СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗРАБОТКА УРОКА по литературному чтению «М.Горький «Случай с Евсейкой»» 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Нижегородский институт развития образования

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зарубинская основная школа»

Городецкого муниципального района

Нижегородской области

 

 

 

РАЗРАБОТКА УРОКА

по литературному чтению

«М.Горький «Случай с Евсейкой»»

5 класс

 

 

 

Рябкова Светлана Арсентьевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

 

 

с.Зарубино  2017 год

 

Тема:  М. Горький « Случай с Евсейкой»

Тип урока: постановка учебной задачи.

Цель:  Познакомить обучающихся с творчеством М.Горького посредством частичного знакомства с его биографией и произведением.

Задачи:

создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством М. Горького; обучения определению темы и главной мысли произведения, составлению небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст, оцениванию событий, поступков героев произведения; способствовать развитию речи учащихся, умения использовать в речи образные сравнения

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением М. Горького;

научатся определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, поступки героев произведения

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); составляют план работы по решению учебной задачи урока, план изучения темы урока;

коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении

Личностные: переносят примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт.

Оборудование:

проектор, портрет писателя, проектор, презентация словари,   выставка книг М. Горького.

Ход урока

I. Организационный момент

Алло! Это море? Алло! Это море?

Вы слышите, Черное море, меня?

Ракушку я взял и стою в коридоре

И очень волнуюсь, на берег звоня.

Р. Сеф

II. Актуализация опорных знаний.

Кто из вас бывал на море? А  хотели бы вы побывать на море? Почему?

– Сегодня мы сможем встретиться с морем вместе с одним очень хорошим человеком.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– В 2018 году исполняется 150 лет со дня рождения Алексея Максимовича Пешкова.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы вспомним…

• Мы будем уметь…

• Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– М. Горький создал много произведений о детях и для детей. Какие из них вы знаете?

– Прочитайте слова, записанные на доске: «...Любите книгу, она обеспечит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она открывает ум и сердце чувствам любви к миру, к человеку...».

– Как вы понимаете эти слова?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией М. Горького.

         IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора.

(На экране виды Нижнего Новгорода, домик Каширина, вид внутреннего интерьера дома, фотографии писателя)

– Что вы можете предположить о жизни М. Горького?

Максим Горький - русский писатель. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Родился в 1868 году в городе Канавино Нижегородской губернии (ныне Канавинский район Нижнего Новгорода), в большом деревянном доме на каменном фундаменте на Ковалихинской улице, принадлежащем деду, небедному владельцу красильной мастерской Василию Васильевичу Каширину

Сейчас очень трудно сказать, что побудило писателя выбрать данный псевдоним, но существует мнение, что фамилию Горький писатель взял из-за своей горькой судьбы: горького, безрадостного сиротского детства в доме деда, где за малейшую провинность он подвергался жестоким наказаниям. Читать Алексея научила мать, дед Каширин обучил азам церковной грамоты.

Затем два класса отучился в слободском начальном училище в Канавине. Светлые воспоминания Горького о школе связаны с посещением её епископом Астраханским и Нижегородским Хрисанфом. Владыка выделил Пешкова из всего класса, долго и назидательно беседовал с мальчиком, похвалил его за знания житий святых и Псалтири, попросил вести себя благонравно, «не озорничать».  Потом жизнь «в людях» – «мальчиком» при магазине «модной обуви»;  прислугой у чертежника,  посудником на пароходах,  учеником в иконописной мастерской – и трудная юность: случайная поденная работа, дворник, садовник, чернорабочий, грузчик на пристани… Имя – Максим – он взял в память об отце, который рано ушел из жизни.

(Выставка книг)

— Знаете ли вы, как были придуманы истории для детей Максимом Горьким? Послушайте об этом. Писатель часто бывал в Италии. В 1908 году в итальянском городе Мессине произошло землетрясение. Максим Горький, к тому времени писатель с мировым именем, обратился к людям с призывом помочь пострадавшим. Отзывались многие, в том числе и ребятишки из школы близ Баку. Между ними и писателем завязалась переписка. В одном из писем дети попросили писателя сочинить рассказ про воробьишку и ещё какой-нибудь “выдуманный” рассказ. Так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой” (1912 год), писатель создал по заказу маленьких читателей.

Физминутка

V. Работа над произведением.

1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.

 – Можете вы предположить, о чем будет произведение?

 – Хотелось бы вам поскорее узнать, какой случай произошел с Евсейкой?

2. Работа с толковым словарем

– Выясним значения слов, которые встретятся в рассказе «Случай с Евсейкой».

Лангусты – семейство беспозвоночных отряда десятиногих ракообразных. Длина до 60 см.

Актинии (морские анемоны) – отряд морских кишечно-полостных клеточных коралловых полипов.

Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.

Голотурии (морские огурцы, морские кубышки) – класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от 2 мм до 2 м.

Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.

Сепии – то же, что каракатицы.

Сифонофоры – колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи. 

2. Чтение сказки М. Горького «Случай с Евсейкой».

– Думали ли вы перед чтением произведения, что это сказка?

– Каким вам показался Евсейка?

– Каких морских жителей он встретил?

– Как их описывает Горький?

– О ком из них вы раньше не слышали?

– Представьте, что вы, так же как Евсейка, оказались в подводном царстве. Как бы вы себя повели?

– Что в сказке, рассказанной М. Горьким, вымысел, а что могло быть на самом деле?

Видеосюжет «Обитатели морских глубин»

VI. Повторное чтение и анализ произведения

1. Выборочное чтение.

– Каких морских животных повстречал Евсейка? (Лангустов, актиний, морских лилий, рака-отшельника, морскую черепаху, голотурию.)

– Почему морские обитатели приняли Евсейку за чудище?

2. Дискуссия

– Чему удивился Евсейка на дне морском?

– О чем был его разговор с рыбами?

– Расскажите, как Евсейка очутился на морском дне.

– Как он снова попал на берег?

VII. Д/з: Составьте синквейн про Евсейку.

VIII. Итог урока. Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке?

Оцените свою работу на уроке сами.

Оранжевый - для меня это  было важным и интересным.

Зеленый – я получил конкретную информацию

Синий – мне не понравилось.

Желтый – мне было трудно все усвоить сразу.

Красный– для меня данная информация была недостаточной.

 

Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА УРОКА по литературному чтению «М.Горький «Случай с Евсейкой»» 5 класс»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Нижегородский институт развития образования



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зарубинская основная школа»

Городецкого муниципального района

Нижегородской области







РАЗРАБОТКА УРОКА

по литературному чтению

«М.Горький «Случай с Евсейкой»»

5 класс







Рябкова Светлана Арсентьевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории





с.Зарубино 2017 год


Тема:  М. Горький « Случай с Евсейкой»

Тип урока: постановка учебной задачи.

Цель: Познакомить обучающихся с творчеством М.Горького посредством частичного знакомства с его биографией и произведением.

Задачи:

создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством М. Горького; обучения определению темы и главной мысли произведения, составлению небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст, оцениванию событий, поступков героев произведения; способствовать развитию речи учащихся, умения использовать в речи образные сравнения

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением М. Горького;

научатся определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, поступки героев произведения

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); составляют план работы по решению учебной задачи урока, план изучения темы урока;

коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении

Личностные: переносят примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт.

Оборудование:

проектор, портрет писателя, проектор, презентация словари,  выставка книг М. Горького.

Ход урока

I. Организационный момент

Алло! Это море? Алло! Это море?

Вы слышите, Черное море, меня?

Ракушку я взял и стою в коридоре

И очень волнуюсь, на берег звоня.

Р. Сеф

II. Актуализация опорных знаний.

Кто из вас бывал на море? А  хотели бы вы побывать на море? Почему?

– Сегодня мы сможем встретиться с морем вместе с одним очень хорошим человеком.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– В 2018 году исполняется 150 лет со дня рождения Алексея Максимовича Пешкова.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы вспомним…

• Мы будем уметь…

• Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– М. Горький создал много произведений о детях и для детей. Какие из них вы знаете?

– Прочитайте слова, записанные на доске: «...Любите книгу, она обеспечит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она открывает ум и сердце чувствам любви к миру, к человеку...».

– Как вы понимаете эти слова?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией М. Горького.

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора.

(На экране виды Нижнего Новгорода, домик Каширина, вид внутреннего интерьера дома, фотографии писателя)

– Что вы можете предположить о жизни М. Горького?

Максим Горький - русский писатель. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Родился в 1868 году в городе Канавино Нижегородской губернии (ныне Канавинский район Нижнего Новгорода), в большом деревянном доме на каменном фундаменте на Ковалихинской улице, принадлежащем деду, небедному владельцу красильной мастерской Василию Васильевичу Каширину

Сейчас очень трудно сказать, что побудило писателя выбрать данный псевдоним, но существует мнение, что фамилию Горький писатель взял из-за своей горькой судьбы: горького, безрадостного сиротского детства в доме деда, где за малейшую провинность он подвергался жестоким наказаниям. Читать Алексея научила мать, дед Каширин обучил азам церковной грамоты.

Затем два класса отучился в слободском начальном училище в Канавине. Светлые воспоминания Горького о школе связаны с посещением её епископом Астраханским и Нижегородским Хрисанфом. Владыка выделил Пешкова из всего класса, долго и назидательно беседовал с мальчиком, похвалил его за знания житий святых и Псалтири, попросил вести себя благонравно, «не озорничать». Потом жизнь «в людях» – «мальчиком» при магазине «модной обуви»; прислугой у чертежника, посудником на пароходах, учеником в иконописной мастерской – и трудная юность: случайная поденная работа, дворник, садовник, чернорабочий, грузчик на пристани… Имя – Максим – он взял в память об отце, который рано ушел из жизни.

(Выставка книг)

— Знаете ли вы, как были придуманы истории для детей Максимом Горьким? Послушайте об этом. Писатель часто бывал в Италии. В 1908 году в итальянском городе Мессине произошло землетрясение. Максим Горький, к тому времени писатель с мировым именем, обратился к людям с призывом помочь пострадавшим. Отзывались многие, в том числе и ребятишки из школы близ Баку. Между ними и писателем завязалась переписка. В одном из писем дети попросили писателя сочинить рассказ про воробьишку и ещё какой-нибудь “выдуманный” рассказ. Так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой” (1912 год), писатель создал по заказу маленьких читателей.

Физминутка

V. Работа над произведением.

1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.

– Можете вы предположить, о чем будет произведение?

 – Хотелось бы вам поскорее узнать, какой случай произошел с Евсейкой?

2. Работа с толковым словарем

– Выясним значения слов, которые встретятся в рассказе «Случай с Евсейкой».

Лангусты – семейство беспозвоночных отряда десятиногих ракообразных. Длина до 60 см.

Актинии (морские анемоны) – отряд морских кишечно-полостных клеточных коралловых полипов.

Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.

Голотурии (морские огурцы, морские кубышки) – класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от 2 мм до 2 м.

Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.

Сепии – то же, что каракатицы.

Сифонофоры – колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи. 

2. Чтение сказки М. Горького «Случай с Евсейкой».

– Думали ли вы перед чтением произведения, что это сказка?

– Каким вам показался Евсейка?

– Каких морских жителей он встретил?

– Как их описывает Горький?

– О ком из них вы раньше не слышали?

– Представьте, что вы, так же как Евсейка, оказались в подводном царстве. Как бы вы себя повели?

– Что в сказке, рассказанной М. Горьким, вымысел, а что могло быть на самом деле?

Видеосюжет «Обитатели морских глубин»

VI. Повторное чтение и анализ произведения

1. Выборочное чтение.

– Каких морских животных повстречал Евсейка? (Лангустов, актиний, морских лилий, рака-отшельника, морскую черепаху, голотурию.)

– Почему морские обитатели приняли Евсейку за чудище?

2. Дискуссия

– Чему удивился Евсейка на дне морском?

– О чем был его разговор с рыбами?

– Расскажите, как Евсейка очутился на морском дне.

– Как он снова попал на берег?

VII. Д/з: Составьте синквейн про Евсейку.

VIII. Итог урока. Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке?

Оцените свою работу на уроке сами.

Оранжевый - для меня это  было важным и интересным.

Зеленый – я получил конкретную информацию

Синий – мне не понравилось.

Желтый – мне было трудно все усвоить сразу.

Красный– для меня данная информация была недостаточной.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!