06.10. Тема: И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне».
Цель: Повторить сведения о басне, полученные на предыдущем уроке. Познакомить со страницами жизни баснописца. Познакомить с басней «Волк на псарне». Развивать навык выразительного чтения по ролям.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
- Что такое басня?
- Как называют человека, который пишет басни?
- Что такое аллегория?
- Что такое олицетворение?
- Что такое мораль?
- Как звали первого баснописца?
- Самый известный русский баснописец.
- Какие ещё русские писатели писали басни?
3. Работа по теме урока. И.А. Крылов. Слово о баснописце
Сегодня мы будем говорить с вами о творчестве И.А.Крылова
Когда-то он был молодым. Но в истории литературы все его знают как «дедушку Крылова». Когда произносят его имя, сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами
И.А.Крылов родился в Москве, в семье военного. Но жила семья в Твери. Детство мальчика было нелёгким. Воспитывался дома, был обучен грамоте, четырём правилам арифметики и молитвам. Подростком начал работать в канцелярии. Он страстно любил читать, но начальник, застав его за книгою, иногда бил его по голове и плечам и жаловался отцу, за что тот тоже его наказывал. Продолжая служить, Крылов овладел французским и итальянским языками, а также научился играть на скрипке.
В 1778 году( Крылову было 9 лет) умер отец, семья осталась без средств к существованию. Будущему писателю пришлось идти в услужение, а платой за работу была учёба. Крылов занимается самообразованием. Много читает. Постепенно становится начитанным человеком. Выработал в себе ценные качества – самостоятельность, практичнос
Первым произведением Крылова была басня Лафонтена, которую он перевёл на русский язык с французского. Ему было 11 лет.
За свою жизнь Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений. Но известным он стал как баснописец. Он выпустил 9 книг, в которых было напечатано более 200 басен
Определение темы, цели. Постановка проблемы.
-Знакома ли вам иллюстрация в учебнике?
-Вы хотите узнать, почему охотник со сворой собак прижали волка в угол?
Наша цель - познакомиться с новой басней И. А. Крылова «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.
Первичное восприятие басни.
Чтение басни: 1. Выделите незнакомые слова.
2. Определение лексического значения слов: овчарня, псарня, хлев, псари, ловчий, дубьё, расчесться, сват, кум, лад, не делать мировой.
Овчарня- с.-х. хлев, загон для овец
Псарня - Помещение для собак (преимущественно охотничьих)
Дубьё - Палки, дубинки, употр. в старину как оружие.
Хлев - крытый загон для крупных домашних животных, таких как крупный рогатый скот, овцы, свиньи и другие животные
Расчесться - То же, что рассчитаться
Псари - чернорабочие при псовой охоте.
Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой).
Сват - так называется лицо, делающее предложение отцу девушки от имени жениха, и еще чаще отцы молодых относительно друг друга.
Кум - крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению к друг другу, а также по отношению к родителям крестника (крестницы), также к кумовьям относятся свидетели свадьбы и в некоторых случаях закадычный друг или подруга (кума).
Лад - согласие, мир, стройность, порядок)
Не делать мировой - заключить мир, помириться.
Прослушивание аудиозаписи басни Крылова в исполнении народного артиста России А. Петренко.
Аналитическая беседа по басне.
— Из-за чего поднялся переполох на псарне.
— Какими словами рисует автор переполох? (Обратить внимание на активные, действенные глаголы, передающие яркую, живописную картину общей тревоги на псарне. В сжатом до предела описании возбужденной, взбудораженной псарни именно глаголы — самые характерные, самые образные слова).
— Весь двор поднялся. Как? (Псы залились, рвутся на драку, псари кричат, бегут: иной с дубьем, иной с ружьем. «Огня! — кричат.— Огня!»)
— Как же ведет себя в этой обстановке Волк? (злобен, опасен и хитер Волк (а совсем не жалок, как иногда им кажется), обращаем внимание на несоответствие между тем, что он делает, и его речью. Вот он, прижавшись в угол, сидит.
— Каким рисует его автор в этот момент? (Он зубами щелкает, шерсть ощетинил, глазами всех съесть хочет)
— А речь льстивая, заискивающая, лицемерная. Как объясняет Волк свое появление на псарне и что об этом сообщает автор? ( «Крылов пишет: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню...».
— Волк говорит: «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры». Некоторые замечают: «Крылов его сам хитрецом называет, как будто подсказывает нам, что Волк притворяется, изворачивается, хитрит, скрывает злобу, поэтому он так много говорит». «Волк пытается скрыть злобу. Его обращение к псарям и Ловчему заискивающее, льстивое. Такое поведение мы называем лицемерным».
— Давайте попробуем прочитать «речь» Волка, стараясь передать скрытое в ней притворство. А вы знаете, что Крылов сам читал свою басню в лицах, представляя, как Волк, встретивший дружный отпор, ощетинился, прижался в угол и лицемерно предложил мировую. «Иван Андреевич изогнулся, сделал умильное лицо и просительным голосом передал заискивающе-примирительную речь Волка: «Друзья! К чему весь этот шум...».
— Почему Ловчий не дослушал миролюбивых речей Волка? (Он ему не верит)
. — Что говорит Ловчий?
— Именно из них вытекает мораль басни. Волк и Ловчий противопоставлены в басне друг другу.
— Докажите, что Крылов во всем согласен с Ловчим, что он, как автор, сам помогает читателям скорее понять и разоблачить Волка. (С этого и басню начинает: «Волк, думая залезть в овчарню, попал на псарню». Все яснее проявляется волчья натура: «Глазами всех съесть хочет», однако понимает, «что тут не перед стадом и что приходит, наконец, ему расчесться за овец». Автор как будто напоминает читателям старые грехи Волка).
— Похож ли этот Волк на нашего старого знакомого? Что нового узнали мы о волчьей натуре из этой басни? (Да, это тот же Волк — злобный, хищный, беспощадный. Он привык легко и безнаказанно расправляться с теми, кто слабее его. Но когда ему грозит опасность, когда он встречает дружный отпор, он изворачивается, хитрит, лицемерит. Однако при этом остается злобным и опасным хищником. Вот поэтому и соглашается с решением Ловчего сам Крылов).
— Хотите узнать историю создания этой басни?
Учитель. Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, окончательно понял, что ему грозит гибель, он стал просить мира. 23 сентября посол Наполеона граф Лористон прибыл в ставку Кутузова при Тарутине с предложением мирных переговоров, чтобы, как он сказал, «положить предел несогласия между двумя великими народами».
Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего парода». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько дней, появившись у друзей, он прочитал новую басню «Волк на псарне». Все узнали в мудром, седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном Волке — Наполеона.
Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому, дальновидному полководцу. Очевидцы рассказывают, как однажды после сражения под Красным Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура»!
Чтение статьи в учебнике «У каждой басни Крылова своя история».
Вывод.
Ловчий – умный, умудренный опытом человек. Свое дело он знает хорошо. Он понимает, что с волками надо обращаться по- волчьи. Ловчий конкретен, строг, поэтому ему принадлежат не только финальные слова, но и необычная мораль басни. Ловчий не доверяет Волку, потому что не раз с ним сталкивался. Находит мудрый ответ на хитрость волка: с волками иначе не делать мировой…/
Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом, в какую бы шкуру он ни рядился.
Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
. Чтобы знанья были впрок,
Кратко повторим урок.
Повторение литературоведческих терминов.
Что такое басня?
(Басня – это лиро-эпический жанр, в котором преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных).
Докажите, что это басня. (есть зачин, произведение построено как диалог, герой волк – аллегория хитрости, в конце басни - мораль)
А какое художественное средство используется в басне? ( Аллегория)
Аллегория – это троп, который заключается в иносказании; выражении отвлеченного понятия посредством образа; связь между понятием (идеей) и образом устанавливается по сходству.
(карточки на доске)
– Как доказать, что в басне «Волк на псарне» Волк – это Наполеон, а Ловчий – это Кутузов.
Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк – это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне – это Кутузов.
– Как доказать, что басня «Волк на псарне» построена на основе аллегории?
(Поскольку произведения, заключающие в себе иносказание; выражение отвлеченного понятия посредством образов, считаются построенными на основе аллегории, А басня Крылова «Волк на псарне» заключает в себе иносказание (Кутузов и Наполеон изображены посредством образов), Следовательно, басня Крылова «Волк на псарне» построена на основе аллегории)
А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни? (Мораль).
Мораль – нормы поведения людей, нравственное наставление автора.
Где в басне мораль?
— Но неужели эта мораль применима только для одного конкретного случая? (Нет, мораль басни имеет значение и для нашего времени. Всякий захватчик, посягнувший на чужую землю, ищущий легкой добычи, напоминает героя басни Крылова. (Недаром Ловчий говорит не об одном Волке, а об обоих свойствах этих хищников: «волчью вашу я давно натуру знаю...», «с волками... не делать мировой!»).
Работа в парах. Заполните таблицу в рабочих листах.
Учитель. Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова. (М.Исаковский)
- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?
- Почему крыловские слова называют «крылатыми»? Найдите «крылатые слова в басне.
– Почему к теме нашего урока подходит именно это изречение Крылова:
« Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»
( Цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере, противопоставив ему положительное начало. Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем, басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни).
Заключительное слово учителя.
Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!
— Чему нас учат басни Крылова?
Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
Стихотворение П.Вяземского
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
— Как вы понимаете строки? Согласны ли вы с автором?
Нравятся ли вам басни И.А. Крылова и почему?
Домашнее задание: Чтение басни по ролям. Краткое сообщение «Крылатые выражения в басне «Волк на псарне» и их иносказательный характер (по выбору) Нарисовать иллюстрацию к басне.