СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока геометрии по теме "Треугольник и его элементы. Равенство геометрических фигур. Разнообразие рептилий, их роль в природе и значение в жизни человека"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока геометрии в 7 классе 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока геометрии по теме "Треугольник и его элементы. Равенство геометрических фигур. Разнообразие рептилий, их роль в природе и значение в жизни человека"»

Бинарный урок по геометрии и биологии

(с применением биоадекватной технологии)


Тема: Треугольник и его элементы. Равенство геометрических фигур. Разнообразие рептилий, их роль в природе и значение в жизни человека



Цель:

Учебная: сформировать понятие треугольника, стороны, вершины, угла треугольника; умение классифицировать треугольники в зависимости от видов их углов и количества сторон; добиться усвоения определения равных треугольников; ознакомить учащихся с разнообразием пресмыкающихся на планете, биологическими особенностями жизни представителей класса, их ролью в природе и жизни человека.

Развивающая: стимулировать познавательную активность учащихся; формировать умение наблюдать, анализировать, сопоставлять, логически мыслить и умение грамотно формулировать собственные мысли. Воспитательная: воспитывать интерес к изучению математики, творческую активность, внимательность; воспитывать бережное отношение к природе; способствовать природоохранной и экологической деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация урока, видеофильм о многообразии пресмыкающихся, релаксационная музыка, цветные карандаши, печенье, «геометрическая елка» (дерево ожиданий), раздаточный дидактический материал по геометрии.

Тип урока: Бинарный по биоадекватной технологии.

Методы и методические приемы:

1. Информационно-рецептивный: а) словесный: рассказ-объяснение, описание, беседа. б) наглядный: иллюстрация, демонстрация, ТСО. Приемы обучения: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышления, получение из текста и иллюстраций новых знаний.

2. Репродуктивный. Приемы обучения: представление материала в готовом виде, конкретизация и закрепление уже полученных знаний.

3. Проблемно - поисковый: постановка проблемного вопроса. Приемы обучения: постановка взаимосвязанных проблемных вопросов, активизация внимания и мышления.

4. Суггестивный: применение различных видов искусства - стихи, загадки.

5. Релаксопедический: психологическая разгрузка.

Межпредметные связи: биология, геометрия, география.

Основные понятия и термины: рептилии, пресмыкающиеся, отряд Черепахи, отряд Крокодилы, отряд Чешуйчатые, подотряд Ящерицы, подотряд Змеи; треугольник, сторона треугольника, вершина треугольника, периметр, углы треугольника, остроугольные, прямоугольные, тупоугольные треугольники, равносторонние, разносторонние, равнобедренные треугольники, равные геометрические фигуры.

Ход урока


I. Гармонизация пространства. Создание круга единения

Поэтическое приветствие

Ну-ка, дети, встаньте!

Все приятно улыбнитесь.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок!

А урок наш не простой -

Пригласили мы гостей.

Так начнем его с добра,

Теплоты и ласки,

Повернемся мы к гостям

Скажем всем им:

"Добрый день!"

- Давайте с вами возьмемся за руки, создадим «круг единения» вместе с нашими гостями. Каждый из нас - это частичка мира. Мы любим себя. Мы любим друг друга и все, что нас окружает. Мы посылаем свою любовь всем детям Земли (Дети Земли, мы любим вас!). Мы посылаем свою любовь планете Земля (Земля, мы любим тебя!) Мы желаем всем здоровья и любви (Желаем всем здоровья и любви!). А теперь подарите друг другу улыбку, хорошее настроение! Мы объединились для работы и можем отправляться в путь за новыми знаниями!

ІІ. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня, идя к вам на урок, мы прихватили несколько загадок, готовы их отгадать? Поэтому слушайте:

1) В названии которого географического объекта встречается название треугольника? (Бермудский)

2) Кто хвост оставляет и от врага убегает? (Ящерица)

3) У него всего по три:

Три стороны и три угла

Вершин в нем также три,

Как ни крути, как ни верти (Треугольник)

4) О каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи? (Змеи)

5) Он не круг и не квадрат

И не прямоугольник.

Имеет только три угла

Зовут его ... (Треугольник)

6) Живет спокойно, не спешит, на всякий случай носит щит. (Черепаха)

7) Какие материки подобные форме к треугольнику? (Африка и Южная Америка)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем узнавать на уроке? Так, отгадки к загадкам является словами-подсказками. Итак, тема нашего урока "Треугольник и его элементы. Равенство геометрических фигур. Разнообразие рептилий, их роль в природе и значение в жизни человека" (запись темы урока в тетради)

Учитель: Сегодня на уроке у вас не так как обычно, поскольку два учителя одновременно работают с вами. Дети, а что же вы ждете от такого необычного урока?

Совсем скоро волшебный, сказочный праздник. Какой? (Ответы детей). У нас на уроке присутствует геометрическая елка ожиданий. Возьмите изображение животных и напишите свои ожидания от урока (дети записывают свои мысли, говорят их и украшают животными елку).

ІІІ. Изучение нового материала

а) Сенсорно - моторный этап

Релаксационный текст

А сейчас сядьте уютно, закройте глаза, расслабьте лицо, руки, шею, плечи, все тело. Давайте мысленно перенесемся с вами к Тихому океану на Галапагосские острова, расположенные чуть западнее Южной Америки вдоль экватора. Теплое солнышко нежно касается своими лучиками вашего лица. Чувствуем под ногами раскаленный песочек. Широко разводим руки в стороны, легкий ветерок щекочет нас, вдыхаем полной грудью свежий воздух. Видим как к берегу кто-то приближается, подходим ближе, а это мудрая Черепаха на серфборде треугольной формы к нам подплыла. Поздоровалась вежливо и сообщила: «Треугольником называют фигуру, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, соединяющих эти точки». Спасибо тебе, черепаха, за новые знания. Идем дальше вдоль берега и встречаем крокодила, который греется на солнышке, держит учебник в виде прямоугольного треугольника и читает: «Треугольником называют фигуру, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, соединяющих эти точки». Тоже, наверное, как и мы, учится в школе. Интерес и загадочность зовут нас дальше. Солнышко высоко над горизонтом, давайте остановимся под старой раскидистой пальмой отдохнуть. Попьем из источника прохладной водицы. Как здесь хорошо! .. Но нам уже пора возвращаться в класс, на урок, чтобы пополнить свои знания о треугольниках. Ведь мы теперь уже знаем, что «Треугольником называют фигуру, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, соединяющих эти точки».

Спасибо, тебе, остров, Черепашка, Крокодил за те знания, которые нам подарили. И нам пора уже возвращаться. Почувствуйте прилив сил к рукам и ногам. Почувствуйте спину и плечи. Это новые силы наполнили вас! Улыбнитесь и глубоко вдохните воздух. Открываем глаза и возвращаемся в класс.


б) Символьный этап

1. Беседа

- Каким вы представили место прогулки?

- Какое настроение у вас было?

- Какие цвета окружали вас?

- О чем вам рассказывали во время путешествия?

- Какие слова говорили вам Черепашка и Крокодил, изобразите их на своем рисунке.

Нарисуйте тот образ, который вы запомнили.

2. Создание образа

(Дети рисуют рисунок-образ, символический рисунок - впечатление от виртуальной прогулки на Галапагосские острова, отвечают на вопросы учителя).

Показывают образы друг другу, учитель демонстрирует свой образ.

Обращается внимание на ключевые новые слова урока. Мудрая Черепаха угостила нас вкусным печеньем в форме треугольников, поэтому попробуйте его.

Физкультминутка

IV. Закрепление учебной информации

в) Логический этап

Учитель геометрии:

1) Рассказ учителя о треугольнике как геометрической фигуре.

Треугольник - одна из первых геометрических фигур, о свойствах которой человечество узнало еще в древности. Задачи о треугольнике были найдены в древнегреческих папирусах, древних индийских книгах. В папирусе Ахмесса упоминается о равнобедренном и прямоугольном треугольниках, древние вавилоняне 4000 лет назад знали о свойстве углов при основании равнобедренного треугольника. Уже несколько тысяч лет назад египтяне знали, что когда стороны треугольника равны 3,4 и 5 единичным отрезкам, то такой треугольник прямоугольный. Землемеры Древнего Египта для построения прямоугольного угла делили веревку узлами на 12 равных частей и концы завязывали. Затем веревку растягивали на земле так, чтобы образовался треугольник со сторонами по 3,4 и 5 делений. Больший из углов образованного треугольника - прямой. Ребра боковых граней египетских пирамид образуют почти равносторонний треугольник.

2) Введение определения треугольника.

3) Понятие о видах треугольников (остроугольный, тупоугольный, прямоугольный треугольники).

4) О равенстве геометрических фигур.

Две фигуры мы возьмем,

Друг их с другом совместим,

Если удастся вам, дети,

Эти фигуры совместить,

То фигуры странные,

И называют все их ... (Равные)

5) Упражнение "Пальчики" (учащиеся проговаривают текст вслух, переставляя пальцы рук): «Треугольником называют фигуру, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, соединяющих эти точки»

Учитель биологии:

   - Дети. А какие животные вам сегодня рассказывали информацию о треугольнике? (Ответы детей) Все они относятся к классу Пресмыкающиеся или Рептилии.

1) Работа со схемой, ее анализ.

2) Просмотр видеофильма "Многообразие пресмыкающихся"

3) Работа с таблицей "Общая характеристика отрядов пресмыкающихся"

4) Упражнение "Пальчики" (учащиеся проговаривают текст вслух, переставляя пальцы рук): "Пресмыкающиеся принадлежат к трем отрядам: Чешуйчатые, Черепахи и Крокодилы"

г) Лингвистический этап

1) Задание на нахождение равных геометрических фигур с поучительной информацией об от ряде Черепахи (при нахождении равных фигур на обратной их стороне учащиеся получают новую информацию о представителях отряда Черепахи).

1. Живут черепахи в пустынях, степях, тропических лесах, на горных склонах, в пресной и морской воде. Подавляющее большинство черепах - водные обитатели: из 225 видов 173 живут в воде.

2. На о. Святой Елены жила черепаха, которой в 1959 году было 200 лет. Она жила еще во времена Наполеона, а сейчас там живет старейшая на планете черепаха-рекордсмен по кличке Джонатан, которой 182 года.

3. В Донбассе распространен один вид черепах - европейская болотная, или речная черепаха. Она очень осторожна, в воде подвижная, охотится ночью. Питается водными моллюсками, червями, насекомыми, рыбой.

4. На островах Тихого и Индийского океанов живут слоновые черепахи. Их вес достигает 400 кг, а длина тела - 1,5 м.

5. Беден рацион у черепах. Большие черепахи едят так мало, что им хватает одного банана в месяц.

2) Решение задач на нахождение периметра треугольника (полученные ответы интересны цифрами из жизни рептилий, ученики называют полученный ответ, а учитель на слайде показывает животное и что эта цифра означает в ее жизни)

• Королевская кобра - самая большая по размерам ядовитая змея, длина ее тела может достигать около 5,5м. В случае опасности занимает боевое положение и, вставая, раздувает шею - воротник.

• Самыми большими на планете среди всех черепах есть кожистые черепахи. Их вес достигает 600 кг, а длина тела 2м.

• Самое маленькое пресмыкающееся - это карликовый мадагаскарский хамелеон, длина его тела всего всего 3 см.

• Крокодилы имеют среднюю длину тела - 2-5м, а самые большие по длине есть старые гребенчатые крокодилы - 10м. В Индии и США нашли останки крокодилов длиной до 20м. Такие гиганты могли, пожалуй, нападать и на динозавров.

• Самая быстрая змея - мамба- передвигается со скоростью 11км / ч. Это ужас Африки. Люди преследуют змей с древних времен, убивают безжалостно ядовитых и неядовитых, даже безногих ящериц. В Донбассе ядовиты 2 вида: гадюка обыкновенная и степная.

3) Упражнение «Черепаха»

Необходимо решить тестовые задания, а затем раскрасить рисунок ракушки, на котором каждой цифре соответствует один из цветов (зеленый, красный или желтый). Ответами учащихся является раскрашенный панцирь черепахи


1. Характерные особенности которого ряда пресмыкающихся приведены: на поверхности тела роговые чешуйки и щитки разной формы. Есть виды с двумя парами конечностей и без них:

зеленый

красный

желтый

отряд Крокодилы

отряд Чешуйчатые

отряд Черепахи


2. Болотная черепаха принадлежит к отряду:

зеленый

красный

желтый

Чешуйчатые

Крокодилы

Черепахи


3. Яка кожа характерна для пресмыкающихся?

зеленый

красный

желтый

голая, содержит желези

голая, сухая

сухая, покрыта роговыми чешуйками


4. Какой из видов присутствует в ДНР?

зеленый

красный

желтый

болотная черепаха

слоновая черепаха

кожистая черепаха


5. Треугольник называют тупоугольным, если у него:

зеленый

красный

желтый

один угол тупой

два угла тупые

три угла тупые


6. Треугольник называют прямоугольным, если у него:

зеленый

красный

желтый

три угла прямые

два угла прямые

один угол прямой


7. Треугольник называют равнобедренным, если у него:

зеленый

красный

желтый

все стороны равные

две стороны равны

все стороны разные


8. Треугольник назыивають равносторонним, если у него:

зеленый

красный

желтый

все стороны равные

две стороны равны

все стороны разные


Ответы:

  1. Красный;

  2. Желтый;

  3. Желтый;

  4. Зеленый;

  5. Зеленый;

  6. Желтый;

  7. Красный;

  8. Зеленый.

V. Итог урока

1. Рефлексия, связанная с приемом "ожидания"

- Дети, оправдались ваши ожидания? Если вы считаете, что да, то возьмите треугольник того цвета, который нравится, выберите смайлик, который соответствует вашему настроению. Изобразите его на треугольнике и такой игрушкой украсьте нашу елку.

2. Ответы на вопрос:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие бывают треугольники в зависимости от видов их углов и количества равных сторон?

- К каким отрядам относятся представители пресмыкающихся?

3. Прием «Беру с собой в дорогу жизни»

С сегодняшнего урока возьму в дальнейшую дорогу жизни ...... »


VI. Домашнее задание

Биология:

1.Выучить §42

2. Подготовить стихи, загадки о представителях класса Пресмыкающиеся (на выбор)

Геометрия: выучить §11, §12, решить №221, №237


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!