СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Экологические проблемы в Казахстане"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассматриваются экологические проблемы в Республике Казахстан

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Экологические проблемы в Казахстане"»

Тема: Экологические проблемы в Казахстане


Общие цели



Результат обучения



Изучить причины возникновения экологических проблем в Казахстане в 1946-91 гг., познакомиться с особенностями проявления экологических проблем радиактивного загрязнения, истощения водных ресурсов, проблем землепользования на основе текста.

  1. могут дать объяснение причинам возникновения экологических проблем в Казахстане как результата антропогенной деятельности;

  2. называют факты проявления экологических проблем в Казахстане;

3.умеют сделать вывод по возникновению экологических проблем в Казахстане.

Оборудование: компьютер, учебник, видеоресурс

Основные понятия: Экологические проблемы, Семипалатинский полигон, Аральское море, Балхаш, Каспий.

План урока


Время

Запланированная работа

Ресурсы


Начало

урока: Эмоциональный настрой учащихся

3мин

Эмоциональный настрой:

«Австралийский дождь» Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

  • Солнце! (Руки вверх).

  • Вопросы для обсуждения:

  • 1Легко ли вам было выполнять это упражнение?

  • 2Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?

  • 3Ваши впечатления по проведенному упражнению?

Разделение групп по картинкам ( картинки ядерного взрыва, Аральского моря, территория Казахстана)









Вызов 5мин

Эпиграф урока

Есть просто храм, есть храм науки, а есть еще природы храм, 
С лесами, тянущими руки, навстречу солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время суток, он нам открыт в жару и стынь.
Входя в него, будь сердцем чуток, не оскверняй его святынь.

Сергей Смирнов

Просмотр видеоролика «Экологические проблемы»

Мозговой штурм

1Что такое экология?

Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).

2Как вы думаете в чем причины экологических проблем?

3Что относится к экологическим проблемам Казахстана?

3Предположите, как будет сформулирована тема урока?

4 Сформулируйте цели урока

5Каков будет результат нашего урока?

Просмотр презентации


Проблемный вопрос Как решить экологическую проблему в Казахстане?










Задание 1.1Работа в группах. Составить кластер используя раздаточный материал , учебник и ИКТ

Гр.1 - Характеристика проблем радиационного загрязнения с составлением кластера

Гр.2 - Характеристика проблем истощения водных ресурсов с составлением кластера

Гр.3 - Характеристика проблем истощения и опустынивания земельных ресурсов

Презентация работ учащихся. Оценивание по критериям

1.Если кластер занимает почти весь лист – 2 балла

2Если кластер выполнен с использованием 4-х разных фломастеров – 2 балла

3Если кластер лаконичен и немногословен – 3 балла

Задание 1.2 Работа в парах по маршрутному листу (используя учебник)

1.Соотнесите

1. Уровень аральского моря понизился на 115раз

2. Открытие Семипалатинского полигона 2. 65млн.т.соли

3. Кочевой метод земледелия 3.14м.

4.Со дня Аральского моря в атмосферу поднимается

около 4.1949г

5.количество онкологических больных превышало

Союзный показатель 5. С1970г.

Проверка заданий по шкале . 5- «5»,4-«4»,3-1 «3»

Задание 1.3 Пути решения проблем

1г.Пути решения радиационного загрязнения

2г. Пути решения истощения водных ресурсов

3г. Пути решения истощения и опустынивания земельных ресурсов

Презентация работ учащихся .Оценивание работ «Большой палец»

Учебник


стр.250



















Рефлексия: 5 мин

 Ребята, передавая глобус, продолжите фразу: “Для меня Земля – это…”

Начну я. Для меня Земля – это живая планета, на которой есть жизнь.

Глобус передается учениками по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение
Слова Олжаса Сулейменова, обращенные к вам, будущему нашего Казахстана: “Когда-то – более 45 лет назад, я сказал: “Земля, поклонись Человеку”. Сегодня, пришло время, чтобы человек поклонился Земле. Необходимо, чтобы каждый житель планеты осознал свою ответственность за сохранение жизни на Земле и устойчивого развития без ущерба для будущих поколений. Народы мира и главы государств должны помнить, какие глобальные беды может принести человечеству необузданная ядерная сила”.

Упражнение Цепочка пожела

Ний

“Для меня Земля – это…

Дом. задание:

Ученик А- Написать эссе «Как жить с экологическими проблемами в 21 веке?»;

Ученик В- подготовить сообщение о последствиях экологических катастроф: Аральское море

Ученик С-перессказ (44)


Оценивание, итоги урока 2 мин

Самооценивание, взаимооценивание ( Дарю тебе звезду). Освещение итоговых оценок за урок.



Мы шагнули в новое тысячелетие и, оглядываясь на прошлое, можно с уверенностью сказать, что во многом цивилизация сделала огромный шаг в развитии. Однако наряду с величайшими достижениями, человечество столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые во многом были обусловлены активным развитием тяжелой промышленности и т.п. Одной из стран, которая в полной мере ощутила на себе угнетающее действие подорванной экологии, можно считать Казахстан, имеющий на сегодняшний день уязвимую природную среду. Территория этой республики в основном занята степями, пустынями и полупустынями. Существуют в Казахстане внутриконтинентальные моря: Арал, Каспий, Балхаш, Алаколь, Зайсан. Экология Казахстана находится в катастрофическом положении и является одной из самых больных тем в этой стране. Антропогенные нагрузки, которые переживает эта республика, отнимают у природы все силы и нарушают естественную способность окружающей среды самовосстанавливаться. Экстенсивное развитие сельского хозяйства приводит к деградации земель и оскудению ландшафтов. Шестьдесят процентов всей площади Республики Казахстан жестоко опустыниваются, что, в свою очередь, уменьшает плодородие почв и сокращает продуктивность растениеводства и животноводства. Нерациональное использование природных ресурсов и развитие орошаемого земледелия привело к нехватке воды в бассейнах малых и крупных рек юга Казахстана: Или, Сырдарьи и других. За десятилетний период почти в два раза уменьшилась площадь Аральского моря. Озеро Балхаш ожидает такая же судьба, если не будут предприняты срочные меры. Казахстан занимает самое последнее место в СНГ по обеспечению чистой пресной водой жителей республики. То есть в стране её катастрофически не хватает. Экологические проблемы Казахстана усугубляются ещё и тем, что поверхность водоёмов загрязнена. В них выбрасывается около двухсот миллионов кубометров грязных сточных вод. Выявлено около трёх тысяч очагов, заражающих подземные воды, площади которых составляет несколько сотен квадратных километров. Проблема экологии, такая как загрязнение воздуха, обусловлена в основном тем, что большое количество предприятий, заводов этой республики, особенно перерабатывающего и энергетического профилей, имеют устаревшую и несовершенную технологию очистки и фильтрации. Это способствует увеличению количества опасных выбросов в атмосферу. Экологические проблемы Казахстана наиболее чётко проявляются именно там, где живёт большое количество людей. Замечено, что в Карагандинской и Павлодарской областях на одного жителя в начале – середине девяностых годов приходилось 10,5 тонн токсичных выбросов. Ежегодно в воздух поступает шесть миллионов загрязнений, половину из которых «обеспечивает» теплоэнергетика. Также вредные отходы поступают от производств чёрной и цветной металлургии, химии и нефтехимии. Экологические проблемы Казахстана могут коснуться Каспийского моря и Актау. Заводы-гиганты промышленности Прикаспийского горнометаллургического предприятия сбрасывали загрязнённые воды в котловину, которая находится вблизи города Актау. В том месте образовалось техногенное озеро Кошкар-Ата, которое содержит в себе целую таблицу Менделеева токсичных и радиоактивных соединений. Реку Кошкар-Ата и Каспийское море разделяет небольшая береговая полоска протяжённостью около восьми километров, поэтому есть возможность заражения Каспийского моря водами техногенного водоёма. Это водохранилище опасно ещё и тем, что оно периодически пересыхает и завод приостанавливает выбросы. Образуется пыль из токсичных соединений. Горнометаллургические комплексы подрывают состояние экологии в Казахстане. В результате их деятельности на территории страны скопилось около двадцати миллиардов тонн отходов и 230 тонн радиоактивных металлов. Большая часть токсичных отходов размещается в непригодных для их хранения местах. В конце девяностых – начале двадцать первого века их образование выросло с 92 до 150 миллионов. Они сосредоточены в Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Костанайской областях. К сожалению, именно экологические проблемы Казахстана являются главной причиной, по которой население страны подвержено высокому риску возникновения онкозаболеваний.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя