школе, дома и в общественных местах нужно быть скромными, вежливыми, предупредительными, аккуратно одетыми,


2. Нужно на улицах соблюдать правила уличного (дорожного) движения.


3. Надо быть внимательным к старшим, оказывать им посильную помощь.


4. Нужно заботиться о маленьких детях, слабых, больных, об инвалидах, обо всех, кто нуждается в нашей помощи.

5. Нужно приветствовать при встрече всех знакомых людей: родственников, соседей, учителей, друзей и других.


6. Нужно везде и во всём соблюдать установленный порядок.



Учитель. Молодцы! Хорошие правила для подрастающего поколения вы записали. А теперь скажите, пожалуйста, что такое скромность?


Учащиеся отвечают.


1. Скромность – это сдержанность в обнаружении своих достоинств, заслуг, нехвастливый человек.


2. Скромный человек – это сдержанный, умеренный, простой и пристойный человек


3. Скромняга – очень скромный человек.


Учитель. Да, ребята, скромность является одной из черт характера культурного человека. Чем культурнее человек, тем он более прост и скромен, тем меньше в нем высокомерия и зазнайства.

А как вы понимаете значение этих строк?


Учащиеся отвечают.


1. Как я понял, проявление скромности – это признак проявления воспитанности, человечности. Чем больше человек проявляет простоту и скромность, тем больше он заслуживает уважения среди людей.


2. Я слышал от друзей, что нескромный человек ведет себя высокомерно, что такой человек не считается с окружающими людьми, он хвалить сам себя. Например, один мой знакомый, он добился успехов в спорте, и помог ему, сделать карьеру. Он постоянно говорить только об этом. Это хорошо и похвально, что он достиг успехов в спорте, но без умолка жужжать об этом, я думаю, нескромно.


3. А я знаю, что есть такие девочки, которые считают себя всезнайками, что они очень высокомерно ведут себя среди подруг, даже среди взрослых. Они хвалят себя, говорят, что они самые-самые в школе.


4. Успехами своих детей сильно хвалятся и родители. Везде они могут говорить одно и то же, что мой сын – такой-то, что дочь моя такая-то. Послушаешь таких родителей, получается, что их дети умники и умницы, но в культуре поведения ничего не смыслят. На самом деле не такие глубокие у них знания. Другие учащиеся ни в чём им не уступают.


Учитель. Да, ребята, вы правильно рассуждаете. К сожалению, у некоторых учащихся, не у всех, правда, иногда появляется зазнайство. Успехи в учебе, в спорте, в труде не должны вскружить им голову. Они не правы, если начинают с пренебрежением относиться к своим друзьям, у которых по объективным причинам не столь высокие успехи. Я думаю, и успешным ребятам нельзя терять своё человеческое лицо.


Как вы считаете, что означает слово «зазнаться»?



Учащиеся отвечают. Зазнаться – это значит возгордиться, возомнить о себе много, вести себя пренебрежительно к другим.


Учитель. Правильно. Такое лексическое значение слова даётся в словаре С.И.Ожегова.


Иногда бывают случаи, когда учащиеся хвалятся не своими заслугами, а заслугами отца или матери. Послушайте такие ситуации из жизни.



Ученик отвечает. Отец одного моего знакомого подростка работает на крупном предприятии. Он сам своим трудом добился больших успехов на работе, хорошо обеспечивает семью, с друзьями у него хорошие отношения, за успехи его уважают. В семье у него один-единственный сын. Он не хочет учиться. Он часто говорит своим друзьям: «Папа всё сделает, зачем мне стараться? Он уже определил место, куда я поступлю после окончания школы.


Учитель. Правильно ли думает этот подросток? Ваши мнения по этому поводу.



Учащиеся отвечают.


III. Анализ ситуации



Учитель. В одной семье мать работает директором завода. Она очень хороший специалист в своем деле. Ее уважают, она человек – скромный. Умеет работать с подчиненными, помогает нуждающимся. Она может найти общий язык с каждым человеком. Ее простота и скромность зажгли в душах сотрудников понимание и желание лучше работать. У нее дома сын и дочь – они прекрасно учатся, умеют вести домашнее хозяйство, пока мама находится на работе. А главный их признак – это их скромность. Ведь «Скромность украшает человека».



Вопрос. Что вы скажете, ребята, на это?


Учащиеся отвечают.



Учитель. К. П. Победоносцев писал: «Каковы бы ни были природные склонности воспитанника, особенности семейной и общественной среды, из которой он вышел, долг воспитания – возбудить в нем деятельную жизненную силу и утвердить сознание того, что он может и должен сам способствовать своему духовному росту. В любое время – и теперь, и тогда, когда не будет около него учителей и воспитателей. Для этого необходимо, прежде всего, привить ему добрые навыки и способность умножать их впоследствии…» (Из книги Р. Абакаровой «Формирование ДЧО: интегративный подход», стр.90)


Что вы скажете, ребята, об этом высказывании?



Учащиеся отвечают.


1. Автор этих строк, К. П. Победоносцев, прав, нужно прививать детям навыки нравственного воспитания, умения вести себя порядочно, скромно.



2. В какой бы обстановке ни жил и ни рос ребенок, он должен вырасти духовно богатым, скромным, воспитанным человеком.





Учитель. Хорошо, ребята, я с вами согласен(а). А сейчас прочитаем строчки из книги Р. Абакаровой «В добрый путь». Соберем по отдельным строчкам наставления и фразы, которые могут пригодиться нам в жизни.




IV. Задание «Кто быстрее найдет строчки поучительного характера из книги Р. Абакаровой «В добрый путь»?




Учащиеся читают стихотворные строчки из книги Р.Абакаровой «В добрый путь

Я открыла в Ваших книгах

Новый, светлый образ Ваш.

В жизни сложной, многоликой

Наших достижений страж.


  1. Я из этих книг узнала,

Что политик есть у нас.

И сердечный, и бывалый…

Он в душе моей сейчас.


  1. Из семьи рабочей вырос,

В жизни закален трудом.

Эта жизнь, хочу, чтоб билась

Чистым горным родником.


  1. Я сама всегда стараюсь

Сеять семена добра.

В души земляков бросаю,

Их вокруг себя собрав.



5. Добросовестный родитель

Учит мудрости детей.


6. И не словом лишь, а делом

Помогаете нам жить.

Учитель. Молодцы, ребята, вы нашли добрые слова.


V. Релаксация


Учитель. Закройте глаза, ребята. И представьте, что нас окружают скромные, порядочные, трудолюбивые люди. Мы с вами воспитанные, уравновешенные люди, которые готовы помочь друг другу и в радости, и в трудностях. Теперь откройте глаза, у нас все хорошо и замечательно. Теперь вспомните, пожалуйста, пословицы о Родине.


VI. Чтение эссе «Кокетка»


Кокетка


Пускай во всём, что совершаешь ты,

Проступит след душевной красоты.


Муса Джалиль


Амина выросла, стала красавицей: глаза в меру подведены, губы ярко очерчены, щёки пунцово горят. Не девушка, а загляденье.

Сойдя с поезда, Амина с обворожительной улыбкой окинула всех на перроне. Встретившись с взглядом с соседкой-старушкой, с трудом передвигающейся из-за тяжести сумок, она брезгливо отвернулась и спешно потопала по перрону.

– Доченька, помоги, пожалуйста, донести сумки до ворот, – взмолилась старушка.

– Ещё чего! Не можешь нести тяжёлые сумки, так не наполняй их, – девушка кокетливой походкой прошла мимо соседки.

Старушка вздохнула:

– Как же вмещается в таком красивом теле такое чёрствое сердце? И откуда в ней столько чёрствости, у её родителей ничего такого не было…


____________


VII. Вывод по эссе «Кокетка»


Учитель. Скромность – это признак, подтверждающий человеческую природу, ибо она раскрывает степень воспитанности личности. Когда вы видите, что человек стесняется совершенного неприличного поступка, если краска стыда покрывает его лицо при постыдных действиях, то знайте, что его совесть жива, его душа незапятнанна, его природа чиста. А если вы видите человека толстокожего, с притупленными чувствами, не обращающего внимания на то, что рядом с ним живёт человек, нуждающийся в помощи, знайте, в этом человеке нет добра, в нём отсутствует даже доля скромности, служащая сдерживающим началом, уберегающим личность от проступков или скверных поступков.

VIII. Итог урока


Учитель. Наш урок подходит к концу. Давайте, ребята, запишем высказывания и пословицы, которые вам могут пригодиться в жизни:

«Я всегда стараюсь сеять семена добра…» Р. Абакарова.

«Шиповник невзрачен и колюч, но и на нем растут прелестные цве-ты и удивительно целебные плоды. Не забывай, что немало в жизни и людей, похожих на шиповник». А. Курбанова

«Скромность украшает человека» (Пословица).

«Доброта и скромность вместе, как близнецы-братья» (Пословица).

Учащиеся записывают.

Учитель. Вы сегодня молодцы, ребята! И запомните, что скромных, порядочных, добросовестных людей любят и уважают.


VIII. Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему «Скромность украшает человека».













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!