Применение технологии развития критического мышления на уроке русского языка
Технология развития критического мышления (ТРКМ)
- направлена на практическое использование;
- акцент делается на формирование социальных навыков;
- внимание обращается на способы, приемы, позволяющие добывать знания;
- направлена на развитие собственного мышления;
- направлена на формирование ответственности за собственное обучение, учит отслеживать собственное понимание и собственное продвижение.
Критическое мышление –
это способность ставить новые, полные смысла вопросы,
вырабатывать разнообразные аргументы,
принимать независимые, продуманные решения.
ТРКМ представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов:
стадии вызова;
стадии осмысления;
стадии рефлексии.
Тема урока: ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ И ВВОДНЫХ СОЧЕТАНИЙ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ (8 класс).
Цели: учить находить вводные слова в предложении, различать группы вводных слов по значению, выделять вводные слова знаками препинания. Выявлять омонимию членов предложения и вводных слов.
Планируемые результаты:
Предметные: определять значение вводных слов, различать вводные слова и члены предложения, выделять вводные слова на письме
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц, основания для обобщения и сравнения, классифицировать языковые единицы.
Базовые исследовательские действия: использовать вопросы; формулировать вопросы, составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебной задачи.
Работа с информацией: выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику.
Регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация (самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть); самостоятельно составлять план действий); самоконтроль.
Совместная деятельность.
Ход урока
Стадия 1. Вызов.
Учитель: Ребята, вспомните, чем может быть осложнено предложение? (1 слайд)
(Однородными членами предложения обращением , обособленными членами предложения)
Чем осложнены эти предложения? (предложения на слайде).
Друзья, будем строить дом по моему проекту.
Отреставрируем, отремонтируем и сделаем все по-моему.
По-моему, знания условий строительства просто необходимы.
Дома, построенные по моему проекту, очень прочные.
Ученики :
Первое предложение осложнено обращением.
Второе предложение осложнено однородными сказуемыми.
Третье предложение осложнено вводным словом по-моему.
Четвёртое предложение осложнено обособленным определением.
Составление кластера (графического систематизатора). Работа в группах (ученикам предлагается записать то, что уже известно о вводных словах).
Какие значения добавляют вводные слова в предложения? (предложения на слайде)
Зима, конечно, будет снежная.
Зима, кажется, будет снежная.
Зима, к счастью, будет снежная.
По сообщениям синоптиков, зима будет снежная.
Во-первых, всю осень шли дожди, во-вторых, зима была снежная.
(Учащиеся пытаются определить значения вводных слов: уверенность, неуверенность, радость и т.д.)
Вместе формулируем тему и цели урока.
Тема: ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ И ВВОДНЫХ СОЧЕТАНИЙ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ.
Цели:
Познакомиться с группами вводных слов по значению.
Учиться находить вводные слова в предложении и определять их принадлежность к той или иной группе, выделять вводные слова запятыми.
Закреплять умение разграничивать вводные слова и омонимичные члены предложения.
Стадия 2. Осмысление (методика «Инсерт»: учащиеся получают карточки с утверждениями и специальными значками отмечают +V-?)
1. Вводные слова не являются членами предложения.
2. Вводные слова выделяются в устной речи паузой, а на письме - запятой.
3. Вводное слово осложняет простое предложение.
3. Вводные слова выражают отношение говорящего к сообщаемому.
4. Существуют группы вводных слов по значению (различная степень уверенности, различные чувства, источник сообщения, порядок мыслей).
5. Существуют не только вводные слова, но и предложения.
6. Вставные конструкции могут выделяться скобками или тире.
7. Существуют слова, которые никогда не являются вводными.
8. Следует различать вводные слова, грамматически не связанные с предложением, и те же слова, выступающие в роли членов предложения.
Знаю (+) | Новое (V) | Сомневаюсь (-) | Не знаю, хочу узнать (?) |
| | | |
| | | |
Чем является слово «по моему/по-моему» в каждом предложении? Определите синтаксическую роль этого слова в каждом предложении.
Друзья, будем строить дом по моему проекту. (определение)
Отреставрируем, отремонтируем и сделаем все по-моему. (обстоятельство)
По-моему, знания условий строительства просто необходимы. (вводное слово не является членом предложения)
Дома, построенные по моему проекту, очень прочные. (определение)
Выполнение практических заданий.
Работа с карточками (учащиеся находят вводные слова в предложении, расставляют знаки препинания, определяют группы вводных слов, различают вводные слова и омонимичные члены предложения). Задание из рабочей тетради «Русский язык. Тематический контроль: 8 класс / под ред. И.П.Цыбулько».
Стадия 3. Рефлексия. Возвращение к кластеру (учащиеся дополняют кластер)
Учащимся предлагается составить синквейн («пятистрочье») по теме.
Пример синквейна, составленного учащимися:
Вводные слова.
Различные, модальные.
Выделяются, осложняют, не являются.
Выражают отношение говорящего.
Группы.
Рефлексия (формирующее оценивание)
Лист самооценки (поставьте любой знак в нужной колонке)
| Знаю, умею | Затрудняюсь, сомневаюсь | Не знаю, не умею |
1. Что такое вводное слово? | | | |
2. Группы вводных слов по значению | | | |
3. Выделение вводных слов запятыми | | | |
4. Определение вводного слова в предложении | | | |
5. Разграничение вводных слов и тех же слов, выступающих в роли членов предложения | | | |