СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Группы вводных слов" по технологии развития критического мышления

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Группы вводных слов" по технологии развития критического мышления»

Применение технологии развития критического мышления на уроке русского языка

Технология развития критического мышления (ТРКМ)

- направлена на практическое использование;

- акцент делается на формирование социальных навыков;

- внимание обращается на способы, приемы, позволяющие добывать знания;

- направлена на развитие собственного мышления;

- направлена на формирование ответственности за собственное обучение, учит отслеживать собственное понимание и собственное продвижение.


Критическое мышление –

  • это способность ставить новые, полные смысла вопросы,

  • вырабатывать разнообразные аргументы,

  • принимать независимые, продуманные решения.


ТРКМ представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: 
стадии вызова;
стадии осмысления;
стадии рефлексии.



Тема урока: ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ И ВВОДНЫХ СОЧЕТАНИЙ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ (8 класс).

Цели: учить находить вводные слова в предложении, различать группы вводных слов по значению, выделять вводные слова знаками препинания. Выявлять омонимию членов предложения и вводных слов.

Планируемые результаты:

Предметные: определять значение вводных слов, различать вводные слова и члены предложения, выделять вводные слова на письме

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц, основания для обобщения и сравнения, классифицировать языковые единицы.

  2. Базовые исследовательские действия: использовать вопросы; формулировать вопросы, составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебной задачи.

  3. Работа с информацией: выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; запоминать и систематизировать информацию.

  4. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику.

  5. Регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация (самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть); самостоятельно составлять план действий); самоконтроль.

  6. Совместная деятельность.

Ход урока

Стадия 1. Вызов.

Учитель: Ребята, вспомните, чем может быть осложнено предложение? (1 слайд)

(Однородными членами предложения обращением , обособленными членами предложения)

Чем осложнены эти предложения? (предложения на слайде).

  1. Друзья, будем строить дом по моему проекту.

  2. Отреставрируем, отремонтируем и сделаем все по-моему.

  3. По-моему, знания условий строительства просто необходимы.

  4. Дома, построенные по моему проекту, очень прочные.

Ученики :

  1. Первое предложение осложнено обращением.

  2. Второе предложение осложнено однородными сказуемыми.

  3. Третье предложение осложнено вводным словом по-моему.

  4. Четвёртое предложение осложнено обособленным определением.

Составление кластера (графического систематизатора). Работа в группах (ученикам предлагается записать то, что уже известно о вводных словах).

Какие значения добавляют вводные слова в предложения? (предложения на слайде)

  • Зима, конечно, будет снежная.

  • Зима, кажется, будет снежная.

  • Зима, к счастью, будет снежная.

  • По сообщениям синоптиков, зима будет снежная.

  • Во-первых, всю осень шли дожди, во-вторых, зима была снежная.

(Учащиеся пытаются определить значения вводных слов: уверенность, неуверенность, радость и т.д.)



Вместе формулируем тему и цели урока.

Тема: ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ И ВВОДНЫХ СОЧЕТАНИЙ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ.

Цели:

  1. Познакомиться с группами вводных слов по значению.

  2. Учиться находить вводные слова в предложении и определять их принадлежность к той или иной группе, выделять вводные слова запятыми.

  3. Закреплять умение разграничивать вводные слова и омонимичные члены предложения.



Стадия 2. Осмысление (методика «Инсерт»: учащиеся получают карточки с утверждениями и специальными значками отмечают +V-?)

1. Вводные слова не являются членами предложения.

2. Вводные слова выделяются в устной речи паузой, а на письме - запятой.

3. Вводное слово осложняет простое предложение.

3. Вводные слова выражают отношение говорящего к сообщаемому.

4. Существуют группы вводных слов по значению (различная степень уверенности, различные чувства, источник сообщения, порядок мыслей).

5. Существуют не только вводные слова, но и предложения.

6. Вставные конструкции могут выделяться скобками или тире.

7. Существуют слова, которые никогда не являются вводными.

8. Следует различать вводные слова, грамматически не связанные с предложением, и те же слова, выступающие в роли членов предложения.



Знаю (+)

Новое (V)

Сомневаюсь (-)

Не знаю, хочу узнать (?)










Чем является слово «по моему/по-моему» в каждом предложении? Определите синтаксическую роль этого слова в каждом предложении.

  1. Друзья, будем строить дом по моему проекту. (определение)

  2. Отреставрируем, отремонтируем и сделаем все по-моему. (обстоятельство)

  3. По-моему, знания условий строительства просто необходимы. (вводное слово не является членом предложения)

  4. Дома, построенные по моему проекту, очень прочные. (определение)


Выполнение практических заданий.

Работа с карточками (учащиеся находят вводные слова в предложении, расставляют знаки препинания, определяют группы вводных слов, различают вводные слова и омонимичные члены предложения). Задание из рабочей тетради «Русский язык. Тематический контроль: 8 класс / под ред. И.П.Цыбулько».



Стадия 3. Рефлексия. Возвращение к кластеру (учащиеся дополняют кластер)

Учащимся предлагается составить синквейн («пятистрочье») по теме.


Пример синквейна, составленного учащимися:


Вводные слова.

Различные, модальные.

Выделяются, осложняют, не являются.

Выражают отношение говорящего.

Группы.



Рефлексия (формирующее оценивание)


Лист самооценки (поставьте любой знак в нужной колонке)


Знаю, умею

Затрудняюсь, сомневаюсь

Не знаю, не умею

1. Что такое вводное слово?




2. Группы вводных слов по значению




3. Выделение вводных слов запятыми




4. Определение вводного слова в предложении




5. Разграничение вводных слов и тех же слов, выступающих в роли членов предложения