Урок физики в 7-м классе по теме
«Плавание судов. Воздухоплавание»
Цель урока: продолжить изучение условий плавания тел, рассмотреть устройство судов, ознакомить школьников с видами судов и их применением; совершенствовать умения характеризовать поведение тел в жидкости и газа; продолжить работу по расширению кругозора учащихся
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.
УДД:
Образовательная:
1. используя различные формы и способы деятельности на уроке продолжить изучение условий плавания тел, рассмотреть устройство судов, выяснить физические основы и историю воздухоплавания.
2. используя примеры и качественные задачи показать, практическое значение изучаемой темы.
3. научить применять полученные теоретические знания для решения качественных задач.
Развивающая: развивать умения и навыки анализировать знания и делать выводы; поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности; развитие интереса к изучению физики на основе межпредметных связей с математикой, историей; развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения заданий;
Воспитательная: воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание чувства сотрудничества в парах.
Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений.
Регулятивные. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов, проведения экспериментальных заданий добывать недостающую информацию. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация “Плавание судов, Воздухоплавание”, стакан с газированной водой и шоколад, сосуд с водой, пластилин, стакан с соленой водой, с пресной, картофель.
Ход урока
Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 Организационный момент. Мотивация.
| Здравствуйте. энергизатор: Кто слышал звонок на урок- похлопали; Кто видит рядом с собой одноклассников, готовых к уроку- потопали; Кто отправляется с нами сегодня в путешествие, поприветствовали друг друга и присели. Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю, вам отправится в физический поход, где нам предстоит опуститься на дно морское, подняться высоко в небо. Демонстрация 1. Опыт с пластилином. -Как выдумаете, что произойдет с кусочком пластилина, если его опустить в сосуд с водой? Опустили кусок пластилина в сосуд с водой. Пластилин утонул. -А что если мы из этого же кусочка пластилина вылепим лодочку? Лодка не тонет. -Мы сделали из пластилина лодочку. У нее больше объем, чем у куска пластилина. Чтобы заставить плавать тонущие тела, нужно изменить объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила. Демонстрация 2. Два шарика. Воздушный и гелиевый. Почему они себя ведут по-разному? Как вы думаете, о чем пойдет речь? Где в технике учитываются архимедова сила и условия плавания тел? Давайте сформулируем тему урока. Цель урока | -Опустится на дно! 1 слайд Для постройки кораблей. Плавание судов. Воздухоплавание 2 слайд 3 слайд |
2. Актуализация познавательной деятельности. | Уточним маршрут путешествия. Для этого составим как можно больше формул из данных физических величин: F m P v h S g ρ Проверяем | Учащиеся из предложенных физических величин составляют формулы. 4 слайд 5 слайд |
| Мы с вами оказались у берегов бескрайнего моря. Разобьёмся на группы. Каждая группа получает определенное задание. (Приложение 1) | Разбиваются на группы. В каждой группе 4 ученика. Получают задание. Обсуждают вопрос в течение 3-х минут. |
| Защищает свою работу 1 группа | Ошибки в тексте следующие: Благодаря тому, что Б.Паскаль открыл действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила всплывают, а те, на которые она не действует, тонут. 6 слайд |
| 2-ей группе было предложено ответить на вопрос «Будет ли кусок льда плавать в бензине, глицерине? Почему?» | -Плотность льда 900 кг/м3, бензина - 800 кг/м3, глицерина-13100 кг/м3 . Лед будет плавать в глицерине, а в бензине утонет. |
| 3-ой группе достался «Черный ящик» | - Нам необходимо определить: в каком из стаканов налита пресная вода, а в каком – соленая. Наш ответ в черном ящике находится картофель. |
| 4-ой группе А как в сосуде будут располагаться несмешивающиеся жидкости? Мед, вода, масло, спирт? Почему? | Плотности: Мед- 1350 кг\м3 Вода – 1000 Масло – 930 Спирт – 800 Слайд 7,8 |
| 5-ой группе А как же плавают живые организмы в воде? | Их средняя плотность почти не отличается от плотности воды, поэтому их вес практически полностью уравновешивается силой Архимеда. В полости тела находится плавательный пузырь — тонкостенный мешок, заполненный смесью газов. Слайд 9,10,11 |
III. Формирование новых знаний. | Масса современных судов достигает несколько десятков тысяч тонн. Почему же корабли не тонут? Плавание судов также основано на законе Архимеда. Корабли, яхты, подводные лодки и другие плавающие средства конструируются так, чтобы их средняя плотность была меньше плотности воды и могла изменяться. Для того чтобы корабль держался на плаву необходимо выполнение основного условия плавания: вес воды, вытесненной частью судна, находящейся в воде, должен равняться силе тяжести, действующей на судно вместе с пассажирами, топливом и различными механизмами. Характеристики судна: Осадка – это глубина, на которую судно погружается в воду. Ватерлиния – красная линия на корпусе судна, показывающая наибольшую допустимую осадку судна. Водоизмещение – вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом. Грузоподъемность – вес полезного груза, перевозимого судном. | -Любой современный корабль содержит большое количество отсеков, заполненных воздухом. Это и приводит к тому, что средняя плотность судна оказывается меньше плотности воды Слайд 12-17 |
| 6-я группа покажет нам интересный опыт. Движение кусочка шоколада аналогично тому, как погружается и всплывает подводная лодка. У неё внутри есть специальные балластные цистерны, которые заполняются забортной водой. Если надо опуститься на глубину, то цистерны открываются, в них устремляется забортная вода. Она вытесняет воздух, и лодка опускается. Если же надо снова всплыть, то в цистерны пускают сжатый воздух из специальных баллонов. Он вытесняет воду, и облегчённая лодка всплывает.
| В стакан с газированной водой мы опустили кусочек шоколада. Шоколад опустился на дно, т.к. его плотность больше, чем у воды. Но облепленный пузырьками газа, кусочек всплывает на поверхность. На поверхности пузырьки лопаются, шоколад опускается и так будет продолжаться, пока весь газ из газировки не выйдет. Слайд 18-20 |
| Наше с вами путешествие продолжается. Дальше нам предстоит подняться в воздух с помощью воздушного шара. Посмотрите видеосюжет и ответьте на следующие вопросы: (Приложение 2). Действует ли архимедова сила в воздухе? Каковы условия воздухоплавания? Как регулируют высоту полета воздушных шаров? | Слайд 21 Слайд 22 Отвечают на вопросы. |
IV. Закрепление. | 1.В гавани во время прилива стоит судно, с которого спускается в море лесенка. Ученик, желая определить скорость подъёма воды во время прилива, измерил высоту каждой ступеньки и сел на берегу отсчитывать число ступенек, которые покроет вода за 2 часа. Получит ли он верный результат? 2.Почему подъёмная сила стратостата зависит от времени суток и днём является наибольшей? 3.Определите максимальную массу человека, который может находиться на плоской льдине толщиной 40 см и площадью поверхности основания 2 м2 (g = 10 Н/кг). | Нет, т. к. корабль поднимается вместе с водой. Солнечные лучи нагревают газ в стратостате, поэтому увеличивается его объём и подъёмная сила. |
Рефлексия | Продолжи предложение: Теперь я знаю… И ещё умею… Интересно было бы узнать... | Отвечают. |
Домашнее задание | §53,54 упр. 29(3) | |
Приложение 1
Задание 1-ой группе.
Найди в тексте ошибки.
Благодаря тому, что Б.Паскаль открыл действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила всплывают, а те, на которые она не действует, тонут.
Задание 2-ей группе.
Ответьте на вопрос.
Будет ли кусок льда плавать в бензине, керосине, глицерине? Почему?
Задание 3-ой группе.
Оборудование: «Черный ящик»
В нем находится оригинальный индикатор, который поможет вам определить: в каком из стаканов налита пресная, а в каком – соленая. Что находится в черном ящике?
Задание 4 ой группе.
А как в сосуде будут располагаться несмешивающиеся жидкости? Мед, вода, масло, спирт? Почему?
Задание 5-ой группе.
А как же плавают живые организмы в воде?
Задание 6-ой группе.
Оборудование: газированная вода, стакан, кусочек шоколадки.
В стакан с газированной водой опустите кусочек шоколадки. Понаблюдайте. Что будет происходить? Почему?
Приложение 3
Задание 1-ой группе.
Найди в тексте ошибки.
Благодаря тому, что Б.Паскаль открыл действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила всплывают, а те, на которые она не действует, тонут.
Задание 1-ой группе.
Найди в тексте ошибки.
Благодаря тому, что Б.Паскаль открыл действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила всплывают, а те, на которые она не действует, тонут.
Задание 1-ой группе.
Найди в тексте ошибки.
Благодаря тому, что Б.Паскаль открыл действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила всплывают, а те, на которые она не действует, тонут.
Задание 1-ой группе.
Найди в тексте ошибки.
Благодаря тому, что Б.Паскаль открыл действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила всплывают, а те, на которые она не действует, тонут.