Государственное учреждение луганской народной республики «Луганское общеобразовательное учреждение-
специализированая школа № 57 имени Г.С.Петрова»
Конспект урока: № 25(9) по физической культуре для учащихся 3-х классов
Учитель физической культуры: Малыгина Марина Ивановна
Раздел программы: «Гимнастика с элементами акробатики»
Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни.
Тип урока: комбинированный
Задачи урока:
Оздоровительные
Создать условия для формирования правильной осанки.
Профилактика ОРЗ комплекс дыхательных упражнений.
Укрепить мышцы стопы с целью предупреждения плоскостопия.
Образовательные
Закрепить технику выполнения лазания по гимнастической лестнице и ползание по скамейке разученными способами.
Совершенствовать упражнения с преодолением препятствий.
Воспитательные
Формировать устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями.
Воспитывать дисциплинированность, дружелюбие, коллективизм.
Метод организации: индивидуальный, фронтальный, поточный, сменно- групповой.
Место проведения: спортивный зал.
Дата проведения:
Продолжительность урока: 40 минут.
Инвентарь и оборудование: ноутбук, магнитофон. Гимнастические маты, гимнастические скамейки, канат, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, гимнастические палки, мешочки с солью, обручи, скакалки, фишки, облегченные мячи, наглядные пособия, секундомер.
№ | Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания |
I | Подготовительная часть | 10-12 мин | |
| 1.Построение, сообщение задач урока. Приложение №1. ЧСС. 2. Рисунки к уроку ЗОЖ. Проекты. 3. Просмотр слайдов - Что такое здоровье? - Что поможет сохранить здоровье? - Чем полезны занятия физической культурой и спортом? - Что дает утренняя гимнастика? 4. Строевые упражнения: повороты на месте и в движении | 30 сек 30 сек 1 мин 1 мин 30 сек | Стоя в шеренге. Пульс за 10 с (72-90) Повесить на стену См. презентацию ЗОЖ В течение урока слайды Обратить внимание на выполнение поворотов |
5. Ходьба без предмета и (с мешочком на голове) - на носках, руки вверх - на пятках руки за голову - высокий шаг, руки на пояс - спиной вперед, руки произвольно приставной шаг (правым, левым боком) - скрестным шагом - спортивной ходьбой, зажав мешочек подбородком - мешочки перекладываем на шейный отдел спины 6. Сбор мешочков с солью. 7. Раздача гимнастических палок. 8. Перестроение в колонну по пять | 1 мин 2 мин 16 счетов 16 счетов 16 счетов 16 счетов 16 счетов 16 счетов 16 счетов | Обратить внимание на осанку. Локти в стороны, спина прямая Колено поднять выше Руки на пояс Руки согнуты в локтях Руки на колени, спину округлить На столе. В правую руку на плечо. |
| 9. Общеразвивающие упражнения под музыку с гимнастическими палками (комплекс №2) Приложение №2. 10. Игра на внимание и ловкость. Приложение №3. | 5 мин 2-3 мин. | ОРУ выполняются под музыкальное сопровождение Обратить внимание на осанку См. приложение №2 осв. готовят снаряды для основной части урока |
| 11. Ходьба. Упражнение на восстановление дыхания 1-2 вдох 3-4 выдох 12. Пульс за 10 секунд 13. Перестроение в два отделения | 30 сек 30 сек | В колону по одному, в обход по залу. Вдох через нос, выдох через рот (110-120 уд. за мин.) Мальчики и девочки вдоль боковой линии |
№ | Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания |
II | Основная часть | 25 мин | |
| 1. Полоса препятствий для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Отделение мальчиков 1) ходьба по канату, лежащему на полу 2) проползти «по-пластунски» по мату 3) подтягивание, лежа на животе по гимнастической скамейке 4) ходьба, переступая через препятствия (скамейку, фишки) Отделение девочек Вращение обруча: на талии, на руке | 10 мин 3 мин | Все учащиеся проходят полосу и вращают обруч. Упр. №1 выполняется, не спеша приставным шагом, елочкой. Следить за осанкой Не прыгать на мат Одновременно обе руки подтягиваются Не зацепить препятствия Обратить внимание на осанку Обратить внимание на правильность выполнения заданий Смена по свистку. |
| 2. Упражнения со скакалкой. 3. Прыжки, на скакалке вращая вперед, назад, между ног | 5-6 упр. по 15 -20 прыжков | Скакалку сложить в четверо. |
| 4. Эстафета. Состязания команд с преодолением препятствий «Солнышко». (Приложение № 4). Мешочек с солью на голове, ходьбой до стены переступая через препятствия скамейки и обратно. | 5-6 мин | Следить за осанкой Взять лучик со словом и назад. При падении мешочка поднять его положить на голову продолжить эстафету, передать другому. |
| 5. Игра с мячами «Перестрелка» Играют две команды по два мяча у каждой команды. (Приложение № 6). 6. Пульс за 10 секунд. Приложение №1 | 2 мин 30 сек | Игра длится 30 сек. (подсчет игроков) до двух побед. По свистку начинается «перестрелка», в кого попадает мяч, переходит в противоположную команду. |
III | Заключительная часть | 3-5 мин | |
| 1. Ходьба по кругу на восстановление дыхания. 2. Показ слайдов с участием 4-х классов в соревнованиях в этом учебном году. 3.Пульс за 10 секунд 4. Итоги урока. Поощрения. 5. Домашнее задание | 1 мин 2 -3 мин 1 мин | Ученики перемещаются в колонну по одному Стоя в шеренге. Пульс за 10 секунд (72-90 ударов) Оценивание за урок. Награждение победителей и участников в эстафете. Домашнее задание. Упражнения на осанку, по карточкам – индивидуально. (Приложение № 7) |
Приложение №1
Самоконтроль за частотой сердечных сокращений
Следить за состоянием сердечно-сосудистой системы, з
а реакцией на нагрузку:
Научись считать свой пульс за 1 минуту
(кол-во за 10сек. умноженное на 6)
Знай, свой пульс в покое и время восстановления после нагрузки (20 приседаний):
3 минуты - отлично; 5 минут - хорошо; 10 минут – плохо.
Е
жемесячно делай пробы:
а) пульс, лежа за минуту;
б) пульс, стоя за минуту.
Пульс | | | | | | | | | | | | |
120 | | | | | | | | | | | | |
110 | | | | | | | | | | | | |
100 | | | | | | | | | | | | |
90 | | | | | | | | | | | | |
80 | | | | | | | | | | | | |
70 | | | | | | | | | | | | |
60 | | | | | | | | | | | | |
50 | | | | | | | | | | | | |
месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август |
Делай пометки в графах, таким образом, ты проследишь, как изменяется физическое состояние (тренированность) твоего организма.
Разница указывает на состояние тренированности; чем меньше расстояние между замерами лежа и стоя, тем лучше тренированность.
Желаю успехов в тренированности и удачи!
Приложение № 2
Примерный комплекс с гимнастической палкой
под музыкальное сопровождение
И.П. О.С. палки внизу на 1 – правую ногу назад на носок, руки вверх на 2-И.П., на 3-4 то же левой ногой. Повторить по 4 раза на каждую ногу.
1. – Повороты туловища в стороны (16-18 раз).
И. П. – ноги на ширине плеч, прямые руки с палкой вверх.
1 – поворот налево, 2 – И.П., 3 – поворот направо, 4 – И.П.
Во время выполнения упражнения не отрывать стопы.
2. – Наклоны туловища в стороны (12-14 раз).
И. П. – ноги шире плеч, палку держать за головой на уровне плеч.
1 – 2 – наклонить влево, выпрямляя вверх руки и сгибая противоположную ногу.
3 – 4 – то же вправо.
3. – Выпады вперёд (12-14 раз).
И. П. – О. С. Руки с палкой на уровне плеч.
1 – поднимая руки с палкой вверх, выполнить широкий шаг левой ногой вперёд, прогнуться. 2 – И.П.
3 – то же, шаг выполнять правой ногой. 4 – И.П.
4. – Махи ногами (18-20 раз).
И. П. – О. С. Прямые руки с палкой перед грудью.
1 – мах левой ногой до касания палки. 2 – И.П.
3 – то же, правой ногой. 4 – И.П.
Маховую ногу не сгибать, в зависимости от гибкости учеников дифференцировать высоту палки.
5. – Наклоны вперёд (10-12 раз).
И. П. – О. С. Палку держать над головой, руки прямые.
1 – наклониться вперёд, палкой стараться коснуться пола.
2 – И. П.
Ноги в коленях не сгибать.
6. – Прогибание в спине назад (10-12 раз).
И. П. – О. С. Палка за спиной.
1 – 2 – прогнуться, слегка сгибая ноги.
3 – выпрямиться. 4 – И. П.
7. – Прыжки через палку (10-20 раз). И. П. – О. С. Палка на полу.
Выполнить прыжки через палку боком, толчком двумя ногами.
Прыжки выполнять на каждый счёт.
Приложение № 3
Игра с гимнастической палкой на внимание и ловкость.
Стоя в кругу, держать гимнастическую палку левой рукой (ладонь сверху на палке). На раз сделать приставной шаг вправо, на два взять правой рукой палку соседа, стоящего справа, на три отпустить свою палку левой рукой, на четыре приставить ногу. Ученик, уронивший палку, выбывает из игры, забирая свою палку. Складывает за гимнастическую стенку и идёт в обход по залу. Помогает освобождённым учащимся устанавливать скамейки, бревно, гимнастические маты, стойки для основной части урока. Более сложный вариант: правую руку держать за спиной, играть только левой. Ученик (ученица) нарушившие правила выбывают из игры. Игра продолжается пока не останется один участник.
То же задание можно выполнять, в левую сторону.
Рекомендовано для игры в водной части урока после разминки
или в заключительной части урока.
Приложение № 4
Состязания команд с преодолением препятствий «Солнышко»
Класс делится на три команды. Строятся лицом к стене с «Солнышками». У первого участника команды мешочек с солью на голове, по свистку учителя первый участник идёт ходьбой до стены, переступая через препятствия скамейки, берёт один из лучиков на стене и возвращается обратно. Передаёт эстафету второму участнику, а сам выстраивается в шеренгу лицом к окну. Когда все участники выполнят задание, вся команда должна составить высказывание из лучиков на тему «Здоровый образ жизни». Выигрывает команды быстрее и правильнее выполнить задание.
После окончания эстафеты, освобождённые учащиеся, собирают лучики.
Высказывания: «Чтоб здоровым, сильным быть нужно спорт друзья любить!»
«Спорт, учёба и труд рядом идут!»
«Чтоб расти и закаляться, нужно спортом заниматься!»
«Здоровье в порядке спасибо зарядке!»
Приложение № 5
Карточка № 1
Упражнения для формирования и поддержания правильной осанки
1. Ходьба обычная, на носках, пятках, удержание мешочка с солью на голове (1 мин).
2. Стоя, ноги на ширине плеч, руки за спину, постараться соединить кисти.
Поменять положение рук и перекладывать мешочек с солью (повт.4 раза).
3. Стоя на коленях, повернуться и доставать сначала правой рукой правую пятку, затем левой рукой левую пятку (по 4 раза в каждую сторону).
4. Лежа на спине, выполнять движения ногами, как при вращении педалей на велосипеде (на 24 счета).
5. Лежа на животе, поднять прямые ноги слегка вверх, подержав 5 секунд, медленно опустить (повт.6-8 раз).
Карточка № 2
Упражнения для подержания осанки и профилактики плоскостопия
1.Стоя вплотную к стене: поднять согнутую правую ногу, выпрямить ее, отвести в сторону и опустить, то же самое, левой ногой (повторить 3-4 раза), затем (2-3 раза) стоя на носке.
2. Наклон вправо и влево, руки на пояс, не теряя касания со стенкой (3-4 раза в каждую сторону).
3. Приседание у стены с мешочком с солью на голове (10 раз).
4. Ходьба по круглой палке или канату желательно босиком: приставным шагом, переступая ёлочкой (в течении 1 минуты).
5. Захватывание и перекладывание пальцами ног мелких предметов (карандашей, теннисных мячиков и т.д.).
Приложение № 6
Особенности занятий гимнастикой
с учениками подготовительной и специальной медицинских групп
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем ОФП и тренированности детей школьного возраста делят на три медицинские группы; основную, подготовительную и специальную.
1. Основная. Без отклонений в состоянии здоровья, достаточная физическая подготовленность. Занятия в полном объеме без ограничений в соответствии с учебным планом.
2. Подготовительная. Незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, недостаточная физическая подготовленность. В данной группе используются все виды занятий в соответствии с учебной программой, но при этом условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму. Дети, отнесенные к этой группе, нуждаются в некотором ограничении нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных умений и навыков.
3. Специальная. Отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Занятия в этой группе должны проводиться по специально разработанной программе. При значительных отклонениях необходимы занятия упражнениями ЛФК.
Приложение № 7
Физические упражнения
в оздоровительных целях (технология применения)
Две позиции обоснования
оздоровительной эффективности физических упражнений:
1.Долговременное использование физических нагрузок с целью повышения уровня функциональных возможностей основных систем жизнеобеспечения организма.
2.Профилактикой воздействия на организм отрицательных факторов производственной деятельности.
Для достижения оздоровительного эффекта необходимо соблюсти следующие условия выполнения упражнения:
а) участие в работе больших мышечных групп;
б) ритмический характер мышечной деятельности;
в) энергообеспечение работы мышц в основном за счет аэробных процессов.
Технология применения (цели, задачи, методы).
Цели:
1.Использование упражнений с целью профилактики заболеваний.
2.Испльзование в лечебных целях в случае наличия какой-либо патологии (т.е. задачи, средства и методы ЛФК).
Методы:
В случае применения упражнений в лечебных целях (ЛФК), в зависимости от вида заболевания применяются:
а) упражнения локального воздействия (на тот или иной орган или системы).
Б) упражнения циклического характера при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
Схематическое расположение оборудования и учащихся к уроку физической культуры в 3 классе (подготовительная часть) Приложение№1
| Скамейка мемешочками ме Канат для ходьбы | скамейка Мешочки с солью | скамейка Скамейка | | |
Гимнастическая лестница - учитель - учащиеся - фишка - уч-ся с гимнастическими палками - учащийся сдающий рапорт |
Схематическое расположение (подготовительная часть) игра с гимнастическими палками для развития внимания и ловкости. Приложение№2
Гимнастические палки | Скамейка мемешочками ме Канат для ходьбы |
Стол с мешочками Скамейка | Скамейка Скамейка |
Гимнастические маты | |
- учитель - освобожденные учащиеся - фишка уч-ся с гимнастическими палками |
Схематическое расположение оборудования и учащихся к уроку физической культуры (основная часть). Приложение№3
|
Канат для ходьбы босиком |
Стол с мешочками | Скамейка | | |
мальчики |
| Скамейка | Стол с мешочками | Скамейка |
Приложение№4 | |
- учитель -занимающиеся - освобожденные учащиеся -лучики со словами |
Схематическое расположение спортивных снарядов и оборудования к уроку (заключительная часть урока) Приложение№5
|
К а н а т Скамейка с ме Скамейка | Стол с мешочками
Стол с мешочками | С к а м е й к а |
Скамейка | |
|
| Скамейка мемешочками ме Скамейка |
Стол с мешочками | Скамейка Скамейка | | |
Схематическое расположение спортивных снарядов и оборудования к уроку (заключительная часть урока). Приложение№6 |