Урок физики в 8 классе
Тема: Работа газа и пара при расширении.
Двигатель внутреннего сгорания
Цели: Изучить устройство, принцип действия и назначение тепловых машин на примере двигателя внутреннего
Образовательная: Рассмотреть работу газа и пара при расширении, и показать на примере двигателя внутреннего сгорания переход энергии из одного вида в другой.
Развивающая: развитие умения формулировать выводы, развитие внимания и речи развитие физического, общего кругозора,
Воспитательная: воспитание интереса к физике и ее приложениям, активности, общей культуры, умения общаться, в группах.
Тип урока: изучение нового материала
Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная
Методы обучения: Словесный (беседа, рассказ), практический фронтальный демонстрационный эксперимент, обсуждение демонстрационного эксперимента.
Демонстрационный эксперимент:
Нагревание воды в пробке
Модель двигателя внутреннего сгорания
Структура урока:
Актуализация ранее усвоенных знаний
Работа над изучением нового материала
Первичное закрепление нового материала
Первичная проверка усвоения нового материала
Подведение итогов урока
Домашнее задание.
I. Организационный момент.
Сообщение темы урока, цели и знакомство с планом работы на уроке.
II. Актуализация ранее усвоенных знаний
Для того, чтобы перейти к изучению новой темы, нам нужно повторить несколько вопросов. Ребята, вам нужно дать определения понятий которые записаны на доске.
Энергия - физическая величина, характеризующая способность тела, совершать работу.
Механическая энергия – сумма кинетической и потенциальной энергии тел.
Кинетическая энергия – это энергия которой обладает тело вследстиве своего движения.
Потенциальная энергия – это энергия которая определяется взаимным положением взаимодействующих тел или частей одного и того же тела.
Внутренняя энергия - это сумма кинетической энергии всех молекул из которых состоит тело и потенциальной энергии их взаимодействия. И еще нужно ответить на вопрос.
Назовите способы изменения внутренней энергии
Ответ: теплопередача и совершение работы. Как вы думаете о каком способе изменения внутренней энергии пойдет речь сегодня на уроке.
Ответ: Мы будем говорить о совершении работы. И так записали тему урока. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.
Изучение нового материала
Ребята у вас на столах лежат листы с конспектом. В конспекте есть пробелы, часть пробелов вы должны заполнить в классе, а часть дома. И так переходим к новой теме.
Когда тело совершает работу, его внутренняя энергия преобразуется в механическую энергию.
Вопрос: Как можно с помощью данных приборов (пробирка и спиртовка) преобразовать внутреннюю энергию в механическую.
Ответ: нужно в пробирку налить воду и ее нагреть. Хорошо. Проделаем этот опыт. Объясните результаты опыта.
Вопрос: Почему вылетела пробка. И как изменилась внутренняя энергия.
Ответ: При кипении воды в пробирке образуется пар. Под давлением пара выскочила и поднялась вверх. Энергия топлива перешла во внутреннюю энергию пара. А пар расширяясь, совершил работу – поднял пробку. Внутренняя энергия пара превратилась в кинетическую энергию пробки/
Заменим стеклянную пробирку металлическим цилиндром, а пробку плотно пригнанным поршнем, получим простейший тепловой двигатель, в котором внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию. Такой двигатель был изобретен в конце 17 века Джеймсом Уаттом и усовершенствован в дальнейшем.
Ребята у вас на столах лежат листочки с конспектами, все записи сегодня на уроках будем делать на этих листочках. А так же будем работать с учебником.
Мы начали говорить о тепловом двигателе. Нужно найти в учебнике определение теплового двигателя и его зачитать. А все определения вы будите записывать дома.
Тепловой двигатель – это машина, в которой внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию.
Дали определение теплового двигателя. Поговорим о видах двигателей. У меня на доске есть схема. А у вас в конспекте, только часть этой схемы. Вам нужно записывать виды двигателей.
Схема:
Тепловые двигатели
Карбюраторные
Паровые
Газовые
Дизельные
Итог первой части новой темы.
Что происходит с внутренней энергией топлива?
Где используется свойство энергии преобразования из одного вида в другой?
2 часть.
Двигатель внутреннего сгорания работает на жидком топливе. В учебнике найдите и зачитайте на каком именно топливе работает ДВС.
Топливо – бензин, керосин, нефть, горючий газ.
А почему тепловой двигатель называется двигателем внутреннего сгорания. Потому, что топливо сгорает внутри самого цилиндра.
1. Устройство двигателя
1 и 2 клапана, 3 – поршень, 4 – шатун, 5 – коленчатый вал, 6 – свечи.
В цилиндре такого двигателя происходит сгорание горючей смеси, состоящей из паров бензина и воздуха. Температура газообразных продуктов сгорания достигает 1600-1800 0С. Расширяясь, газы, толкают поршень, а вместе с ним и коленчатый вал. Совершенная при этом механическую работу. При этом газы охлаждаются так как часть их внутренней энергии превращается в механическую энергию. Рассмотрим более подробно работу такого двигателя.
2. Принцип действия ДВС
Сейчас каждый работает с учебником. Нужно найти в учебнике определения следующих понятий.
Мертвые точки – крайние положения поршня в цилиндре.
Ход поршня – расстояние проходимое поршнем от одной мертвой точки до другой.
Почему двигатель называется четырехкратным? Одни рабочий цикл в двигателе происходит за четыре хода поршня, как говорят за четыре такта.
Один такт двигателя – один ход поршня, совершающийся за пол-оборота коленчатого вала.
Итог: О каком устройстве идет речь?
Что происходит с газами при расширении?
Дальше работаем в группах. Заполняем таблицу. Первая группа заполняет 2, 3 столбец, вторая группа заполняет 4, 5 столбец.
№ | | 1 такт | 2 такт | 3 такт | 4 такт |
1. | Движение поршня | | | | |
2. | 1 клапан | | | | |
3. | 2 клапан | | | | |
4. | Цилиндр | | | | |
5. | Горючая смесь | | | | |
6. | Продукты сгорания | | | | |
7. | Название такта | впуск | сжатие | Рабочий ход | выпуск |
Практическое применение: автомобили, самолеты, теплоходы, трактора, тепловозы.
Итог. Назовите 4 такта работы двигателя внутреннего сгорания. Какой их тактов двигатель совершает механическую работу. Что происходит с энергией топлива?
IV. Первичное закрепление изученного материала.
Каждой группе дается по два рисунка. На рисунках показаны различные положения поршня и клапанов. Определите, какой такт показан на рисунке.
1 – скажите, 2 – впуск, 3 – выпуск, 4 – рабочий ход.
V. Первичная проверка усвоения нового материала. Тестирование (да, нет)
1. Тепловыми двигателями – называются машины, в которых внутренняя энергия топлива, преобразуется в механическую энергию. (да)
2. Двигатель внутреннего сгорания работает на жидком топливе. (да)
3. Горючая смесь сгорает в атмосфере (нет)
4. Один ход поршня или один такт совершается, за один полный оборот коленчатого вала. (нет)
5. Первый такт называется впуском (да)
6. Двигатель совершает работу в 4 такте (нет)
7. Используется ли двигатель на транспорте (да)
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
да | да | нет | нет | да | нет | да |
Итог: Выставление оценок.
VI. Подведение итога урока:
О чем сегодня шла речь на уроке.
7. Домашнее задание: параграф №
Заполнить конспект.