СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока для 10 класса по теме "Природные источники углеводородов". УМК РудзитисГ.Е. Фельдман Ф.Г.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал знакомит обучающихся с составом и способами переработки природного и попутного нефтяного газов, как источника топлива и сырья для получения многих органических веществ

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока для 10 класса по теме "Природные источники углеводородов". УМК РудзитисГ.Е. Фельдман Ф.Г.»

Учитель: Лукуша Е.Ф.

Предмет: химия

Класс: 10

Тема: Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяные газы.

Цель урока: продолжить формирование у обучающихся понятий о природных источниках углеводородов. Познакомиться с составом и способами переработки природных и попутных нефтяных газов как источника топлива и сырья для получения многих органических веществ.

Планируемые результаты:

1. Предметные УУД: – углубить и обобщить знания о природном и попутном нефтяном газах, рассмотреть их состав, применение

2. Метапредметные:

Познавательные УУД: давать определение понятиям, обобщать понятия; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать информацию, представленную в схемах и таблицах

Регулятивные УУД: планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата

Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками, уметь слушать собеседника, осознанно использовать устную и письменную речь Личностные УУД: понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний для решения практических задач в повседневной жизни, уметь управлять своей познавательной деятельностью

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, презентация.

Х О Д У Р О К А

I. Организационный этап

II Актуализация опорных знаний

Беседа

-приведите примеры применения углеводородов в народном хозяйстве;

-есть ли в неживой природе запасы органических веществ?

Исходя из обсужденных вопросов, сформулируйте цель урока

(Природный и попутный нефтяные газы)


III. Изучение нового материала

Какие вопросы мы сможем сегодня обсудить в этой теме?

1.Состав природного и попутного нефтяного газов (в сравнении).

2. Природный газ его использование

3. Попутный нефтяной газ и его использование.

4. Вывод-схема об использовании природного и попутного нефтяных газов в качестве химического сырья.

Информация для обучающихся: Во время работы на уроке пытаемся ответить на вопрос: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему?

Вступительное слово учителя:

Разработка месторождений углеводородного сырья ставит перед обществом множество проблем. Это в первую очередь социальные проблемы, связанные с освоением труднодоступных районов, где отсутствует социальная инфраструктура. Суровые условия требуют разработки новых технологий добычи и транспортировки сырья. Экспорт газов, не в полной мере развитая промышленная база для их переработки, недостаток их на внутрироссийском рынке – это проблемы экономические и политические. Природа реагирует на деятельность человека, возникают экологические проблемы: загрязнение почвы, воды, воздуха, разрушение биогеоценозов, в том числе таких хрупких, как тундра. Человеческое общество вынуждено искать способы решения всех этих проблем. И сегодняшний урок позволит нам окунуться в эту тему, так как в наше динамичное время, человек не может использовать одни и те же способы решения проблем и сегодня, и завтра. И вам, будущим выпускникам придется отвечать на вопросы не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, принимать решения, делать выводы, отвечать за результаты своей деятельности.

Проблемный вопрос: Каков состав природного газа? Этот вопрос можно решить через расчетные задачи

Классу предлагается решить три задачи по вариантам:

1. Массовая доля углерода составляет 75 %, а водорода -25%. Найти молекулярную формулу углеводорода.


2.Относительная плотность газа по водороду равна 8. Определить молекулярную формулу предельного углеводорода.


3. Плотность алкана равна 1,4 г/л. Определить молекулярную формулу алкана.


При решении задач класс приходит к выводу, что состав веществ одинаковый СН4.

Проблемный вопрос: Какое топливо более экономично в употреблении: газ или уголь?

Зная термохимические уравнения горения угля и газа мы сможем ответить на этот вопрос.

Задача: Вычислите количество теплоты, выделившегося при сгорании 1кг.угля и 1 кг метана, если 1 моль угля выделяет 402 КДж, а 1 моль метана- 896 КДж. (ответ:33500КДж и 55750КДж)

Физкультминутка

Сообщения обучающихся (с презентациями, которые они подготовили дома):

1 ученик тема: «Состав и использование попутных нефтяных газов»

2 ученик тема: «Достоинство природного газа как энергоносителя»

3 ученик тема: «Использование природного газа»


Вывод-схема об использовании природного и попутного нефтяных газов в качестве химического сырья.

(Материал в распечатанном виде находится на столах обучающихся)

Природные источники

Углеводороды

Продукты переработки углеводородов

Природный газ

Ацетилен

Растворители

Синтетический каучук



Пластмассы


В одород NН3

Соли аммония



НNO3



Мочевина


Сероводород

С ера Серная кислота


Синтез-газ

Кислородсодержащие органические вещества

Попутные газы (с С14)

Этилен

Растворители



Пластмассы



Этиловый спирт


Пропилен

Пластмассы


Бутены

Синтетический каучук


Бутадиен

Растворители



IV Первичное закрепление нового знания.

Задача PISA 2015г. Ископаемые виды топлива.

Ископаемые виды топлива Текст Приложение №1

Критерии ответов Приложение №2

V Домашнее задание:

§ 17 изучить, подготовить сообщение по теме вопроса №3 стр.80

VI Подведение итогов урока, рефлексия:

В чем сложность нового материала? Какие проблемные вопросы возникли?

1. что нового я узнал сегодня на уроке

2. что вызвало у меня удивление

3. я понял, что…

4. было интересно…

5. было трудно…

6. я научился…

7. теперь я могу…





4