СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока и презентация по теме "Значение петровского времени в истории России"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка содержит конспект, презентацию, также виды заданий по данной теме. 

Просмотр содержимого документа
«Значение петровских реформ»

"Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории"

Цели урока:

Образовательная (дидактическая):

  • создать условия для рассмотрения и оценки деятельности, определить особенности   курса  Петра I;

  • охарактеризовать  Петра I  как государственного деятеля;

Воспитательные:

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе сравнения   положительного и отрицательного результата  в условиях необходимости модернизации государства.

  • подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра I), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным  человеком;

Развивающие:

  • содействовать развитию навыков работы с историческими  высказываниями;

  • продолжать формирование оценочных суждений.

Оборудование урока:

  • раздаточный материал: задания с фрагментами текста, 

  • таблицы для  работы;

  • карта «Россия в конце XVII - первой половине XVIII вв.»;

  • презентация  к уроку

  • мультимедийный проектор и экран, компьютер

Эпиграфы к уроку:

« Народ собрался в дорогу, ждал вождя, вождь появился» 
В.О. Ключевский

«Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек» 
А.С. Пушкин

Проблемное задание: Определите значение петровских  реформ для России и   роль Петра  I  в истории России.

Ход урока

I. Актуализация ранее полученных знаний.

Вспомните, какие  ключевые проблемы стояли перед Россией в к   XVII века.

  1. Укрепление обороноспособности страны.

  2. Преодоление экономической отсталости

  3. Создание предпосылок для развития торговли и  связей с другими странами.

  4. Развитие просвещения

  5. Изменение положения классов.

II. «Психологическая  пауза». Ребята, тема урока « Значение петровских реформ. Роль  Петра  I  в истории»

Эпиграфы к уроку:

« Народ собрался в дорогу, ждал вождя, вождь появился»
В.О. Ключевский

«Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек».
А.С. Пушкин

Проблемное задание: Определите значение петровских  реформ для России и роль Петра  I  в истории России.

Подумайте, что положительного и отрицательного было достигнуто в решение ключевых  проблем России?

( работа в группах, заполнение  таблицы), обсуждение

+ петровских реформ

-  петровских реформ

Создание регулярной армии и флота

Создание отечественной промышленности

Политика меркантилизма

Выход к Балтийскому морю, строительство каналов

«Табель о  рангах»  дал возможность представителям  народа дослужиться  до высших чинов

Попытка ликвидировать неграмотность, открытия школ, музея, театра, газет, введение европейских обычаев

25 лет службы, крестьян отрывали от земли

Рост налогов, рост феодального гнёта, крестьян приписывали к заводам

Огромные человеческие жертвы при строительстве портов и каналов

 

Усиление закрепощение крестьян

 

насильно

Характеристики Петра в русской мысли — самые противоположные. Он — то единственный государь, вернувший Россию на путь цивилизации, совершивший славные победы, расширивший территорию России, превративший ее в Империю, прорубивший окно в Европу, давший начало наукам и Просвещению, основавший промышленность, то душегуб и палач, столкнувший Россию с великого собственного пути, подражатель европейцам, гонитель Православия, антихрист, исторический неудачник, так как дело его и мечты оказались не прочными, не укорененными и не реализованными.

О личности Петра I отзывы неоднозначны:

-отец Отечества

-Царь Антихрист, который нарушил естественный ход развития истории

  • Объясните, почему личность и реформаторская деятель­ность Петра I по-разному оценивалась современниками и историками?

III. А сейчас  мы с  вами проведём аукцион знаний: (вопросы группам)

1. Пётр  I в своё царствование при назначении на высшие церковные посты в России осознанно отдавал предпочтение малороссам (белорусам, украинцам). Почему?

Ответ: Пётр I  не доверял великороссийским архиереям, которые были приверженцами и защитниками старины, противниками всего нового, идущего с запада. Пётр, насаждая реформы западного образца, вызывал недовольство со стороны великорусской церкви. 2. Кто он?

В 1698 году пожалован сержантом, в 1702 году  - графом, 1707 г.- светлейшим князем. Командовал армией в Польше, Курляндии, Померании, дослужился до высшего чина. Был губернатором шлиссельбургским и С-Петербургским, президентом военной коллегии. Состоял под  судом за казнокрадство, уплатил 200 тыс. рублей штрафа.

По счетам видно, что с 1705-1711года потратил лично на себя 45 тысяч рублей. Владел более  чем 150 тыс. крепостных.

Пётр I: «… в беззаконии зачат, во грехах родила его мать и в плутовстве скончает живот свой (окончит жизнь свою); если не исправится, быть ему без головы».

Ответ: А. Д. Меньшиков.

3. Обычай дарить младенцам одежду голубого ( для мальчиков) и розового ( для девочек) цвета  укоренился от Петра I . Почему? (слайд 6)

Ответ: Пётр дарил высокопоставленным чиновникам, у которых рождались дети ордена с лентами. В честь сына - орден Андрея Первозванного с голубой  лентой, в честь дочери – орден Святой Екатерины с розовой лентой.

4.Какие знаки воинского отличия появились в 1700 году? Более 100 лет их носили только на левом плече.

Ответ: погоны.

5. Когда в России наступил  XVIII век? Какой век был до этого?

Ответ: Пётр ввёл новый календарь с 1 января 1700 года. До этого в России шёл 7208 год от Сотворения мира – он начался 1 сентября 1699г.

6.Какими ремёслами владел Пётр I?

Ответ:  Всего Пётр I освоил около 15 профессий,  в том числе плотника, столяра, слесаря, кузнеца, фельдшера, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, артиллериста, кораблестроителя.

7. Какие иностранные языки знал Пётр I?

Ответ: Пётр I говорил  по-голландски  и по- немецки, хорошо понимал шведский и польский, немного – татарский, английский, читал по-латыни. Правда с грамматикой (всех языков) у Петра I дело обстояло неважно.

8. Какой вид казни впервые введён при Петре I?

Ответ: расстрел.

9. Почему говорят, что мастера, приезжавшие при Петре I, были  «худшего качества», чем те, которые приезжали при  Иване  Великом?

Ответ: Во времена Ивана  Великого в Россию приезжали мастера из среды гуманистов, имевшие энциклопедическое образование. Они были  универсальными мастерами, в то время, как  в эпоху Петра I  энциклопедисты остались только в науке.

10. В каких государствах побывал Пётр I  и  почему?

Ответ: Пётр был в Голландии, Англии (изучал кораблестроение), Франции, Германии, Польше (с целью заключения военных союзов, для лечения и для торговых переговоров).



4.Рефлексия.  

Ребята, вернёмся  к эпиграфам  к уроку,  как Вы понимаете слова В.О. Ключевского  и   А.С. Пушкина.

Благодаря реформам Петра I преодолена  экономическая и  культурная   отсталость России.  Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление внутреннего кризиса путём модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России  в  мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя - реформатора.  «До чего мы дожили, погребаем, слава и сила при нас».





Просмотр содержимого документа
«Отметьте в перечне деятелей»

Отметьте в перечне деятелей, о которых можно сказать: «Птенцы гнезда Петрова»:

А) Б.И. Морозов;

Б) К.А. Булавин;

В) П.А. Толстой;

Г) А.Л. Ордин – Нащокин;

Д) Б.П. Шереметьев;

Е) Н.П. Репин;

Ж) Б.И. Куракин;

З) С. Полоцкий;

И) Я. Брюс;

К) П.И. Ягужинский;

Л) В.В. Голицын;

М) А.Д. Меньшиков.

Отметьте в перечне деятелей, о которых можно сказать: «Птенцы гнезда Петрова»:

А) Б.И. Морозов;

Б) К.А. Булавин;

В) П.А. Толстой;

Г) А.Л. Ордин – Нащокин;

Д) Б.П. Шереметьев;

Е) Н.П. Репин;

Ж) Б.И. Куракин;

З) С. Полоцкий;

И) Я. Брюс;

К) П.И. Ягужинский;

Л) В.В. Голицын;

М) А.Д. Меньшиков.



Отметьте в перечне деятелей, о которых можно сказать: «Птенцы гнезда Петрова»:

А) Б.И. Морозов;

Б) К.А. Булавин;

В) П.А. Толстой;

Г) А.Л. Ордин – Нащокин;

Д) Б.П. Шереметьев;

Е) Н.П. Репин;

Ж) Б.И. Куракин;

З) С. Полоцкий;

И) Я. Брюс;

К) П.И. Ягужинский;

Л) В.В. Голицын;

М) А.Д. Меньшиков.

Отметьте в перечне деятелей, о которых можно сказать: «Птенцы гнезда Петрова»:

А) Б.И. Морозов;

Б) К.А. Булавин;

В) П.А. Толстой;

Г) А.Л. Ордин – Нащокин;

Д) Б.П. Шереметьев;

Е) Н.П. Репин;

Ж) Б.И. Куракин;

З) С. Полоцкий;

И) Я. Брюс;

К) П.И. Ягужинский;

Л) В.В. Голицын;

М) А.Д. Меньшиков.



Просмотр содержимого презентации
«значение»

Значение Петровских преобразований в истории страны. Роль Петра I

Значение Петровских преобразований в истории страны. Роль Петра I

«Народ собрался в дорогу, ждал вождя, вождь появился»  В.О. Ключевский   «Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек».  А.С. Пушкин

«Народ собрался в дорогу, ждал вождя, вождь появился» В.О. Ключевский

«Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек». А.С. Пушкин

Проблемное задание

Проблемное задание

  • Определите значение петровских реформ для России и роль Петра I в истории России
Характер Петровских реформ Петр Первый , Денис Лебедев Петр I провел масштабные преобразования, затронувшие все сферы общественной жизни. При нем не просто вводились новшества – менялись сложившиеся веками образ жизни и система представлений людей.

Характер Петровских реформ

Петр Первый ,

Денис Лебедев

Петр I провел масштабные преобразования, затронувшие все сферы общественной жизни. При нем не просто вводились новшества – менялись сложившиеся веками образ жизни и система представлений людей.

Характер Петровских реформ Царь утверждал светский характер государства и представление о силе человеческого разума и науки, о возможности и необходимости менять окружающий мир.

Характер Петровских реформ

Царь утверждал светский характер государства и представление о силе человеческого разума и науки, о возможности и необходимости менять окружающий мир.

Характер Петровских реформ Государство в понимании Петра было воплощением общего блага, для достижения которого был обязан трудиться и каждый подданный, и он сам.

Характер Петровских реформ

Государство в понимании Петра было воплощением общего блага, для достижения которого был обязан трудиться и каждый подданный, и он сам.

Чем для вас привлекательная личность Петра I? Какие черты характера и деловые качества Петра I вызывают: а) восхищение; б) неприятие?
  • Чем для вас привлекательная личность Петра I?
  • Какие черты характера и деловые качества Петра I вызывают: а) восхищение; б) неприятие?
«Народ собрался в дорогу, ждал вождя, вождь появился»  В.О. Ключевский   «Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек».  А.С. Пушкин

«Народ собрался в дорогу, ждал вождя, вождь появился» В.О. Ключевский

«Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек». А.С. Пушкин

ПРОГУЛКА ПЕТРА С ПРИДВОРНЫМИ

ПРОГУЛКА ПЕТРА С ПРИДВОРНЫМИ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!