СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме «Плавание судов. Воздухоплавание». ФГОС. Физика 7-й класс.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок физики в 7-м классе по теме

 «Плавание судов. Воздухоплавание»

Цель  урока: продолжить изучение условий плавания тел, рассмотреть устройство судов, ознакомить школьников с видами судов и их применением; совершенствовать умения характеризовать поведение тел в жидкости и газа; продолжить работу по расширению кругозора учащихся 

Просмотр содержимого документа
«Плавание судов. Воздухоплавоние.»

Урок физики в 7-м классе по теме

«Плавание судов. Воздухоплавание»

Цель урока: продолжить изучение условий плавания тел, рассмотреть устройство судов, ознакомить школьников с видами судов и их применением; совершенствовать умения характеризовать поведение тел в жидкости и газа; продолжить работу по расширению кругозора учащихся

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.


УДД:

Образовательная:

1. используя различные формы и способы деятельности на уроке продолжить изучение условий плавания тел, рассмотреть устройство судов, выяснить физические основы и историю воздухоплавания.

2. используя примеры и качественные задачи показать, практическое значение изучаемой темы.

3. научить применять полученные теоретические знания для решения качественных задач.

Развивающая: развивать умения и навыки анализировать знания и делать выводы; поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности; развитие интереса к изучению физики на основе межпредметных связей с математикой, историей; развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения заданий;

Воспитательная: воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание чувства сотрудничества в парах.


Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений.

Регулятивные. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов, проведения экспериментальных заданий добывать недостающую информацию. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация “Плавание судов, Воздухоплавание”, стакан с газированной водой и шоколад, сосуд с водой, пластилин, стакан с соленой водой, с пресной, картофель.

Ход урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 Организационный момент.

Мотивация.






Здравствуйте.

энергизатор:

Кто слышал звонок на урок- похлопали;

Кто видит рядом с собой одноклассников, готовых к уроку- потопали;

Кто отправляется с нами сегодня в путешествие, поприветствовали друг друга и присели.


Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю, вам отправится в физический поход, где нам предстоит опуститься на дно морское, подняться высоко в небо.

Демонстрация 1.

Опыт с пластилином.

-Как выдумаете, что произойдет с кусочком пластилина, если его опустить в сосуд с водой?

Опустили кусок пластилина в сосуд с водой. Пластилин утонул.

-А что если мы из этого же кусочка пластилина вылепим лодочку?

Лодка не тонет.

-Мы сделали из пластилина лодочку. У нее больше объем, чем у куска пластилина.

Чтобы заставить плавать тонущие тела, нужно изменить объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила.

Демонстрация 2.

Два шарика. Воздушный и гелиевый.

Почему они себя ведут по-разному?

Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Где в технике учитываются архимедова сила и условия плавания тел?

Давайте сформулируем тему урока.


Цель урока


















-Опустится на дно!
















1 слайд






Для постройки кораблей.


Плавание судов. Воздухоплавание

2 слайд

3 слайд

2.

Актуализация познавательной деятельности.

Уточним маршрут путешествия. Для этого составим как можно больше формул из данных физических величин:

F m P v h S g ρ

Проверяем

Учащиеся из предложенных физических величин составляют формулы.

4 слайд

5 слайд


Мы с вами оказались у берегов бескрайнего моря. Разобьёмся на группы. Каждая группа получает определенное задание. (Приложение 1)

Разбиваются на группы. В каждой группе 4 ученика.

Получают задание. Обсуждают вопрос в течение 3-х минут.


Защищает свою работу 1 группа

Ошибки в тексте следующие:

Благодаря тому, что Б.Паскаль открыл действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила всплывают, а те, на которые она не действует, тонут.


6 слайд


2-ей группе было предложено ответить на вопрос «Будет ли кусок льда плавать в бензине, глицерине? Почему?»

-Плотность льда 900 кг/м3, бензина - 800 кг/м3, глицерина-13100 кг/м3 . Лед будет плавать в глицерине, а в бензине утонет.


3-ой группе достался «Черный ящик»

- Нам необходимо определить: в каком из стаканов налита пресная вода, а в каком – соленая. Наш ответ в черном ящике находится картофель.


4-ой группе

А как в сосуде будут располагаться несмешивающиеся жидкости? Мед, вода, масло, спирт? Почему?


Плотности:

Мед- 1350 кг\м3

Вода – 1000

Масло – 930

Спирт – 800


Слайд 7,8


5-ой группе

А как же плавают живые организмы в воде?


Их средняя плотность почти не отличается от плотности воды, поэтому их вес практически полностью уравновешивается силой Архимеда.

В полости тела находится плавательный пузырь — тонкостенный мешок, заполненный смесью газов.

Слайд 9,10,11

III. Формирование новых знаний.


Масса современных судов достигает несколько десятков тысяч тонн. Почему же корабли не тонут?

Плавание судов также основано на законе Архимеда. Корабли, яхты, подводные лодки и другие плавающие средства конструируются так, чтобы их средняя плотность была меньше плотности воды и могла изменяться.

Для того чтобы корабль держался на плаву необходимо выполнение основного условия плавания: вес воды, вытесненной частью судна, находящейся в воде, должен равняться силе тяжести, действующей на судно вместе с пассажирами, топливом и различными механизмами.

Характеристики судна: 
  Осадка – это глубина, на которую судно погружается в воду. 

Ватерлиния – красная линия на корпусе судна, показывающая наибольшую допустимую осадку судна. 

Водоизмещение – вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом. 

Грузоподъемность – вес полезного груза, перевозимого судном. 



-Любой современный корабль содержит большое количество отсеков, заполненных воздухом. Это и приводит к тому, что средняя плотность судна оказывается меньше плотности воды




Слайд 12-17

















6-я группа покажет нам интересный опыт.






Движение кусочка шоколада аналогично тому, как погружается и всплывает подводная лодка. У неё внутри есть специальные балластные цистерны, которые заполняются забортной водой. Если надо опуститься на глубину, то цистерны открываются, в них устремляется забортная вода. Она вытесняет воздух, и лодка опускается. Если же надо снова всплыть, то в цистерны пускают сжатый воздух из специальных баллонов. Он вытесняет воду, и облегчённая лодка всплывает. 

В стакан с газированной водой мы опустили кусочек шоколада. Шоколад опустился на дно, т.к. его плотность больше, чем у воды. Но облепленный пузырьками газа, кусочек всплывает на поверхность. На поверхности пузырьки лопаются, шоколад опускается и так будет продолжаться, пока весь газ из газировки не выйдет.




Слайд 18-20


Наше с вами путешествие продолжается. Дальше нам предстоит подняться в воздух с помощью воздушного шара.

Посмотрите видеосюжет и ответьте на следующие вопросы: (Приложение 2).

Действует ли архимедова сила в воздухе?

Каковы условия воздухоплавания?

Как регулируют высоту полета воздушных шаров?





Слайд 21




Слайд 22

Отвечают на вопросы.

IV. Закрепление.


1.В гавани во время прилива стоит судно, с которого спускается в море лесенка. Ученик, желая определить скорость подъёма воды во время прилива, измерил высоту каждой ступеньки и сел на берегу отсчитывать число ступенек, которые покроет вода за 2 часа. Получит ли он верный результат?

2.Почему подъёмная сила стратостата зависит от времени суток и днём является наибольшей?


3.Определите максимальную массу человека, который может находиться на плоской льдине толщиной 40 см и площадью поверхности основания 2 м2 (g = 10 Н/кг).


Нет, т. к. корабль поднимается вместе с водой.







Солнечные лучи нагревают газ в стратостате, поэтому увеличивается его объём и подъёмная сила.

Рефлексия

Продолжи предложение:

Теперь я знаю…

И ещё умею…

Интересно было бы узнать...

Отвечают.

Домашнее задание

§53,54 упр. 29(3)
























Приложение 1

Задание 1-ой группе.

Найди в тексте ошибки.

Благодаря тому, что Б.Паскаль открыл действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила всплывают, а те, на которые она не действует, тонут.

Задание 2-ей группе.

Ответьте на вопрос.

Будет ли кусок льда плавать в бензине, керосине, глицерине? Почему?



Задание 3-ой группе.

Оборудование: «Черный ящик»

В нем находится оригинальный индикатор, который поможет вам определить: в каком из стаканов налита пресная, а в каком – соленая. Что находится в черном ящике?



Задание 4 ой группе.

А как в сосуде будут располагаться несмешивающиеся жидкости? Мед, вода, масло, спирт? Почему?



Задание 5-ой группе.

А как же плавают живые организмы в воде?

Задание 6-ой группе.

Оборудование: газированная вода, стакан, кусочек шоколадки.

В стакан с газированной водой опустите кусочек шоколадки. Понаблюдайте. Что будет происходить? Почему?

Приложение 3



Задание 1-ой группе.

Найди в тексте ошибки.

Благодаря тому, что Б.Паскаль открыл действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила всплывают, а те, на которые она не действует, тонут.

Задание 1-ой группе.

Найди в тексте ошибки.

Благодаря тому, что Б.Паскаль открыл действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила всплывают, а те, на которые она не действует, тонут.

Задание 1-ой группе.

Найди в тексте ошибки.

Благодаря тому, что Б.Паскаль открыл действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила всплывают, а те, на которые она не действует, тонут.

Задание 1-ой группе.

Найди в тексте ошибки.

Благодаря тому, что Б.Паскаль открыл действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила всплывают, а те, на которые она не действует, тонут.













Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Приложение 1

Задание 1-ой группе.

Найди в тексте ошибки.

Благодаря тому, что Б.Паскаль открыл действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила всплывают, а те, на которые она не действует, тонут.

Задание 2-ей группе.

Ответьте на вопрос.

Будет ли кусок льда плавать в бензине, керосине, глицерине? Почему?



Задание 3-ой группе.

Оборудование: «Черный ящик»

В нем находится оригинальный индикатор, который поможет вам определить: в каком из стаканов налита пресная, а в каком – соленая. Что находится в черном ящике?



Задание 4 ой группе.

А как в сосуде будут располагаться несмешивающиеся жидкости? Мед, вода, масло, спирт? Почему?



Задание 5-ой группе.

А как же плавают живые организмы в воде?

Задание 6-ой группе.

Оборудование: газированная вода, стакан, кусочек шоколадки.

В стакан с газированной водой опустите кусочек шоколадки. Понаблюдайте. Что будет происходить? Почему?



Просмотр содержимого презентации
«Плавание судов. Воздухоплавание»

Все мы с детства знакомы с воздушными шарами. А задумывались ли вы, почему гелевые шары взлетают высоко вверх, а с воздушными шарами это не происходит?

Все мы с детства знакомы с воздушными шарами.

А задумывались ли вы, почему гелевые шары взлетают высоко вверх, а с воздушными шарами это не происходит?

Тема урока: Плавание судов.  Воздухоплавание . Учитель физики и информатики Сабитова Анна Валерьевна МБОУ СШ№5 п.Яблоновский Тахтамукайского района Республики Адыгея .

Тема урока:

Плавание судов.

Воздухоплавание .

Учитель физики и информатики

Сабитова Анна Валерьевна

МБОУ СШ№5 п.Яблоновский

Тахтамукайского района

Республики Адыгея .

Цель урока:

Цель урока:

  • Познакомится с устройством судов.
  • Выяснить физические основы и историю воздухоплавания.
  • Узнать практическое значение изучаемой темы.
Составим как можно больше формул из данных физических величин: F m P v h S  g ρ p

Составим как можно больше формул из данных физических величин:

F m P v h S

g ρ p

1.F=mg 2.P=mg 3.F  А =gρ ж v т  4.p =gρh 5.p = F/S

1.F=mg 2.P=mg

3.F А =gρ ж v т

4.p =gρh

5.p = F/S

Найди ошибку Благодаря тому что Б.Паскаль открыл действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила всплывают, а те, на которые она не действует, тонут.

Найди ошибку

Благодаря тому что Б.Паскаль открыл действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила всплывают, а те, на которые она не действует, тонут.

А как в сосуде будут располагаться несмешивающиеся жидкости?

А как в сосуде будут располагаться несмешивающиеся жидкости?

спирт масло вода мед

спирт

масло

вода

мед

А как же плавают живые организмы в воде?

А как же плавают живые организмы в воде?

Средняя плотность живых организмов, живущих в водной среде, почти не отличается от плотности воды, поэтому их вес практически полностью уравновешивается силой Архимеда.

Средняя плотность живых организмов, живущих в водной среде, почти не отличается от плотности воды, поэтому их вес практически полностью уравновешивается силой Архимеда.

В полости тела находится плавательный пузырь — тонкостенный мешок, заполненный смесью газов.

В полости тела находится плавательный пузырь — тонкостенный мешок, заполненный смесью газов.

Плавание судов также основано на законе Архимеда. Корабли, яхты, подводные лодки и другие плавающие средства конструируются так, чтобы их средняя плотность была меньше плотности воды и могла изменяться.

Плавание судов также основано на законе Архимеда. Корабли, яхты, подводные лодки и другие плавающие средства конструируются так, чтобы их средняя плотность была меньше плотности воды и могла изменяться.

Плотность глины:     Плотность домика:    

Плотность глины:

 

 

Плотность домика:

 

 

Вес воды, вытесняемой подводной частью судна, равен весу судна с грузом в воздухе или силе тяжести, действующей на судно с грузом.

Вес воды, вытесняемой подводной частью судна, равен весу судна с грузом в воздухе или силе тяжести, действующей на судно с грузом.

Грузоподъемность судна: Масса воды в погруженном до ватерлинии объеме судна называется водоизмещением судна ( m в ).  m – m в = m гр m — масса ненагруженного судна. осадка судна – глубина, на которую судно погружается в воду. Ватерлиния – наибольшая допускаемая осадка отмечена на корпусе судна красной линией.

Грузоподъемность судна:

Масса воды в погруженном до ватерлинии объеме судна называется водоизмещением судна ( m в ).

mm в = m гр

m — масса ненагруженного судна.

осадка

судна – глубина, на которую судно погружается в воду.

Ватерлиния – наибольшая допускаемая осадка

отмечена на корпусе судна красной линией.

Водоизмещение «Титаника» составляло 46300 тонн.

Водоизмещение «Титаника»

составляло 46300 тонн.

Современные танкеры имеют грузоподъемность от 500 000 тонн и выше.

Современные танкеры имеют грузоподъемность от 500 000 тонн и выше.

Погружение Всплытие

Погружение

Всплытие

Воздухоплавание

Воздухоплавание

  • Действует ли архимедова сила в воздухе?
  • Каковы условия воздухоплавания?
  • Как регулируют высоту полета воздушных шаров?
Аэростаты Стратостаты Дирижабли Воздушные шары, поднимающиеся на небольшую высоту. Воздушные шары, поднимающиеся на высоту более 11 км. Управляемые воздушные шары.

Аэростаты

Стратостаты

Дирижабли

Воздушные шары, поднимающиеся на небольшую высоту.

Воздушные шары, поднимающиеся на высоту более 11 км.

Управляемые воздушные шары.

Определите максимальную массу человека, который может находиться на плоской льдине толщиной 40 см и площадью поверхности основания 2 м 2 ( g = 10 Н/кг).

Определите максимальную массу человека, который может находиться на плоской льдине толщиной 40 см и площадью поверхности основания 2 м 2 ( g = 10 Н/кг).

Определите максимальную массу человека, который может находиться на плоской льдине толщиной 40 см и площадью поверхности основания 2 м 2 ( g = 10 Н/кг). Решение : Дано : СИ Сила Архимеда:           Объем льдины:       Сила тяжести, действующая на льдину:           Сила тяжести, действующая на человека:       Тогда, масса человека: Ответ : 80 кг.    

Определите максимальную массу человека, который может находиться на плоской льдине толщиной 40 см и площадью поверхности основания 2 м 2 ( g = 10 Н/кг).

Решение :

Дано :

СИ

Сила Архимеда:

 

 

 

 

 

Объем льдины:

 

 

 

Сила тяжести, действующая на льдину:

 

 

 

 

 

Сила тяжести, действующая на человека:

 

 

 

Тогда, масса человека:

Ответ : 80 кг.

 

 

Айсберг — это крупный, свободно плавающий кусок льда в океане или море.

Айсберг — это крупный, свободно плавающий кусок льда в океане или море.

Рефлексия  Продолжи предложение:

Рефлексия

Продолжи предложение:

  • Теперь я знаю…
  • И ещё умею…
  • Интересно было бы узнать...
Домашнее задание §53,54, упр 29(3)

Домашнее задание

§53,54, упр 29(3)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!