СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Добро и зло в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Позволит разграничить понятия добра и зла, соотнести их с главными героями повести

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Добро и зло в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"»

Урок литературы в 5 классе

Добро и зло в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"




Цель урока: формирование категорий «добра» и «зла» на примере повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Задачи:

1. Воспитывать нравственно-эстетические представления (доброты, нравственной чистоты, умения ценить прекрасное)

2. Развивать монологическую речь учащихся, умственной деятельности, аналитических способностей.

3.Выявлять художественную идею повести, фольклорные мотивы; совершенствовать навыки характеристики литературного героя.

Тип урока: 

обобщение и систематизация знаний

Оборудование: ноутбук, проектор, экран

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации в тексте, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять злу.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Метапредметные связи:  живопись, мультипликация


                                                 Ход урока.

I.  Оргмомент. 1 мин.

Здравствуйте! Ребята, на прошлом уроке мы отправились в путешествие по удивительному миру сказочной повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Сегодня мы продолжим это путешествие, и я надеюсь, что будет для вас увлекательным и полезным.

II. Мотивация учащихся к деятельности (слайд 1) 3 мин.

 Обратимся к слайду, на котором вашему вниманию представлены русские пословицы. Внимательно их прочитайте, найдите ключевые слова и попробуйте предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

Читают вслух по очереди пословицы.

(Пословицы на слайде: «Добро не лихо: бродит по миру тихо»

                                         «Час в добре пробудешь - всё горе забудешь»

                                         «Добрым путем Бог правит»

                                         «За недобрым пойдешь – на беду набредешь»

                                         «Тому тяжело, кто помнит зло»

-  Так о чем же мы будем с вами говорить?                                

(Учащиеся после знакомства с пословицами должны прийти к выводу, что на уроке речь пойдет о добре и зле).

Учитель:  Ребята, а что для вас есть добро, доброе, доброта и зло? Какие ассоциации у вас возникают в связи с этими понятиями? (высказывания учащихся)

Учитель: А давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим, как даются там понятия «добра» и «зла» (слайд 3) 1 мин.

(выводятся на слайд толкования слов из словаря С.Ожегова:

   Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное.

   Зло – это нечто дурное, вредное.)

Учитель:  Ребята, совпали ваши представления  о добре и зле с тем, что предлагает словарь? А у нас с вами есть основания говорить о добре и зле в ходе анализа повести? Добро и зло проявляются каким-то образом в ней? (учащиеся должны ответить утвердительно)

III. Целеполагание. 2 мин.

Так давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока («Добро и зло в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» - записать её в тетрадь) (слайд 3)

 А теперь давайте подумаем вместе, каковы задачи нашей работы? (в ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие задачи:

  - проследить, как проявляют себя добро и зло на страницах повести, кто из героев является олицетворением добра, а кто – зла, что побеждает в финале – добро или зло?)

IV. Актуализация темы. 4 мин.

    Учитель: Вспомните героев повести (направить ребят к главным образам, которые проявляют себя в поступках). Попробуйте распределить их на 2 столбика в зависимости от того, олицетворением добра или зла они, на ваш взгляд, являются (учащиеся работают в тетради, затем озвучивают свои предположения).

   ДОБРО                                                                  ЗЛО

   Вакула                                                                   Черт

                                       Оксана       ?                     Солоха

     Самопроверка (слайд 4)                                                   

(Учащиеся могут затрудниться в том, олицетворением добра или зла является Оксана; учитель предлагает подробнее познакомиться с героями, чтобы разрешить сомнения).

Учитель: Итак, ребята, вы соотнесли героев с понятиями добра и зла. Давайте теперь разберемся, почему именно такой выбор вы сделали. Для этого вы внимательно поработаете с текстом повести, проследите за поступками героев и отберёте материал для их характеристики.

V. Открытие нового знания.

    1. Работа в парах. 5 мин.

  1 пара Каким изображен кузнец Вакула? В каких эпизодах его характер раскрывается  ярче всего? Предложите ключевые слова, помогающие рассказать о его характере.

Какой показана Солоха в повести? Какие её поступки вызывают у вас неприятие?   Предложите ключевые слова, раскрывающие её характер.

   2 пара  Какие качества характера Оксаны проявляются в следующих эпизодах:

               - Оксана перед зеркалом;

               - Разговор с кузнецом (чтение по ролям – с.120-122);

               - Приход подружек.

              Предложите ключевые слова, раскрывающие характер героини.

2. Беседа 4 мин.

  -Ребята, каким вы себе представляете черта? (учащиеся высказываются)

 - А какой черт у Гоголя? Найдите его описание (работа с текстом повести).

- Ребята, может ли вызвать чувство страха черт Гоголя? (он не вызывает страха, потому что во всем похож на человека).

- Тогда почему вы его соотнесли с понятием ЗЛА? (он хотел украсть месяц, чтобы отомстить Вакуле за то, что тот нарисовал его в церкви на картине Страшного суда).

- Какие же черты характера его отличают? (мстительность, хитрость)-записывают в тетради.(слайд 5)

- А как вы понимаете слова Гоголя: «Последняя ночь оставалась черту шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей»? О какой ночи идет речь? (Ночь накануне Рождества).

Давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Ночь перед Рождеством» 1.12 – 1.50

- Ребята, а эта ночь не совсем обычная, она особенная. Хотите узнать, почему она особенная? Тогда давайте послушаем сообщение об этом (выступает Алина с заранее подготовленным индивидуальным заданием-презентацией на тему « Сочельник. Колядование. Народные традиции»). 3 мин.

 Учитель: Итак, теперь мы понимаем, почему злые силы ведут себя накануне Рождества наиболее активно, пытаются навредить людям или заставить богобоязливых людей согрешить. 3 мин.

-Кто, на ваш взгляд, из героев повести созвучен образу Черта? (Солоха). Послушаем, что ребята расскажут об этой героине (выступление учащихся с результатами работы в паре. В итоге приходим к выводу, что Солоха – воплощение зла, поскольку хочет поссорить сына с Чубом, чтобы самой выйти за него замуж и прибрать к рукам его имущество; она собирает в рукав звезды, чтобы навредить православным христианам; ключевые слова к образу: жадная, способна на обман, корыстная). Слайд 6

Учитель: Так удается Черту и Солохе добиться задуманного? Давайте проверим, насколько внимательно вы читали текст повести, а заодно вы немного отдохнете.

 VI.Физкультминутка ( учитель предлагает ученикам вопросы-утверждения по тексту повести, ученики отвечают, при этом если они согласны с утверждением, то хлопают в ладоши, если нет, то приседают). 1 мин.

-Солоха вышла замуж замуж за Чуба и прибрала к рукам всё его добро (нет);

- месяц, украденный Чертом с неба, был запрятан им в сумку-ладунку (да);

- Пацюк тоже был связан с нечистой силой (да);

- Вакула добирался до Петербурга (за черевичками) на лошадях (нет);

- Оксана поначалу смеется над Вакулой, над его чувствами (да);

- Вакула всё же вступает в заговор с нечистой силой, для того чтобы добиться любви Оксаны (нет, но ребята могут засомневаться в ответе, поэтому и предлагаем разобраться с  образом  Вакулы подробнее).

VII. Беседа.

Учитель:  Итак, вы понаблюдали за поступками Вакулы. Каким же показан кузнец Вакула? (выступление учащихся с результатами работы в паре). (ключевые слова к образу: трудолюбивый, добрый, верный, умеет любить, ценить прекрасное, способный к самопожертвованию) – это исключительно положительный герой. (слайд 7) 2 мин.

Учитель: Ребята, вы затруднились в начале урока определить место Оксаны в мире добра и зла. Давайте разберемся с этим образом ( учащиеся, анализируя основные эпизоды, приходят к выводу, что Оксана избалована, капризна, горда, завистлива, самолюбива). (слайд 8) 2 мин.

Учитель: Ребята, полученная характеристика героини позволяет нам соотнести её с миром добра или зла? (высказывания учащихся, мнения могут быть противоречивыми). Поскольку мы сегодня говорим о событиях, происходивших в Рождественскую ночь, то мы должны помнить о том, что поступки героев прежде всего оцениваются с точки зрения христианских заповедей. А кто из вас знает основы христианских заповедей? 2 мин. (Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим, не делай себе кумира, не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, почитай отца твоего и матерь твою, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего

Учитель: Ребята, как вы думаете,  все попытки нечистой силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом или, напротив, торжеством? Что же оказалось сильнее? (учащиеся замечают, что в финале повести торжествует добро).

Демонстрируется фрагмент мультфильма «Ночь перед Рождеством» 43.40 – 45.40

Учитель: А как же Оксана? Ведь, кроме внешней красоты, мы в ней ничего положительного не увидели . (учащиеся замечают, что в финале повести она изменяется, поскольку понимает, что настоящее золото – это не то, что блестит (черевички, например), а чистая душа Вакулы. И помогает изгнать из её души «черта» именно искренняя любовь Вакулы, его верность, внутренняя красота).- учащиеся подтверждают  эти выводы текстом повести.

  VIII. Выводы по уроку. 2 мин.

Таким образом, ребята, мы убедились в том, что на фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествуют добро, красота и любовь. Черт же вместо того, чтобы заполучить душу Вакулы, сам становится его слугой и с позором изгоняется с хутора и из души своенравной Оксаны. Солоха тоже осталась ни с чем, так как Чуб прозрел и увидел ее коварную сущность. Одним словом, ДОБРО победило ЗЛО.

IX. Беседа. 2 мин

- Ребята, а на кого из героев повести вам хотелось бы быть похожими? С кого можно брать пример?

- А вам приходилось бывать в театре? Вы знаете о том, что по многим произведениям Н.В.Гоголя поставлены спектакли, сняты фильмы? Давайте сегодня попробуем создать афишу к повести «Ночь перед Рождеством. ( на доску вывешивается лист ватмана, на котором указаны герои повести. Ученики напротив каждого героя подписывают имя одноклассника, который мог бы сыграть эту роль).

X. Рефлексия. 3 мин.

 Учитель: А теперь, ребята, вернемся к пословицам, с которых мы начинали наш урок. (слайд 9)Какие из них, на ваш взгляд, наиболее созвучны с нашим сегодняшним разговором, с нашими героями? (предположения учащихся). Есть ли среди них такая, которую вы бы взяли для себя как жизненный девиз?

А сейчас прикрепите смайлики возле того предложения, которое вы выберете.

- Я доволен своей работой на уроке.

- Я мог бы поработать лучше.

- Я многое открыл для себя  на уроке.

 Учитель

- И закончить наш урок мне бы хотелось словами:

  Добро - это свет, который не дает нашим душам заблудиться во мраке ночи;

 Добро – это сила, которая помогает нам  вынести любые испытания.

 Так пусть ваши души будут наполнены добром,

 И пусть оно будет верным и надежным спутником в вашей жизни.

 XI. Домашнее задание.  2 мин.

1) проиллюстрировать понравившийся эпизод повести (по желанию)

2) письменный ответ на вопрос «Над чем заставил меня задуматься сегодняшний урок, чему научил?» (5 предложений) обязательно

3) составить кроссворд из 10 вопросов ( по желанию)



XII. Оценки за урок