План –конспект урока
« Геометрическая прогрессия»
1.ФИО ( полностью) Синицына Елена Александровна
2.Место работы МБОУ Балаганская СОШ №2
3. Должность учитель математики
4.Предмет алгебра
5.Класс 10
6. Тема и номер урока в теме « Геометрическая прогрессия. Бесконечно
убывающая геометрическая прогрессия »
повторение в конце курса 10 класса
7. Базовый учебник Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс
Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин - М.: «Просвещение» 2012 .
8. Тип урока обобщающий урок - семинар
10. Цель урока
Цели урока:
1) образовательные:
обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме;
продолжать формировать навыки применения прогрессии к решению прикладных задач;
2) развивающие:
учиться проводить рассуждения по аналогии; учить строить математическую модель задачи, применять знания при решении нестандартных задач.
3) воспитательные:
содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.
Технология: ИКТ с элементами развивающего обучения, здоровьесберегающие
Методы и формы: исследовательский, практический, дедуктивный, наглядный, репродуктивный, самостоятельная и групповая работа.
Оборудование: компьютер, презентация, доклады, карточки с заданиями.
Образовательные ресурсы : учебник, «Дидактические материалы к урокам алгебры в 8-9 классах» И.С. Асташкина, О.А. Бубличенко: Ростов-на-Дону «Феникс» 2003, Я.И. Перельман «Занимательная алгебра»: М., «Наука» 1974 г.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Мотивация .
В течение нескольких уроков мы работали с прогрессиями, изучали формулы, и применяли их при решении стандартных задач.
-Но вспомните, как переводится слово «прогрессио» с латинского?
-Правильно. Движение вперед.
- Сегодня мы постараемся сделать еще один шаг вперед, решая прикладные задачи по теме « Геометрическая прогрессия»
Хочу начать нашу работу с высказывания венгерского математика Дьердьа Пойа « Математическая задача иногда столь же увлекательна, как кроссворд, и напряженная умственная работа может быть столь же желанным упражнением, как стремительный теннис».
III. Актуализация знаний.
Фронтально повторить определение геометрической прогрессии, формулы .
Закончить предложения:
1. геометрической прогрессией называется, …
2. n –й член геометрической прогресс равен ….
3. чтобы найти знаменатель геометрической прогресс…
4. сумма n – первых членов геометрической прогрессии равна…
5. сумма бесконечно - убывающей геометрической прогрессии….
Формулы записать на доске.
Устные упражнения:
1)Дана геометрическая прогрессия. Укажите b1 и q.
1) 1, 2, 4, 8…
2) 81, 27, 9, 3…
3) 1, -5, 25, -125…
4) 5, -1,
, -
…
2)Определите, какая последовательность является геометрической прогрессией
-
2; 5; 8; 11 … .
-
2; 1; 0,5; 0,25
-
-2; -8; -32; -128 …
-
-2; -4; -6; -8; …
3) Найдите знаменатель геометрической прогрессии
-
b2 = 4; b3 = 16
-
b3 = 16; b4 = 4
-
b8 = 9; b9 = -27
-
b9 = -27; b10 = 9
4) Определите знаменатель геометрической прогрессии (а
), для которой а
, а
IV . Решение прикладных задач в группах. Каждой группе предлагается решить
1.Бактерия, попав в живой организм, к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т.д. Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии к концу суток.
( Решение: В сутках 1440 минут, каждые двадцать минут появляется новое поколение - за сутки 72 поколения. По формуле суммы n первых членов геометрической прогрессии, у которой b1=1, q=2, n=72, находим, что S72=272 -1= 4 722 366 482 869 645 213 696 - 1= = 4 722 366 482 869 645 213 695.)
2. Гулливер попал в страну лилипутов, имея 7000000 рублей. На все деньги он сразу купил кефир в бутылках по цене 7 рублей за бутылку ( пустая бутылка стоила в то время 1 рубль). Выпив весь кефир, он сдал бутылки и на все вырученные деньги сразу купил кефир. При этом он заметил, что и стоимость кефира, и стоимость пустой бутылки выросли в два раза. Затем он снова выпил весь кефир, сдал бутылки, на все вырученные деньги снова купил кефир и т. д. При этом между каждыми двумя посещениями магазина и стоимость кефира, и стоимость пустой бутылки возрастали в два раза. Сколько бутылок кефира выпил Гулливер?
( способ 1. Количество бутылок кефира, купленных при каждом посещении магазина, образует геометрическую прогрессию.
а1=7000000:7=1000000, а2=а1:7=20408(1) и т.д. , а8=а7:7=1(1)
В скобках (остаток от деления на 7) получилось количество бутылок, которые оставались у Гулливера. Их набралось 15. На них он купил еще 2 бутылки кефира. Значит всего он выпил а1+а2+а3+….+а8+2=116666
Способ 2. S=а1+а1q+….. где а1=1000000 q=
. Следовательно, S=
= 7000000:6 = 1166666
V. Аутотренинг.
СОТВОРИ В СЕБЕ СОЛНЦЕ
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость,тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
Продолжим работу.
Исследовательская задача Зенона
Быстроходный Ахилл догоняет черепаху. Между ними расстояние S1. Но пока Ахилл пробежит его, черепаха проползает новое расстояние S2, S3,…..и т.д. Так как отрезков бесконечно много, то делает вывод, древнегреческий философ Зенон, Ахилл никогда не догонит черепаху. Так ли то? Пусть скорость черепахи u, а скорость Ахилла v u. Найдите время, за которое Ахилл догонит черепаху?
(Время, за которое Ахилл преодолеет путь S1, равно t1=
. За это время черепаха уползет на расстояние S2=t1u= S1
. Точно так же S3= S2
= S1(
.)2 , Sn+1= S1∙qk, q=
S= S1+ S2+ S3+…=
=
, t=
. )
( идет обсуждение задачи в группах)
Каждая группа предлагает свой способ рассуждений и решения задач.
Учитель обращает внимание на то, что это парадокс. Зенон предлагает объяснить, почему сумма бесконечных отрезков конечна).
V. Итог работы в группах.
Учащиеся оценивают вклад каждого члена группы в работу и выставляют отметку.
VI.Краткие выступления учащихся по теме « Геометрическая прогрессия в физике, химии, экономике, литературе».
VII. Задание на дом.
Найти прикладные задачи. Оформить в виде презентации.
VIII. Итог урока.
Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут.
Завершим нашу работу и каждый составит синквейн по теме нашего урока.
Несколько работ зачитывается.