МАОУ «Средняя общеобразовательная школа имени Декабристов»
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ СМЕСЕЙ И СПЛАВОВ, СУШКУ, СТОИМОСТЬ
Учитель математики: Неподоба Н.А.
г.Ялуторовск
2017г.
Сегодня, во время роста научно-технического прогресса и информатизации, трудно назвать области деятельности человека, в которых не применяется математика. Именно поэтому, изучению математики отводится немалое количество часов. Математика всегда входила в число обязательных предметов на итоговой аттестации, а в настоящее время, при сдаче итоговой аттестации, ученики имеют возможность сдавать экзамен по математике выбирая уровень: базовый или профильный. Неотъемлемой частью экзамена по математике является умение решать текстовые задачи.
Изучение текстовых задач происходит в основной школе, но рассматриваются они недостаточно глубоко, таким образом, приобретённые в основной школе навыки и знания решения текстовых задач со временем теряются. Исходя из этого, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, необходимо рассматривать виды текстовых задач более углубленно, систематизировать, классифицировать задачи, предлагать учащимся различные методы решения текстовых задач, а также организовывать работу по самостоятельному поиску этих методов.
Текстовые задачи условно классифицируют по типам: задачи на числовые зависимости; задачи, связанные с понятием процента; задачи на «концентрацию смесей и сплавов», на «движение», «работу», «сушку». При решении каждой задачи необходимо проявлять логическое мышление, проводить математическое исследование.
Урок «Решение текстовых задач на концентрацию, сплавы, сушку»
Цель: Научиться решать задачи на концентрацию, смеси, сплавы.
Ход урока:
Организационно-мотивационный этап
Постановка темы урока, цели.
- В каких профессиях нужна математика?
- Нужны ли знания математики домохозяйкам? В каком случае хозяйке нужна математика?
Например, для приготовления еды хозяйке нужен 9% уксус, а у нее имеется только 80%. В каких пропорциях нужно смешать 80% - ный уксус водой, для получения 150 граммов нужной концентрации?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Итак, запишите тему в тетради.
Актуализация опорных знаний.
1.Перевести % в десятичную дробь: 90%, 12%, 85%, 9%, 17%, 5% - устно.
2.Выразите переменную из уравнения: (работа в парах)
А) 0,45·36 + х = 0,6(36 + х)
Б) 0,3(600 - у) + 0,1у = 90
В) 19,8 – х = 2,64 – 0,12х
Объяснение материала.
В процессе решения задач на смеси и сплавы целесообразно действовать по следующей схеме. Предложить ученикам изучить алгоритм действий:
1. Изучите условие задачи. Искомые величины обозначьте буквами. Выбирая неизвестные параметры, мы создаем математическую модель ситуации, описанной в условии задачи.
2. Выразите искомые величины через данные или вспомогательные величины.
3. Составьте уравнение или систему уравнений – переход от словесной формулировки к составлению математической модели.
4. Решите уравнение или систему и по условию задачи установите какие корни пригодны к решению задачи.
Научите ученика задавать вопросы по условию задачи и отвечать на них. Постановка специальных вопросов и поиск ответов на них — включает следующий «стандартный» набор вопросов, ответы на которые позволяют детально разобраться в содержании задачи:
О чем говорится в задаче?
Что известно в задаче?
Что требуется найти в задаче?
Что в задаче неизвестно? и др.
Ознакомить учеников с различными способами решения задач на смеси и сплавы
При решении задач на смеси часто путают проценты и доли, раствор и растворенное вещество. Необходимо помнить, что массовая доля находится делением значения процентной концентрации на 100%, а масса растворенного вещества m(в-ва) равна произведению массы раствора m(р-ра) на массовую долю.
В большинстве случаев задачи на смеси и сплавы становятся нагляднее, если при их решении использовать схемы, иллюстративные рисунки или вспомогательные таблицы.
Задача. В каких пропорциях нужно смешать а%-й и b%-й растворы кислоты (a
1 способ
Возьмем х г а%-го раствора и у г b%-го раствора кислоты. Составим таблицу:
Концентрация раствора, % Масса раствора, г Масса кислоты, г
a х 0,01ax
b у 0,01by
c (смесь) x + y 0,01c(x + y)
Составим и решим уравнение:
0,01ах + 0,01by = 0,01c(x + y),
(b – с)у = (с – а)х,
x : у = (b – с) : (с – а).
2 способ
В химии 9 класса для решения такого типа задач используют диагональные схемы:
В этой схеме а и b – концентрации исходных растворов, с – требуемая концентрация кислоты в процентах, а «крест-накрест» – записаны их разности (b – с) и (с – а), соответствующие отношению масс растворов а и b.
Задача: Имеется лом стали двух сортов содержанием никеля 5 % и 40%. Сколько нужно взять каждого из этих сортов, чтобы получить 140т стали с содержанием никеля 30%?
Решение:
5% 40-30=10
30%
40% 30-5=25
Значит, отношение никеля в ломе составляет
10: 25 = 2:5
140 : 7 – 20, значит I сорта надо взять 20 х 2 = 40 т,
II - 100 т.
Ответ: 40 т, 100 т.
Задачи на смесь веществ
Задачи в которых говорится, что нужно смешать два вещества и получить новое вещество, можно решать по формуле: m1 n1 + m2 n2 = n3 (m1 + m2)
где m - масса вещества, a n - процентное содержание его в смеси или сплаве.
Задача: смешали 300 г. 50% и 100 г. 30% раствора кислоты. Определите процентное содержание кислоты в полученной смеси.
Решение: 300· 50% + 100 · 30% = х (300 + 100)
Ответ: 45 %
В задачах, где говорится об изменениях в одном и том же веществе, применяется формула: m1 n1 = m2 n2,
где m1 и n1 – это масса и процентное содержание вещества до изменения, а m2 и n2 – масса и процентное содержание вещества после изменения.
Задача1: Сколько воды следует добавить к 40 кг 5 % -ого раствора соли в воде, чтобы получить 4 % -ый раствор.
Решение: так как в данном растворе не меняется масса самой соли, то составим равенство: m1 n1 = m2 n2
40 · 5 = (40 + х) · 4; х = 10 кг
Ответ: 10 кг
Задача2:
1. Цену на машину сначала снизили на 15%, а затем повысили на 10%. Сколько процентов от первоначальной стоимости составляет цена машины?
0,85 · 1,1 = 0, 935 Ответ: 93,5%
Мы, учителя, знаем, что рассматриваемый тип задач вызывает затруднения у учащихся. Они путаются в массовой деле, в процентном содержании вещества. Поэтому целесообразно предложить ребятам еще один метод, называемый «метод котлов».
Разбор задачи по «методу котлов».
Задача 1. Смешали 30% - ый и 10%-ый растворы соляной кислоты. Получили 600 граммов 15%-ого раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?
15%
10%
30%
=
+
Х г
У г
600г
Переведем проценты в десятичные дроби, умножим процентное содержание вещества на массу и составим уравнение или систему уравнений:
; ; ;
;
Ответ: 150 граммов и 450 граммов каждого раствора необходимо.
Задача 2. Кусок сплава меди и цинка массой в 36 кг содержит 45% меди. Какую массу меди нужно добавить к этому куску, чтобы полученный новый сплав содержал 60% меди?
60%
100%
45%
=
+
36+х г
36 г
х г
Ответ: 13,5 килограммов меди.
Задача 3. Свежие грибы содержат по массе 90% воды, а сухие 12% воды. Сколько получится сухих грибов из 22 кг свежих?
-
=
12%
100%
90%
22 - х г
22 г
х г
22-19,5 = 2,5(кг)
Ответ: из 22 кг грибов получится 2,5 кг свежих.
Решение задач (учащиеся с высокой мотивацией обучения могут решать задачи самостоятельно)
Задача 4. В свежем хлебе содержится 45% воды, сколько получится килограммов сухарей из 255кг хлеба с содержанием воды 15%.
Задача 5. Имеется 500 кг целлюлозной массы, с содержанием 85% воды. Сколько килограммов целлюлозы останется после выпарки, чтобы оставшаяся масса содержала 75% воды?
Постановка домашнего задания: найти в тестах задачи на тему урока. Решить 2-3 задачи.
Рефлексия
Предлагаю ученикам ответить на вопросы:
- Сегодня на уроке я узнал
- Сегодня на уроке я научился
- Сегодня на уроке у меня не получилось
- Укажите наиболее понятный способ решения задач на концентрацию.
Задания для самостоятельной работы
1. Смешали 30%-ый и 10%-ый растворы соляной кислоты. Получили 600г. 15%- го раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?
А) 150г и 450г
В)250г и 350г
С)220г и 380г
Д)125г и 475г
Е)300г и 300г
Ответ: А
2. Один раствор содержит 30% ( по объёму) азотной кислоты, а второй 55% азотной кислоты. Сколько нужно взять первого и второго растворов, чтобы получить 100л 50% - ного раствора азотной кислоты?
А) 40л,60л
В) 20л, 80л
С)25л, 75л
Д) 22л,78л
Е)30л,70л
Ответ: С
3. Кусок сплава меди и цинка массой в 36 кг содержит 45% меди. Какую массу меди нужно добавить к этому куску, чтобы полученный новый сплав содержал 60% меди?
А) 12,5 кг
В) 13 кг
С) 13,5 кг
Д) 14 кг
Е) 14,5 кг
Ответ: С
4. Свежие грибы содержат по массе 90% воды, а сухие 12% воды. Сколько получится сухих грибов, из 22 кг свежих?
А) 2,25кг
В)2,5кг
С)15кг
Д)1,85кг
Е)1,5кг
Ответ: В
5. Свежие грибы содержат по массе 90% воды, а сухие 20% воды. Сколько нужно взять свежих грибов, чтобы получить 4,5 кг сухих?
А) 25кг
В) 22,5кг
С) 15кг
Д) 36кг
Е) 31,5 кг
Ответ: Д
6. В свежем хлебе содержится 45% воды, сколько получится килограммов сухарей из 255кг хлеба с содержанием воды 15%.
А) 165кг
В) 200кг
С) 195,5кг
Д) 150кг
Е) 205кг
Ответ: А
7. Сухие фрукты содержат 20% воды, а свежие 72% воды. Чтобы получить 7 кг сухих фруктов, свежих надо взять?
А) 24,5кг
В) 70кг
С) 28кг
Д) 20 кг
Е) 35кг
Ответ: Д
8. Имеется 500кг целлюлозной массы, содержанием 85% воды. Сколько килограммов целлюлозы останется после выпарки, чтобы оставшаяся масса содержала 75% воды?
А) 170 кг
В) 300кг
С) 223кг
Д) 350 кг
Е) 420кг
Ответ: В
9. Морская вода содержит 5% соли. Сколько пресной воды нужно добавить к 80 кг морской, чтобы концентрация соли составила 4%.
А) 10кг
В)15кг
С) 20кг
Д) 56кг
Е) 22,5кг
Ответ: С
10. Морская вода содержит 8% соли. Сколько кг пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы содержание соли в последней составило 5 %?
А) 15кг
В)18кг
С) 20кг
Д) 5кг
Е) 22,5кг
Ответ: В
11. Цену товара сначала снизили на 20%, затем новую цену снизили на 25%. На сколько всего процентов снизили первоначальную цену?
А) 40%
В) 60%
С)35%
Д) 20%
Е) 45%
Ответ: А
12. Зарплату токарю повысили сначала на 10%, а затем, через год, еще на 20%. На сколько процентов повысилась зарплата токаря по сравнению с первоначальной?
А) 30%
В) 25%
С) 32%
Д) 15%
Е) 45%
Ответ: С
13. Некоторый товар сначала подорожал на 10%, а затем подешевел на 10%. Как изменилась цена этого товара?
А) цена уменьшилась на 1%.
В) цена уменьшилась на10%
С) цена увеличилась на10%
Д) цена уменьшилась на15%
Е) цена увеличилась на1%
Ответ: А
14. Цену товара сначала снизили на 20 %, затем новую цену снизили еще на 15%. На сколько процентов снизили первоначальную цену товара?
А) 32%
В) 35%
С) 25%
Д) 30%
Е)45%
Ответ: А