Учитель: Веснина Л.С Предмет: окружающий мир Класс:1
Название темы: Кто такие рыбы?
Цель: знакомство с признаками и разнообразием рыб.
Тип: изучение нового материала.
Форма: урок – мини-исследование.
Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе.
Цели урока (предметные):
Обучающие: - познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб, особенностями строения; приводить примеры речных и морских рыб.
- развивать умение детей работать с учебником;
- расширение кругозора детей.
Развивающие: - развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развивая умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая инструкции учителя;
- совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, аналогии сопоставления;
-развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.
Воспитывающие: – воспитание любознательности и пытливости в процессе обучения, любви к окружающему миру
Прогнозируемые результаты
Личностные – положительное к познавательной деятельности, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, способность к самооценке своих действий.
Познавательные – извлекать нужную информацию при слушании, самостоятельно её находить в материалах учебника, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, сравнения, делать обобщения, выводы.
Регулятивные – планировать необходимые действия, действовать по плану; принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные – вступать в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах.
Межпредметные связи на уроке: литературное чтение
Оборудование:
Персональный компьютер, мультимедийный проектор презентация, выход в интернет.
УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», раздаточный материал (сушёная рыба)
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Формируемые универсальные учебные действия |
I Организационный момент. | На уроке мы сидим Не шумим и не кричим, Руку тихо поднимаем И по делу отвечаем. | Положительный настрой на урок. | | Л: Готовность и способность к саморазвитию, мотивация. |
II Актуализация знаний. | - Я предлагаю вам вспомнить, о ком мы говорили с вами на прошлом уроке? - Что нового вы узнали о насекомых? - Приведите примеры насекомых, которые вам известны? | О насекомых Насекомое-это животное, у которого 6 ног. | Фронт. Индивид. | К: Умение слушать и Понимать партнера, |
III. Целеполагание | -Ребята, я предлагаю Вам отгадать мою загадку: Плавают под мостиком и виляют хвостиком. - Переверните страницу учебника, посмотрите глазками на её картинки и скажите, о ком сегодня пойдёт речь? - Значит, о ком будем узнавать на уроке? - Как выдумаете, что нам необходимо о них узнать? | рыбы о рыбах -Будем узнавать кто такие рыбы - где живут, чем питаются, как называются…. | Фронт. | Р: -принятие и сохранение цели; -постановка учебных задач; -работа по плану |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Индивид. Физминутка | -А каких рыб вы знаете? Организация мини- исследования Теперь я предлагаю вам поработать в парах, рассмотрите рыбу, обговорите с соседом, из каких частей она состоит. - Так из каких частей состоит рыба? (ученики называют части рыбы, учитель рисует мелом на доске) - Ребята, внимательно посмотрите на тело рыбы, и скажите, чем оно покрыто? - А для чего им чешуя? Отличительный признак рыб - чешуя. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт, и колечко получается узкое. - Подведём итог: так кто такие рыбы? Вывод: -Рыбы - это водные жители, тело которых покрыто чешуёй. Тело рыбы состоит из туловища, головы, хвоста и плавников - Как вы думаете, для чего рыбе нужен хвост? Хвост служит рулём. - Посмотрите на рыбу, где у неё располагаются плавники и подумайте в парах: зачем они ей нужны? Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает. - А для чего нужны жабры? Дышат рыбы при помощи жабр. Они закрывают жабры и набирают полный рот воды, а потом открывают жабры и выпускают через них воду, «забирая» из воды кислород. - Ребята, а вы не задумывались, что помогает рыбам не утонуть? Внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде. Мультимедийная презентация -Поиграем в игру «Море волнуется» Звучит песенка «Море волнуется» | -Карась, щука, окунь…. Рассматривают, исследуют Называют составные части рыбы Чешуёй Защищает Дают ответы -она им рулит -на спине, брюшке, хвосте - она так дышит Дают ответы Выполняют движения под музыку. | Фронт. В парах Фронт. | П: -анализ; -сравнение; -обобщение -извлечение Информации К : -обсуждение; -высказывание своего мнения; -слушание друг друга П: -наблюдение; -умозаключение К:обсуждение высказывание своего мнения; -слушание друг друга |
| - Так, где живут рыбы? Логическое задание: - Если я пойду рыбачить на реку, то я поймаю какую рыбу? - если пойду рыбачить на озеро? -если буду рыбачить на море? - если буду рыбачить на океане? - если буду рыбачить возле лужи? - Ребята, давайте познакомимся с речными и морскими рыбами Работа с учебником Давайте посмотрим в учебник на стр.35 | В воде. Речную Озёрную Морскую Океанскую Такой рыбы нет! | Фронт. Фронт. | П: -наблюдение; -умозаключение П: -наблюдение; -умозаключение |
V. Первичное закрепление | Я вам буду загадывать загадки, а вы называть рыбу и где она обитает. (презентация: загадки про рыб) . | Отгадывают загадки | Фронт. | П: -наблюдение; -умозаключение |
VI. Самостоятельная работа. | Организация самостоятельной работы. Раб. тет. С. 24 Узнай рыб по силуэтам. | Самостоятельно работают | Индивид. | П: -анализ; -сравнение; -обобщение -наблюдение; -умозаключение |
Время | Интерактивная интернет игра «Узнай и назови рыбу» http://www.metodkabinet.eu/igryGenius/PodvodnyiMirL_ObratnScet.html | | | |
VII. Рефлексия | - Что нового узнали сегодня на уроке? - Какую цель ставили перед собой в начале урока? - Достигли мы цели? (Да) - Кто такие рыбы? - Где могут жить рыбы? - Приведите примеры речных рыб. - Приведите примеры морских рыб? - Как вы думаете, какой должна быть вода для хор хорошей жизни рыб? -Как мы, люди, им можем в этом помочь? -Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, подойдите к смайликам. Спасибо за урок, вы молодцы! | Ответы детей. Подводят итог урока. Самооценка. | | Л: умение оценивать себя на основе критерия успешности. П: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. |
Самоанализ урока в 1 классе окружающий мир по УМК «Школа России».
Урок окружающего мира по теме «Кто такие рыбы?»
Место и роль урока: тринадцатый урок из двадцати в разделе «Кто и что?»
Цель: знакомство с признаками и разнообразием рыб.
Тип: изучение нового материала.
Форма: урок – мини-исследование.
Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе.
Цели урока (предметные):
Обучающие: - познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб, особенностями строения; приводить примеры речных и морских рыб.
- развивать умение детей работать с учебником;
- расширение кругозора детей.
Развивающие: - развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развивая умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая инструкции учителя;
- совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, аналогии сопоставления;
-развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.
Воспитывающие: – воспитание любознательности и пытливости в процессе обучения, любви к окружающему миру
Урок построен на основе современных педагогических технологий: ИКТ (информационно-коммуникативной технологии), системно-деятельностного подхода; здоровьесберегающей технологии, игровой технологии, самооценивания, что способствовало познавательной активности учащихся на протяжении всего учебного времени.
На уроке создана исследовательская атмосфера учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют, ищут ответы на поставленные вопросы, учатся ведению диалога с учителем, сверстниками.
Социальная значимость урока реализована с помощью традиционных и инновационных методов и приёмов: частично-поисковый, словесный, наглядный, практический.
Урок направлен на формирование у учащихся познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных учебных действий; воспитание любознательности и пытливости в процессе обучения, любви к окружающему миру.
Этапы урока выдержаны.
На этапе актуализации знаний старалась подвести учащихся к постановке задач урока, используя игровые моменты - загадку, пробуждая интерес к новому.
Работа над новым материалом построена таким образом, что учащиеся добывают новые знания с помощью мини исследования, наводящих и проблемных вопросов учителя, работы с учебником, презентацией, через анализирование и обобщение учебного материала. Учитель вовлекает детей в парное и коллективное сотрудничество, создает условия для приобретения опыта самостоятельной деятельности.
Для первичного закрепления знаний применила групповую, индивидуальную и коллективную формы работы.
Для выявления реализации образовательных задач на учебном занятии, организовала самостоятельную работу в рабочей тетради и фронтальную работу по слайдам презентации и интерактивной игры.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 1 класса.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.
Оборудование и наглядность были подобраны в соответствии с темой урока для развития умственной активности и познавательного интереса с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
Для повышения работоспособности, снятия умственного напряжения была проведена музыкально- творческая физминутка.
В конце занятия была проведена рефлексия. На уроке использовались приемы обучения самоконтролю,
взаимоконтролю, самооценке.
Важнейшей задачей является формирование совокупности универсальных учебных действий.
В течение урока была организована работа по формированию УУД:
Личностные – положительное к познавательной деятельности, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, способность к самооценке своих действий;
познавательные – извлекать нужную информацию при слушании, самостоятельно её находить в материалах учебника, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, сравнения, делать обобщения, выводы;
регулятивные – планировать необходимые действия, действовать по плану; принимать и сохранять учебную задачу,
коммуникативные – вступать в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах.
Я считаю, что урок достиг своей цели.