Просмотр содержимого документа
«Разработка урока географии на тему "Полезные ископаемые".»
Урок – поиск. Тема :Полезные ископаемые
Место урока: 6 класс, третий урок в теме «Литосфера».
Цель урока: Формирование представлений о полезных ископаемых их использование и принципах размещения.
Тип урока:Комбинированный: практическая работа, построенная на технологии критического мышления с использованием поискового метода.
Оборудование:
1. Настенные карты: Физическая Евразия, контурная полушарий;
2. Компьютер с мультимедийным проектором;
3. Видеопрезентации, подготовленные ребятами: «Полезные ископаемые вокруг нас», «Профессия геолог»; 4. Коллекция полезных ископаемых с раздаточным материалом;
5. Учебник «География 6 класс» Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский с печатной рабочей тетрадью;
6. Карточки индивидуальных групповых заданий;
Планируемые результаты.
Предметные:
1. Давать определение терминов, понятий по тематике урока;
2. Классифицировать полезные ископаемые;
3. Приводить примеры использования полезных ископаемых в повседневной и хозяйственной деятельности человека;
4. Уметь видеть в окружающей среде результаты труда других людей, с использованием природных ресурсов.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
1. Находить достоверные сведения в источниках географической информации;
2. Анализировать и обобщать тематическую информацию;
3. Осуществлять поиск информации для решения учебных задач по теме урока.
1. Коммуникативные УУД:
1) Организовывать работу в паре и группе;
2) Активно участвовать в групповой практической работе, излагать свое мнение, прислушиваясь к мнению одноклассников .
2. Личностные УУД:
1) Аргументировано оценивать свою работу и работу одноклассников;
2) Уметь исправлять ошибки;
3. Регулятивные УУД:
1)Определять самостоятельно цель и тему урока;
2) Выдвигать гипотезы предположения;
3) Устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные результаты:
1)Осознание целостности мира;
2)Понимание значения полезных ископаемых в жизни человека, их многообразие и вариативность использования;
3)Формирование познавательного интереса к профессии геолог.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя учащихся на уроке | УУД |
I.Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке, но на урок вы пришли с разным настроением - отразите его, подняв «Смайлик - настроения». | Подготовка класса к работе. Поднимают смайлики(желтый-хорошее настроение, синий- грустное, зеленый-безразличное) |
II. Фронтальный опрос-повторение с целью «погружения» в тему урока. | Я рада , что вы с хорошим настроением приступаете к уроку. Давайте с этим же настроением ответим на вопросы по домашнему заданию Вопросы учителя: - какую оболочку Земли мы изучаем? - каково строение литосферы? - сколько вам известно горных пород и минералов? Какие вам известны горные породы и минералы ? -на какие группы делятся горные породы и минералы? -можно ли на равнинной территории найти горные породы,почему ? | -Предметные: развитие логического мышления и памяти. -Коммуникативные УУД: ясно формулировать ответы на вопросы. |
III. Изучение нового материала. 1)Определение новой темы | - Как вы думаете, нужны ли горные породы и минералы человеку в его хозяйственной деятельности? - Предположите, как могут называться минералы и горные породы, полезные человеку в хозяйственной деятельности? (полезные)-записать на доске это слово - как люди их добывают? (выкапывают)записать на доске - Попробуйте сформулировать тему нового урока. Запишите ее в маршрутном листе. | Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему урока - Познавательные УУД: - строить логические рассуждения.. |
2) Целепологание | Как вы понимаете словосочетание «полезные ископаемые?» Что вы знаете о них? Заполните в «Маршрутном листе урока» таблицу «О полезных ископаемых я…» (1 столбик) 1 я Знаю | 2 Хочу знать | 3 Узнал (а) | | | | Заслушать 1-2 ответа. Как вы считаете ваших знаний достаточно для компетентного разговора о полезных ископаемых ? Давайте сформулируем цель урока, какие задачи нам надо решить для достижения данной цели ? Со многими ответами я согласна… Итак, … Заслушать ответы и СКАЗАТЬ цель самой ПРАВИЛЬНО | Личностные УУД: -понимать смысл своей деятельности, -ставить перед собой учебную цель |
3) индивидуальная работа с текстом учебника. Составление кластера «Виды П.И.» | Учитель:На пути к цели урока предлагаю выполнить практическую работу с названиями полезных ископаемых, которые лежат у вас на столах.(карточки с названиями П.И.) По какому принципу вы можете провести классификацию –разделить - П.И.? (если сразу не догадаются, предложить разделить П.И., на группы. Если предложат поделить по способу происхождения, обратить внимание на то, что этот принцип мы использовали на прошлом уроке. Подвести детей к тому, что уголь и торф горят, их можно использовать в качестве топлива, а другие П.И. – нет. Значит, можно классифицировать П.И. по особенностям использования. Полезные ископаемые которые горят и выделяют энергию в виде тепла и света человек с давних пор использует в качестве топлива. Подумайте как может называться этот вид П.И.? Если в состав горной породы входят металлы, то ее называют рудой. Предположите, как может называться следующий вид П.И.(рудные) | Коммуникативные УУД -работать в группе Регулятивные УУД -развитие логического мышления Познавательные УУД -Умение выделять главное в тексте выбирать четко нужную информацию. -Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых. |
IV. Защита ребятами исследовательского проекта «Кто такой геолог и где можно получить эту профессию» | Кто знает, как называется крупное скопление полезных ископаемых в земной коре? (месторождение, бассейн) -каким способом добывают топливные полезные ископаемые (буровая установка, карьерный способ, шахтная добыча угля)-дописать в схеме на доске, как добываются рудные полезные ископаемые (карьер-тимберлитовые трубки при добыче алмазов изумрудов, шахты –на слайде показать) - Ребята, а как люди узнают, в каком именно месте находятся месторождения П.И.? _ Люди какой профессии занимаются поиском П.И.? Таня самостоятельно приготовила небольшое сообщение олюдях этой профессии, послушайте, может быть среди вас учится будущий специалист геолог (заслушивают доклад о геологах) Выполнение физминутки | Личностные УУД - расширять кругозор в вопросах профориентации; -воспитание любви к своей Родине, гордость за нее. |
V. Путешествие по карте. Знакомство с условными знаками. | Обратить внимание на форзац атласа, где находится легенда к картам. Показывая пунсоны П.И., попросить определить учащихся, что они обозначают. Повторно предложить открыть физическую карту РФ и показать месторождения нефти, газа, железа и т.д. - Какая существует закономерность в размещении полезных ископаемых и форм рельефа? -Сделайте вывод – богата ли Россия полезными ископаемыми? - А нашей малой родине – Ставропольскому краю - есть чем похвалиться в этом отношении?Сначала спросить детей -Добыча каких полезных ископаемых происходит в Благодарненском районе ? (назвать и полказать фото карьеров Спасского,Бурлацкого,Благодарненского-песчаного и каменного) (сообщения учащихся о П.И. Ставропольского края) А теперь я предлагаю поработать в парах и из предложенного перечня полезных ископаемых выбрать те (подчеркнуть) которые используются при (листы одни и те же с набором из 20-25 полезных ископаемых) Название группы указаны на листке - строительстве зданий и сооружений - в машиностроении и металлургии - в производстве ювелирных украшений - в снабжении теплом и энергией людей страны | Познавательные УУД -находить достоверную информацию в источниках геоинформации. |
VI. Проверка усвоения материала. | Нучтож ребята урок подходит к своему логичному завершению. Давайте устно заполним последний столбец таблицы урока- я узнал… Как вы думаете задачи поставленные в начале урока выполнены вами ? Я предлагаю выполнить тестовую работу на оценку(не более 5 вопросов). Обмен листами, сверка с оригиналом. Выставление оценок. | |
VII. Рефлексия | Мне сегодня понравилась ваша работа, дополнительно я хочу отметить работу САШИ МАШИ,какое настроение у вас к концу урока? подняв «Смайлик - настроения». Домашнее задание: параграф 11; письменно ответить на вопрос№2 из «Сложных»; устно подумать: бывают ли бесполезные ископаемые? | Поднимают смайлики(желтый-хорошее настроение, синий- грустное, зеленый-безразличное) |