СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока: «Дмитрий Донской. Куликовская битва».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: «Дмитрий Донской. Куликовская битва».»

Ход урока

СЛАЙД 1

I. Организационный момент

- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей, поделимся хорошим настроением и начнём урок.

СЛАЙД 2

- Эпиграфом нашего урока я хочу взять слова великого русского писателя А. С. Пушкина: «…Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории своих предков».

II. Актуализация и целеполагание.

- Ребята, как вы думаете: о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

(Об историческом прошлом нашего Отечества, наших предков.)



- Сегодня на уроке мы окажемся на Куликовом поле с князем Дмитрием Донским и его войском.



СЛАЙД 3



- Тема нашего урока: «Дмитрий Донской. Куликовская битва».



СЛАЙД 4



В 40-х годах XIII века хан Батый основал огромное государство — Золотую Орду. Долгое время находились русские княжества под властью Золотой Орды. Произошло это по причине их разрозненности.

Князья подчинялись приказам ханов, платили огромную дань, подвергались жестоким набегам.

Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Медленно собирала Русь силы. Московский князь Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов - перестал платить ненавистную дань. В ту пору в Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточённую борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя.

Именно об этом походе Мамая на Русь, о великой битве на Куликовском поле мы прочитаем рассказ Александра Степановича Старостина «Куликовская битва».

  • Какую цель поставим перед собой, исходя из темы урока?

  • Познакомиться с исторической личностью Дмитрия Донского.

  • Получить знания о Куликовской битве.

III. Открытие новых знаний

  1. Давайте послушаем рассказ о Дмитрии Донском.

(Показ презентации) СЛАЙДЫ 5 – 10

  1. Словарная работа



  1. Теперь откроем учебник на с. 71 и прочитаем рассказ А. С.

Старостина «Куликовская битва». (Чтение по абзацам)

  • Поделитесь своими впечатлениями. Какие у вас возникли чувства?

  • Почему Мамай выступил против Руси?

  • Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?

  • Почему Дмитрий Иванович выбрал для сражения Куликово поле?

  • Как автор описывает войска русские и ордынские перед сражением?

  • Как обратился князь к своей дружине?

  • Как вы думаете, ребята, а какими качествами обладал князь?

(смелость, храбрость, отвага...)

Физкультминутка

4. А теперь мы обратимся к произведению М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле».

- Рассмотрите картину. Как вы понимаете значение слова поединок?

(Варианты ответов детей)

СЛАЙД 11

  • Давайте послушаем товарища, который занимался словарной работой.

Поединок - не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён в поединке решалась судьба, а судьба - не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог. И вот разомкнулся передовой полк русичей, и навстречу ордынцу выехал инок - Сергия Радонежского - Пересвет. И съехались, и ударили друг друга копьями, и свалился замертво оземь непобедимый ордынец, а Пересвет, пронзённый насквозь, удержался на коне, будто живой, вернулся в русские полки.

  • Как звали русского воина участвовавшего в поединке перед Куликовской битвой?

  • Как звали ордынского воина участвовавшего в поединке перед Куликовской битвой?

Хочу обратить ваше внимание на «Небо над полем Куликовым».

- Объясните: почему художник изображает его таким?

- Почему на щите у Челубея изображён дракон?

СЛАЙД 12 - 13



Давайте послушаем сообщение о вооружении того времени и доспехах воинов.

- Кто изображён на знамени русского войска? (лик Иисуса Христа)

- О чем это говорит? (О вере в Бога, как знак благословения и Божией поддержки).

СЛАЙД 14

Работа с картой.

И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того врага. Князь сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон. После переправы русских войск через реку Дон Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты. Чтобы никто и не думал о возможности отступления. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску. Мешают реки, леса и болота.

Найдите в тексте, с кем из полководцев осмотрел поле для предстоящего сражения?


СЛАЙД 15


А теперь мы обратимся к произведению Александра Павловича Бубнова. Утро на Куликовом поле.


Сообщение.

Настало утро, 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман.

Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища. Дмитрий Иванович решил принят участие в сражении, и переодевшись в одежду простого воина встал во главе войска.

Найдите в тексте, что ответил Дмитрий Иванович, когда ему предложили занять безопасное место.

А какой черте характера это говорит?

(Скромность, порядочность)

СЛАЙД 16

Сеча была жестокая. Страшны были удары копий и мечей. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Звон оружия, стоны раненых, ржание коней – всё смешалось в один гул. Тучи пыли поднялись над полем брани и закрыли солнце Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. Весть о победе разнеслась по всей Руси. Узнали о ней и в других странах. Славили воинов – победителей и оплакивали погибших. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским.

Найдите и зачитайте как сражался Дмитрий Иванович. (Как простой ратник, т. е. он себя не выделял)

СЛАЙД 17

Повсюду славили князя Дмитрия Ивановича и прозвали его Донским.


Найдите и прочитайте главную мысль в рассказе.



Знаете ли вы, что Дмитрий Донской установил обычай вечно праздновать память воинов, убитых в Куликовской битве? Это Дмитриевская суббота – перед постом в конце октября, начале ноября. В этот день поминают усопших.

IV. Закрепление изученного материала
  1. Работа в группах

  • А теперь вспомните пословицы о Родине.

  • Соотнесите части пословиц и составьте их.

  • Давайте проверим это задание.



  1. Синквейн о Дмитрии Донском

Работа в группах

  • Давайте проверим это задание.



  1. Перед вами пословица:

Залог победы - … .

- Кто может продолжить её дальше?

Прочитать пословицу до конца нам поможет кроссворд.

  1. Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом? (Сергий)

  2. У какой реки происходила битва с Мамаем? (Дон)

  3. Как звали князя, победившего на Куликовом поле? (Дмитрий)

  4. Что платили русские князья Золотой Орде? (дань)

  5. В каком месяце произошла Куликовская битва? (сентябрь)

  6. Как во времена Дмитрия Донского называли русского воина? (ратник)

7. На каком поле произошло решающее сражение русских с монголо – татарами? (Куликово)

8. Как называется металлическая сетка, защищающая тело русского воина? (кольчуга)

  • Так какое же искомое слово у вас сложилось?

  • Какая пословица у нас получилась? ( Залог победы – единство.)



После Куликовской битвы русские князья поняли, что врага можно победить лишь сообща. И сила русского народа в его единстве.


V. Итог урока

  • Итак, наш урок подходит к концу.

  • Смогли ли мы достигнуть поставленной цели?

  • Что же нового мы узнали на уроке?

  • В чем проявился военный талант Дмитрия Ивановича?

  • Как прозвали Дмитрия после Куликовской битвы?

  • Каково значение Куликовской битвы?

VI. Рефлексия

  • Кому было интересно на уроке?

  • Кто получил новые знания?

  • Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня потрудились. Я хочу, чтобы вы любили Россию, гордились её историей и культурой, гордились тем, что рождены в ней и изучали её историю.



Я хочу закончить словами поэта и военного лётчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

VII. Домашнее задание.

Прочитать рассказ с. 71 - 75















Приложение 1.

1. Дмитрий Иванович стал великим князем московским в девятилетнем возрасте, после смерти своего отца. Его наставником стал митрополит Алексий. Большое влияние на великого князя оказал и настоятель Троицкого монастыря Сергий Радонежский, с которым у него сложились близкие и доверительные отношения.

За годы правления Дмитрия Ивановича были существенно расширены границы Московского княжества, он стремился к объединению русских земель., был в Москве построен новый каменный кремль.

Дмитрий Иванович отказался от уплаты дани правителю Орды Мамаю. И тогда Мамай с огромным войском направился на Русь.

8 сентября 1380 года на поле Куликовом, за Доном у реки Непрядвы русское войско сошлось с татарским. За победу в этом сражении князь Дмитрий был назван Донским.



2. Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог. И вот разомкнулся передовой полк русичей, и навстречу ордынцу выехал инок Сергия Радонежского Пересвет. И съехались, и ударили друг друга копьями, и свалился замертво оземь непобедимый ордынец, а Пересвет, пронзённый насквозь, удержался на коне, будто живой, вернулся в русские полки.



3. Вооружение того времени было очень тяжёлое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Чаще всего использовали кольчуги – рубахи до колен, составленные из плотно сплетенных мелких железных колец. На голове носили разного рода шлемы.

Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч.

Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Кроме стрел и копий употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.









10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя