Электрический ток
Цель урока
- Обеспечение усвоения обучающимися понятий электрический ток, источник тока.
Задачи
Образовательные:
1.работая над созданием рисунка, обсуждая информацию в группах и в классе добиться осознанного усвоения учащимися понятия «электрический ток»;
2.используя демонстрационный эксперимент и личный опыт учащихся выяснить, какие источники тока бывают, как действуют.
Развивающие:
1.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету;
2.высказывая свое мнение и обсуждая данную задачу развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы;
3. развивать умение выделять главное и критически оценивать содержание информации.
Воспитательные:
1.в ходе работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;
2.способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение;
3.работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников.
Физический диктант
- Слово «электризация» произошло от слова ________, что в переводе означает «__________»
- Существует два рода электрических зарядов:__________ и _________.
- Если приблизить два положительно заряженных тела, они ___________.
- Если приблизить два тела, с разными зарядами, то они _____________.
- Вещества, которые проводят электрический ток называются __________.
- К ним относятся:_____________________________________________.
- Вещества, которые не проводят электрический ток называются ___________
- К ним относятся:_________________________________________.
- Прибор для обнаружения зарядов называется_________________.
- Наименьшая заряженная частица называется ________________.
Проверка знаний
1.Слово «электризация» произошло от слова электрон, что в переводе означает « янтарь » (2б.)
2.Существует два рода электрических зарядов: положительный и отрицательный. (2б.)
3.Если приблизить два положительно заряженных тела, они оттолкнутся . (1б.)
4.Если приблизить два тела, с разными зарядами, то они
притянутся . (1б.)
5.Вещества, которые проводят электрический ток называются проводниками . (1б.)
6.К ним относятся: металлы (алюминий, серебро, медь, железо) . (5б.)
7.Вещества, которые не проводят электрический ток называются диэлектриками (изоляторами) (1б)
8.К ним относятся: резина, фарфор, пластмасса . (5б.)
9.Прибор для обнаружения зарядов называется электроскоп . (1б.)
10.Наименьшая заряженная частица называется электрон . (1б.)
От 20 – 17 баллов – 5
От 14 – 10 баллов – 4
От 9 – 6 баллов – 3
Ниже 6 баллов – 2
Тема урока
«Настанет время, когда электричество будет доставляться по проводам, как вода по трубам, во все дома из особых фабрик электричества».
(П.Я. Яблочков.)
1.Как вы думаете, какова тема нашего урока?
2.А что бы вы хотели сегодня узнать об электрическом токе?
- Для возникновения и существования электрического тока необходимо наличие свободных заряженных частиц и силы, создающей и поддерживающей их упорядоченное движение. Обычно такой силой является сила, действующая на заряженные частицы со стороны электрического поля.
- За направление тока условно принимают то направление, в котором должны двигаться положительные заряды.
- О наличии электрического тока в проводниках можно судить по тем действиям, которые ток производит:
- нагреванию проводников, созданию вокруг проводников магнитного поля, выделению веществ, входящих в состав электролита, на опущенных в раствор электродах
- нагреванию проводников,
- созданию вокруг проводников магнитного поля,
- выделению веществ, входящих в состав электролита, на опущенных в раствор электродах
Источники электрического тока.
Чтобы в проводнике электрический ток существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле.
Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.
В любом источнике тока постоянно совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Эти частицы накапливаются на полюсах источника тока. (положительная клемма, отрицательная клемма)
гальванический элемент
электрофорная машина
аккумуляторы
ТЕСТ
Вариант 1
Вариант 2
А 1. Чтобы в проводнике существовал электрический ток, необходимо
А 1. Электрическим током называется
- Создать в нем электрическое поле
- Наличие в нем свободных заряженных частиц
- Создать в нем электрические заряды
- Наличие в нем свободных заряженных частиц и электрического поля.
- Тепловое движение заряженных частиц
- Беспорядочное движение заряженных частиц
- Упорядоченное движение заряженных частиц
- Механическое движение заряженных частиц
Вариант 1
Вариант 2
А 2. Устройство, преобразующее энергию какого-либо вида в электрическую, называют
А 2. Для чего необходимы источники электрической энергии?
- Реостатом
- Аккумулятором
- Источником тока
- конденсатором
1) Создавать и поддерживать в проводниках электрическое поле
2) Создавать электрический ток
3) Поддерживать электрический ток в течении длительного времени
4) Чтобы в проводниках возникли свободные заряженные частицы
Вариант 1
Вариант 2
А 3. В гальваническом элементе разделение частиц происходит за счет
А 3. Какие из перечисленных ниже элементов не относятся к гальваническому элементу?
- Механической энергии
- Внутренней энергии
- Химической энергии
- Электрической энергии
- Цинковый сосуд
- Угольный стержень
- Клейстер
- диск
А 4. Где используются следующие устройства?
Устройство
Применение
А) гальванический элемент
Б) фотоэлемент
В) аккумулятор
- Автомобиль
- «лентяйка» телевизора
- Солнечная батарея
Вариант 1
Вариант 2
А 5. За направление электрического тока в проводнике принимают
А 5. Упорядоченным движением заряженных частиц называется
- Направление движения положительных зарядов
- Направление движения отрицательных зарядов
- Любое направление движения
4) Направление движения отрицательных зарядов в металлах, положительных зарядов в других проводниках.
- Электрическим полем
- Течением зарядов
- Потоком поля
- Электрическим током
Проверь себя
Вариант 1
Вариант 2
А1 - 4
А 2 - 3
А 3 - 2
А 4 – 231
А 5 - 1
А1 - 3
А 2 - 3
А 3 - 4
А 4 – 231
А 5 - 4
Твое отношение к уроку!
1.Урок полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!