Разработка урока-экскурсии на тему
«Характеристика природно-территориального комплекса
села Огнева-Заимка» (для учащихся 8 классов)
Аннотация:В статье раскрывается методика реализации урока-экскурсии по географии, направленного на изучение местного ПТК. Тема урока-экскурсии являет собой ограниченное завершение раздела «География Новосибирской области» начального курса географии 6 класса. В содержании урока- экскурсии нашли отражение системно-деятельностный, краеведческий подходы. Автором разработано содержание заданий для организации групповой работы учащихся.
Ключевые слова: экскурсия,природно-территориальный комплекс.
Тема урока – экскурсии соответствует рабочей программе по географии. Тема изучается в разделе «География Новосибирской области», тема: «Природные комплексы своей местности». При проведении данной экскурсии сделан акцент на изучение природных особенностей ПТК леса и лесной поляны с. Огнева Заимки. Кроме того, рассматриваются вопросы влияния человека на состояние природы своей местности.
Цели урока-экскурсии:
Обучающая:сформировать представление о природных комплексах своей местности, определить компоненты ПТК, закрепить знания о разнообразии ПТК; выявить взаимосвязь между компонентамиприроды.
Развивающая: продолжить формировать умения работать с метеорологическими приборами, составлять описание компонентов ПТК; выделять главное в изучаемом материале; производить анализ результатов сравнения.
Воспитательная: прививать познавательный интерес к предмету; воспитывать любовь к своему родному краю.
Планируемые результаты обучения в универсальных
учебных действиях
Предметные результаты: вспомнить понятия: ПТК, природная зона, широтная зональность, компоненты ПТК. Познакомиться с ПТК своей местности. Выявить антропогенное воздействие на ПТК своей местности.
Метапредметные результаты: организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи. Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; продолжить формирование у учащихся способности к приобретению практических умений.
Личностные результаты: осознание целостности географической оболочки, проявляющихся во взаимосвязи компонентов природы. Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости сохранения и рационального использования природы.
План проведения экскурсии
1.Сбор в классе и проведение инструктажа по технике безопасности на месте.
2.Деление класса на группы.
3.Распределение обязанностей по группам.Определение фотокорреспондента.
4.Знакомство с маршрутным листом, ответы на вопросы учащихся.
5.Сбор возле школы.
6.Раздача инструмента и необходимого материала.
7.Движение проводится согласно маршруту.
8.Первая остановка на поляне перед лесом (первая группа определяет место исследования).
9. Вторая остановка в лесной полосе (вторая группа определяет место исследования).
10.После завершения урока-экскурсии возвращение в школу, для сдачи инструмента и необходимого материала (учащиеся должны двигаться по маршруту с сопровождающим).
Снаряжение экскурсии: - компас, рулетка, почвенный нож, фотоаппарат, термометр, барометр анемометр, флюгер, гигрометр, планшет, карандаш, листы для записи.
План подготовки экскурсии
1.Учитель выбирает объект изучения и намечает остановку.
2.Разрабатывае маршрут.
3.Подготовка заданий для учащихся по темеэкскурсии.
4.Подготовка оборудования для работы на местности.
5.Подготовка необходимого раздаточного материала.
План конспект хода урока-экскурсии
Организационный этап. Приветствие. Организация класса. Ребята, прозвенел звонок. Все правильно встали и успокоились (пауза, пока ученики не выполнили это требование). Здравствуйте, садитесь (подождать пока ученики займут свои места). Сегодня на уроке мы пойдем на экскурсию.
Подготовка учащихся к проведению экскурсии
Инструктаж по технике безопасности
Выходить из кабинета спокойно, не торопясь.
Оденьтесь соответственно погоде.
При жаркой солнечной погоде надеть головной убор.
Не начинать движение без указания учителя-руководителя.
Выполнять все действия только по указанию учителя.
Идти только по маршруту, указанному учителем, не нарушая правил дорожного движения при переходе улиц, перекрёстков.
Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.
Соблюдать порядок и дисциплину.
Сбор растений, листьев и т.п. производить с разрешения учителя.
Без разрешения учителя никуда не отлучаться.
При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.
При резком ухудшении погоды, по указанию учителя, немедленно прекратить занятия, вернуться в учебный кабинет.
При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.
Требования безопасности по окончании занятий
Проверьте присутствие всех своих товарищей.
Аккуратно разложите собранный материал в специальную коробку.
Просмотрите свои записи в черновиках по результатам экскурсии.
Проверьте безопасность рабочего места, убраны ли все булавки, иголки и т.п.
Вымойте лицо и руки с мылом.
Проверка наличия оборудования. Итак, ребята перед нами стоит задача познакомиться с природными комплексами своей местности, определить различия между компонентами ПТК поляны и лесной полосы, выявить взаимосвязь между компонентами комплексов.
Задание 1. Каждая группа описывает свой природно-территориальный комплекс по плану в таблице «Характеристика ПТК».
Группа № 1 исследует и описывает ПТК «Поляна у леса», группа № 2 описывает и исследует ПТК «Лесная полоса», результаты занесите в таблицу 1 «Характеристика ПТК». Полученные результаты сравните, и сделайте вывод о взаимосвязи компонентов ПТК.
II. Этап формирования опорных знаний и умений. Группы отправляются на место исследования своего участка, приступают к выполнению задания, используя типовой план таблицы 1.
Таблица1 - «Характеристика ПТК»
План характеристики ПТК | Описание ПТК |
1.Название природной зоны. | |
2.Название ПТК. | |
3.Климатические особенности ПТК: А) температура воздуха, t0; Б) атмосферное давлениемм рт. ст.; В) влажность воздуха; Г) направление ветра. | |
4. Характер поверхности (равнинный, плоский, холмистый). | |
5.Внутренние воды (глубина залегания подземных вод). | |
6.Растительность (виды растений: травянистая, кустарниковая, деревянистая, высота травы). | |
7.Почва (название, структура, высота плодородного слоя, породы слагающие почвенный горизонт (песок, глина). |
|
8.Какие животные были обнаружены? | |
9.Для какой хозяйственной цели используется данная территория? | |
Вывод: Определить взаимосвязь компонентов ПТК. | |
Задание 2. Сделайте выводы, о взаимосвязи компонентов ПТК.
Задание 3. Соберите образцы растений для засушивания, чтобы составить наглядные пособия, которые помогут понять как то или иное растение приспособилось к природным условиям.
III. Этап закрепления опорных знаний и умений
Какие природные комплексы мы сегодня исследовали?
Из каких компонентов состоит природный комплекс № 1 и № 2.
Какие различия вы выявили, исследуя ПТК?
Назовите причины различий природных компонентов ПТК.
Как измениться ПТК, если уменьшится количество осадков?
Сделайте вывод.
IV. Домашнее задание. На основании полученных данных, фотографий подготовьте вступление с презентацией на тему «Характеристика природно-территориального комплекса села Огнева – Заимка».
Список использованных источников
Атлас Новосибирской области/ В.М. Кравцов, В.И Левакова, П.В Лепин, Г.М. Позднякова, Н.Н. Пономарева, 2009-2010 гг.
Горелова, Т.А. Природа Новосибирской области: учебное пособие/ Т.А. Горелова, Н.В. Гуляева, В.М. Кравцов. – Новосибирск: изд. НГПУ, 2011. – 160с.
Кравцов В.М., Донукалова Р.П. География Новосибирской области. Учебное пособие. – 3 изд., испр. и доп. – Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2000-208 с.
Литвинова, О.С., Гуляева Н. В. Атмосферная циркуляция избыточно-влажных и сухих периодов Обь-Иртышского междуречья /О.С.Литвинова, Н. В.Гуляева // Вестник ТГУ. – 2009. – №329. – С.262-266.