СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Электрический ток"( 8 класс ФГОС)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Электрический ток" с технологической картой и презентацией

Просмотр содержимого документа
«план урока электрический ток»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Электрический ток. Источники электрического тока


Цель урока: выяснить физическую природу электрического тока, а также способствовать продуктивной работе учащихся, направленной на реализацию следующих задач

Задачи:

- обучающие: формирование единых взглядов на природу электрического тока

  • выяснить физическую природу электрического тока;

  • осознать смысл понятия электрический ток, условия возникновения и направление электрического тока;

  • выяснить роль источника тока, принцип его действия;

  • ознакомить с различными видами источников тока

-развивающие:

  • развитие познавательного интереса;

  • развивать абстрактное и логическое мышление, внимание;

  • формировать умение самостоятельной работы;

  • развивать умение анализировать учебный материал;

  • для развития зрительной памяти вести записи на доске

  • развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке

  • для развития моторной памяти организовать фиксирование учащимися информации в тетради

  • умение выслушивать мнение товарища и отстаивать свою точку зрения

-воспитательные:

  • воспитывать дисциплинированность;

  • выработка  личностных качеств: аккуратности, внимательности при заполнении тетрадей, точности ответов; 

  • воспитывать сопричастность к собственной деятельности и деятельности других.

Тип урока: комбинированный урок с использованием ЭОР

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, компьютерное тестирование

Необходимое техническое оборудование: компьютер, маркерная доска, мультимедиапроектор, интерактивная доска, термопара, гальванический элемент, гальванометр, соединительные провода, электрофорная машина, спиртовка, электроскоп, палочка.

Структура и ход урока: организационный момент, проблемные вопросы, актуализация, формирование новых знаний, первичное закрепление, применение знаний, диагностика процесса усвоения, рефлексия, домашнее задание.

Демонстрации: Электрофорная машина, гальванические элементы, аккумуляторы, термоэлемент, фотоэлементы, солнечная батарея.
































Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность

ученика

Время

(мин.)

1

2

3

5

6

7

  1. 1

Организа-ционный момент.



Приветствие, список класса

Приветствуют учителя, дежурные сообщают об отсутствующих

1

  1. 2.

Актуализа-ция знаний.


Слайд 3-4

Физический диктант

  1. Слово «электризация» произошло от слова ________, что в переводе означает «__________»

  2. Существует два рода электрических зарядов:__________ и _________.

  3. Если приблизить два положительно заряженных тела, они ___________.

  4. Если приблизить два тела, с разными зарядами, то они ____

  5. Вещества, которые проводят электрический ток называются __________.

  6. К ним относятся:____________________________________

  7. Вещества, которые не проводят электрический ток называются ___________

  8. К ним относятся:_________________________________________.

  9. Прибор для обнаружения зарядов называется_________________.

  10. Наименьшая заряженная частица называется ________________.

Проверка

1.Слово «электризация» произошло от слова электрон, что в переводе означает «янтарь» (2б.)

2.Существует два рода электрических зарядов: положительный и отрицательный. (2б.)

3.Если приблизить два положительно заряженных тела, они оттолкнутся. (1б.)

4.Если приблизить два тела, с разными зарядами, то они

притянутся. (1б.)

5.Вещества, которые проводят электрический ток называются проводниками. (1б.)

6.К ним относятся: металлы (алюминий, серебро, медь, железо). (5б.)

7.Вещества, которые не проводят электрический ток называются диэлектриками (изоляторами) (1б)

8.К ним относятся: резина, фарфор, пластмасса. (5б.)

9.Прибор для обнаружения зарядов называется электроскоп. (1б.)

10.Наименьшая заряженная частица называется электрон. (1б.)

От 20 – 17 баллов – 5

От 14 – 10 баллов – 4

От 9 – 6 баллов – 3

Ниже 6 баллов – 2

Отвечают на листочках на тест

5

  1. 2

Проблем-ные вопросы





Слайд 5

Учитель цитирует слова П. Н. Яблочкова: «Настанет время, когда электричество будет доставляться по проводам, как вода по трубам, во все дома из особых фабрик электричества».

Задает вопросы:

1.«Как вы думаете, какова тема нашего урока?


2.А что бы вы хотели сегодня узнать об электрическом токе?»

Слушают учителя



Отвечают, учитель пишет на доске тему урока, а уч-ся опорных конспектах


2

  1. 4

Формиро-вание новых знаний











Слайд 6









Слайд 7




Слайд 8



Слайд 9-10




А теперь давайте попробуем найти ответы на ваши вопросы

1. Слово «электричество», «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни

2.Представьте себе на минуту, что отключили электричество в наших домах. Что было бы? Каковы последствия этого события?

3.Что вы можете сказать о значимости электрического тока?

Делаем вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое.

Цель урока: выяснить, что такое электрический ток и какие условия необходимы для его существования

Демонстрация

I.Учитель задает вопросы:

1)Каково практическое применение неподвижных электрических зарядов?

2)Движутся ли заряженные частицы в телах? Каким образом?

3)Что произойдет, если все частицы будут двигаться в одну сторону?

4)Можно ли привести движение всех частиц в одну сторону?»

При ответ на вопросы можно пользоваться учебником.

II.Далее дает определение электрического тока и задает вопрос:

1) Как можно привести заряженные частицы к упорядоченному движению?

2) Ребята, а как вы думаете, какие условия должны выполняться для возникновения электрического тока?

Учитель подводит итоги по результатам ответов учащихся, демонстрирует слайд 7

3)Учитель объясняет механизм возникновения тока и о направлении тока в цепи (слайд 8)

4) Какие источники тока вам известны? Каким образом работают эти источники тока?(слайд 9-10)

5)Демонстрирует источники электрического тока, работу этих источников (электрофорная машина, термопара) и слайд 7




Отвечают на поставленные вопросы, участвуя в беседе.





Записи в опорных конспектах

Просмотр

Выдвигают гипотезы, заполняют опорный конспект

Учащиеся высказывают свои предположения о том, что должны быть свободные заряженные частицы и электрическое поле, записывают в тетрадь условия, необходимые для возникновения тока.

Отвечают на вопрос

Смотрят слайд и заполняют опорный конспект

Слушают и смотрят слайд 7 и 8

Отвечают на вопрос учителя.

Наблюдают за работой источников тока, отвечают на вопросы учителя.

Смотрят демонстрации

22

  1. 5

Первичное закрепле-ние материала

Электрические явления.

Электрический ток. Источники электрического тока.

Учитель задает выполнять тест (слайды 11-15)

Проверка теста (слайд 16)

выполняют тест в тетрадях, а затем осуществляют взаимопроверку .

5

  1. 6

Применение полученных знаний в стандартных или новых ситуациях


Учитель делит класс на две группы.

«Экспериментаторы» должны получить электрический ток, имея заряженный электроскоп и заряженную палочку

Остальным предлагается решить задачи №997, 1000, 1002 из «Сборника задач по физике для 7-9 классов» В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой М.: Просвещение 2009г.


Группа «экспериментаторов» проводит опыт с электроскопом, затем демонстрируют его для всех. Остальные учащиеся в это время решают задачи устно, аргументируя свои ответы.

6

  1. 7

Диагностика процесса усвоения учебного материала


Учитель: Давайте посмотрим на вопросы, которые возникли у вас в начале изучения нашей темы (на маркерной доске).

На все ли свои вопросы вы получили ответы?

Выставляет оценки за урок.

Анализируют, систематизируют материал, просматривая вопросы


1

  1. 8.

Рефлексия

Слайд 17

Твое отношение к уроку!

1.Урок полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все-таки учиться!

Пишут

1

  1. 9

Домашнее задание



1)минимальный уровень: §32, 36 учебника, вопросы к параграфам

2)первый уровень: задания к параграфами

3)второй уровень: В. И. Лукашик, № 1233, № 1235, № 1236, № 1239

4)дополнительное задание: подготовить сообщения по теме «Применение аккумуляторов» и «Традиционные и нетрадиционные источники тока и их применение» с использованием материалов сайтов единой коллекции

Записывают домашнее задание в дневники.

1




Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Подборка заданий «Электризация. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов»»


К

Иллюстрированная подборка вопросов и задач по теме "Электризация. Электрический заряд. Взаимодействие заряженных тел


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bdc43fae-692c-4a70-9557-2b429a27309e/?interface=pupil&class=50&subject=30


2

Видеоролик - анимация "Механизм возникновения электрического тока" (N 187184)

И

Видеофильм о прохождении тока между двумя заряженными телами, соединенными проводником.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c3e521a0-b3e5-43a8-a0fc-72840ebffce6/?from=ed9ec0b9-ace4-4180-a418-bbce9d8154df&interface=teacher&class=50&subject=30


3

Свинцовый аккумулятор

И

Иллюстрированный и озвученный рассказ об устройстве и принципе работы свинцового аккумулятора.


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/853ab0ca-6b7e-4d69-82db-19fcf23a449b/?interface=pupil&class=50&subject=30






ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Тема: ____________________________________________________________________________________

Неподвижные заряды ______________________________________________________________________

Подвижные заряды _________________________________________________________________________

Электрический ток __________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

















За направление электрического тока _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Заполните таблицу

Виды источников

Преобразование энергии

Название источников тока

1.

Механические


Электрофорная машина, генератор.

2.

Тепловые


Термоэлемент.

3.

Световые


Фотоэлемент, солнечная батарея.

4.

Химические


Гальванический элемент, аккумулятор, батареи.



Сегодня на уроке я узнал, что…__________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодня на уроке я научился …__________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодня мне было интересно …__________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне не понравилось…__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§32, 36 учебника, вопросы к параграфам

Домашний проект «Сделай батарейку»

Инструкция:

1.Возьмите 5 желтых монет по 10 копеек и 5 белых монет по 5 копеек. (Они примерно одинаковые по величине, а сделаны из разных сплавов).


2.Расположите их столбом друг на друга поочередно, а между ними положите кусочки газетной бумаги, смоченной в крепком растворе поваренной соли.


3.Возьмите столб мокрыми пальцами за концы, и вы почувствуете слабый электрический удар







Просмотр содержимого презентации
«Презентация_01»

Электрический ток

Электрический ток

Цель урока Обеспечение усвоения обучающимися понятий электрический ток, источник тока. Задачи  Образовательные: 1.работая над созданием рисунка, обсуждая информацию в группах и в классе добиться осознанного усвоения учащимися понятия «электрический ток»; 2.используя демонстрационный эксперимент и личный опыт учащихся выяснить, какие источники тока бывают, как действуют. Развивающие: 1.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету; 2.высказывая свое мнение и обсуждая данную задачу развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы; 3. развивать умение выделять главное и критически оценивать содержание информации. Воспитательные: 1.в ходе работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение; 3.работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников.

Цель урока

  • Обеспечение усвоения обучающимися понятий электрический ток, источник тока.

Задачи

Образовательные:

1.работая над созданием рисунка, обсуждая информацию в группах и в классе добиться осознанного усвоения учащимися понятия «электрический ток»;

2.используя демонстрационный эксперимент и личный опыт учащихся выяснить, какие источники тока бывают, как действуют.

Развивающие:

1.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету;

2.высказывая свое мнение и обсуждая данную задачу развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы;

3. развивать умение выделять главное и критически оценивать содержание информации.

Воспитательные:

1.в ходе работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;

2.способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение;

3.работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников.

Физический диктант

Физический диктант

  • Слово «электризация» произошло от слова ________, что в переводе означает «__________»
  • Существует два рода электрических зарядов:__________ и _________.
  • Если приблизить два положительно заряженных тела, они ___________.
  • Если приблизить два тела, с разными зарядами, то они _____________.
  • Вещества, которые проводят электрический ток называются __________.
  • К ним относятся:_____________________________________________.
  • Вещества, которые не проводят электрический ток называются ___________
  • К ним относятся:_________________________________________.
  • Прибор для обнаружения зарядов называется_________________.
  • Наименьшая заряженная частица называется ________________.
Проверка знаний 1.Слово «электризация» произошло от слова электрон, что в переводе означает  « янтарь » (2б.) 2.Существует два рода электрических зарядов: положительный и отрицательный. (2б.) 3.Если приблизить два положительно заряженных тела, они оттолкнутся . (1б.)  4.Если приблизить два тела, с разными зарядами, то они  притянутся . (1б.) 5.Вещества, которые проводят электрический ток называются проводниками . (1б.) 6.К ним относятся: металлы (алюминий, серебро, медь, железо) . (5б.) 7.Вещества, которые не проводят электрический ток называются диэлектриками (изоляторами) (1б) 8.К ним относятся: резина, фарфор, пластмасса . (5б.) 9.Прибор для обнаружения зарядов называется электроскоп . (1б.)  10.Наименьшая заряженная частица называется электрон . (1б.)  От 20 – 17 баллов – 5 От 14 – 10 баллов – 4 От 9 – 6 баллов – 3 Ниже 6 баллов – 2

Проверка знаний

1.Слово «электризация» произошло от слова электрон, что в переводе означает « янтарь » (2б.)

2.Существует два рода электрических зарядов: положительный и отрицательный. (2б.)

3.Если приблизить два положительно заряженных тела, они оттолкнутся . (1б.)

4.Если приблизить два тела, с разными зарядами, то они

притянутся . (1б.)

5.Вещества, которые проводят электрический ток называются проводниками . (1б.)

6.К ним относятся: металлы (алюминий, серебро, медь, железо) . (5б.)

7.Вещества, которые не проводят электрический ток называются диэлектриками (изоляторами) (1б)

8.К ним относятся: резина, фарфор, пластмасса . (5б.)

9.Прибор для обнаружения зарядов называется электроскоп . (1б.)

10.Наименьшая заряженная частица называется электрон . (1б.)

От 20 – 17 баллов – 5

От 14 – 10 баллов – 4

От 9 – 6 баллов – 3

Ниже 6 баллов – 2

Тема урока  «Настанет время, когда электричество будет доставляться по проводам, как вода по трубам, во все дома из особых фабрик электричества».  (П.Я. Яблочков.) 1.Как вы думаете, какова тема нашего урока?  2.А что бы вы хотели сегодня узнать об электрическом токе?

Тема урока

«Настанет время, когда электричество будет доставляться по проводам, как вода по трубам, во все дома из особых фабрик электричества».

(П.Я. Яблочков.)

1.Как вы думаете, какова тема нашего урока?

2.А что бы вы хотели сегодня узнать об электрическом токе?

Для возникновения и существования электрического тока необходимо наличие свободных заряженных частиц и силы, создающей и поддерживающей их упорядоченное движение. Обычно такой силой является сила, действующая на заряженные частицы со стороны электрического поля. За направление тока условно принимают то направление, в котором должны двигаться положительные заряды.
  • Для возникновения и существования электрического тока необходимо наличие свободных заряженных частиц и силы, создающей и поддерживающей их упорядоченное движение. Обычно такой силой является сила, действующая на заряженные частицы со стороны электрического поля.
  • За направление тока условно принимают то направление, в котором должны двигаться положительные заряды.

О наличии электрического тока в проводниках можно судить по тем действиям, которые ток производит: нагреванию проводников, созданию вокруг проводников магнитного поля, выделению веществ, входящих в состав электролита, на опущенных в раствор электродах нагреванию проводников, созданию вокруг проводников магнитного поля, выделению веществ, входящих в состав электролита, на опущенных в раствор электродах
  • О наличии электрического тока в проводниках можно судить по тем действиям, которые ток производит:
  • нагреванию проводников, созданию вокруг проводников магнитного поля, выделению веществ, входящих в состав электролита, на опущенных в раствор электродах
  • нагреванию проводников,
  • созданию вокруг проводников магнитного поля,
  • выделению веществ, входящих в состав электролита, на опущенных в раствор электродах

Источники электрического тока. Чтобы в проводнике электрический ток существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока. В любом источнике тока постоянно совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Эти частицы накапливаются на полюсах источника тока. (положительная клемма, отрицательная клемма)  гальванический элемент электрофорная машина аккумуляторы

Источники электрического тока.

Чтобы в проводнике электрический ток существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле.

Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.

В любом источнике тока постоянно совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Эти частицы накапливаются на полюсах источника тока. (положительная клемма, отрицательная клемма)

гальванический элемент

электрофорная машина

аккумуляторы

ТЕСТ Вариант 1 Вариант 2 А 1. Чтобы в проводнике существовал электрический ток, необходимо А 1. Электрическим током называется

ТЕСТ

Вариант 1

Вариант 2

А 1. Чтобы в проводнике существовал электрический ток, необходимо

А 1. Электрическим током называется

  • Создать в нем электрическое поле
  • Наличие в нем свободных заряженных частиц
  • Создать в нем электрические заряды
  • Наличие в нем свободных заряженных частиц и электрического поля.
  • Тепловое движение заряженных частиц
  • Беспорядочное движение заряженных частиц
  • Упорядоченное движение заряженных частиц
  • Механическое движение заряженных частиц
Вариант 1 Вариант 2 А 2. Устройство, преобразующее энергию какого-либо вида в электрическую, называют А 2. Для чего необходимы источники электрической энергии? Реостатом Аккумулятором Источником тока конденсатором 1) Создавать и поддерживать в проводниках электрическое поле 2) Создавать электрический ток 3) Поддерживать электрический ток в течении длительного времени 4) Чтобы в проводниках возникли свободные заряженные частицы

Вариант 1

Вариант 2

А 2. Устройство, преобразующее энергию какого-либо вида в электрическую, называют

А 2. Для чего необходимы источники электрической энергии?

  • Реостатом
  • Аккумулятором
  • Источником тока
  • конденсатором

1) Создавать и поддерживать в проводниках электрическое поле

2) Создавать электрический ток

3) Поддерживать электрический ток в течении длительного времени

4) Чтобы в проводниках возникли свободные заряженные частицы

Вариант 1 Вариант 2 А 3. В гальваническом элементе разделение частиц происходит за счет А 3. Какие из перечисленных ниже элементов не относятся к гальваническому элементу?

Вариант 1

Вариант 2

А 3. В гальваническом элементе разделение частиц происходит за счет

А 3. Какие из перечисленных ниже элементов не относятся к гальваническому элементу?

  • Механической энергии
  • Внутренней энергии
  • Химической энергии
  • Электрической энергии
  • Цинковый сосуд
  • Угольный стержень
  • Клейстер
  • диск
А 4. Где используются следующие устройства? Устройство Применение А) гальванический элемент Б) фотоэлемент В) аккумулятор

А 4. Где используются следующие устройства?

Устройство

Применение

А) гальванический элемент

Б) фотоэлемент

В) аккумулятор

  • Автомобиль
  • «лентяйка» телевизора
  • Солнечная батарея
Вариант 1 Вариант 2 А 5. За направление электрического тока в проводнике принимают А 5. Упорядоченным движением заряженных частиц называется Направление движения положительных зарядов Направление движения отрицательных зарядов Любое направление движения 4) Направление движения отрицательных зарядов в металлах, положительных зарядов в других проводниках.

Вариант 1

Вариант 2

А 5. За направление электрического тока в проводнике принимают

А 5. Упорядоченным движением заряженных частиц называется

  • Направление движения положительных зарядов
  • Направление движения отрицательных зарядов
  • Любое направление движения

4) Направление движения отрицательных зарядов в металлах, положительных зарядов в других проводниках.

  • Электрическим полем
  • Течением зарядов
  • Потоком поля
  • Электрическим током
Проверь себя Вариант 1 Вариант 2 А1 - 4 А 2 - 3 А 3 - 2 А 4 – 231 А 5 - 1 А1 - 3 А 2 - 3 А 3 - 4 А 4 – 231 А 5 - 4

Проверь себя

Вариант 1

Вариант 2

А1 - 4

А 2 - 3

А 3 - 2

А 4 – 231

А 5 - 1

А1 - 3

А 2 - 3

А 3 - 4

А 4 – 231

А 5 - 4

Твое отношение к уроку! 1.Урок полезен, все понятно.  2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.  3.Еще придется потрудиться.  4.Да, трудно все-таки учиться!

Твое отношение к уроку!

1.Урок полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все-таки учиться!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!