Индивидуально-групповое занятие по математике
в 9 классе по теме: «Неравенства. Системы неравенств»
(Задание № 6, задание №14 ОГЭ)
Цели и задачи урока:
Образовательные: закрепить умения и навыки решать задания №6, №14 ГИА;
Развивающие: развитие логического мышления, познавательного интереса, развивать умения работать самостоятельно, и в группах, умение анализировать, наблюдать и делать выводы.
Воспитательные: повышать заинтересованность в изучении предмета.
Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Ход урока:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
(приветствие, настроение, готовность к уроку, проверка присутствующих, запись числа в тетрадях, запись темы урока, цели).
2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сегодня мы повторим и закрепим знания по теме «Неравенства и системы неравенств» с целью подготовки к итоговой аттестации в 9 классе, так как этот материал широко представлен в экзаменационном материале за курс основной школы, как в заданиях обязательного уровня, так и в заданиях второй части. (Слайд 1)
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Фронтальный опрос учащихся:
- Какой вид имеет линейное неравенство с одной переменной х? ( ах + в 0, где а и в некоторые числа, х - переменная)
- Какой вид имеет квадратное неравенство с одной переменной х? ( ах2 + вх + с 0, где а, в и с некоторые числа, х - переменная).
- Какими свойствами мы пользуемся при решении неравенств?
правило 1. Любой член неравенства можно перенести из одной части неравенства в другую с противоположным знаком, не меняя при этом знак неравенства.
правило 2. Обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и то же положительное число, не меняя при этом знак неравенства.
правило 3. Обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и то же отрицательное число, изменив при этом знак неравенства на противоположный.
- Что называют решением неравенства с одной переменной? (наз. значение переменной, которое обращает неравенство(его) в верное числовое неравенство)
- Что значит решить неравенство? (решить неравенство значит найти все его решения или доказать что решений нет)
- Что называют системой неравенства? (наз. два или более неравенства, объединенные фигурной скобкой)
- Сформулируйте алгоритм решения квадратного неравенства?
1. Решить уравнение и найти его корни.
2. Отметить на числовой прямой корни трехчлена а) если знак неравенства строгий то точки выколотые; б) если знак неравенства нестрогий
точки жирные(заштрихованные)
3. Просчитать знаки на каждом интервале (промежутке) …
- - Сформулируйте алгоритм решения системы неравенств с одной переменной?
1. Решить каждое неравенство системы
2. Изобразить графически решения каждого неравенства на координатном луче
3. Найти пересечение решений неравенств на координатной прямой
4. Записать ответ
2. Устно работа по слайдам
- А теперь ребята по работаем устно.
Устный счет.
1. (Слайд №2)
1. Какие из целых чисел принадлежат промежутку [0;4)?
2.Принадлежит ли промежутку (1,5; 2,4) число 2, 1,3?
3. Какие из натуральных чисел принадлежат промежутку (-4;3]?
2. Решите неравенство(Слайд №3)
-2х
-2x 6
2 - 2x ≤ 6
-x
-x ≤ 0
8 – 4x
3. Какие неравенства соответствуют промежуткам(Слайд №4)
4. Какие неравенства соответствуют геометрическим моделям: (Слайд №5)
Задания на развитие внимания и мыслительных операций.
- Математика любит внимательных людей. Сейчас проверим, кто уже настроился на хорошую работу.
Игра “Найди ошибку”.
Найди ошибку в решении неравенства. Объясни почему допущена ошибка (слайд 6)
№1 -5x+8 ≤ 3x-6
-5x+3x ≤ -6-8
-2x ≤ -14
x ≤ 7
ответ: (-∞;7]
Молодцы! А теперь определим: «А что-то здесь не так…» (слайд 7)
№2 5-3y ≤ 80
-3y ≤ 75
y ≥ -25
Ответ: (-∞;-25)
3. Работа по группам: (слайд 8-9)
1 группа: Линейные неравенства | 1. Решите неравенство и определите, на каком рисунке изображено множество его решений. В ответе укажите номер правильного варианта. 2. Решите неравенство В ответе укажите номер правильного варианта. 1) (−4; +∞) 2) (−12; +∞) 3) (−∞; −4) 4) (−∞; −12) |
2 группа Квадратные неравенства | 1. На каком рисунке изображено множество решений неравенства В ответе укажите номер правильного варианта. 2.Решите неравенство В ответе укажите номер правильного варианта. 1) 2) 3) 4) |
3 группа Системы неравенств | 1. Решите систему неравенств На каком рисунке изображено множество её решений? В ответе укажите номер правильного варианта. 2. На каком рисунке изображено множество решений системы неравенств |
4 группа Системы неравенств | 1. Найдите наибольшее значение x, удовлетворяющее системе неравенств 2. Найдите наибольшее значение , удовлетворяющее системе неравенств |
Слайд 11
Задание 3 ОГЭ На координатной прямой отмечено число
. Какое из утверждений относительно этого числа является верным?
В ответе укажите номер правильного варианта.
1)
2)
3)
4)
Решение.
Рассмотрим все варианты ответа:
1)
2)
3)
4)
Поскольку число
лежит между числами −4 и −5, верным является только неравенство
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
13. Задание 3 № 316220
На координатной прямой отмечено число
В ответе укажите номер правильного варианта.
Какое из утверждений относительно этого числа является верным?
1)
2)
3)
4)
Решение.
Заметим, что . Проверим все варианты ответа:
1) — верно.
2) — неверно.
3) — неверно.
4) — неверно.
Верным является утверждение 1.
Ответ: 1
Дополнительные задания
1. Задание 21 № 125
Решите неравенство
Решение.
Перенесём две части неравенства в одну часть и избавимся от знаменателя: приравняем левую часть к нулю и найдём корни. Отсюда
и Расставив корни на координатной прямой, определим знаки неравенства, получаем:
и
Ответ: (-∞; -0,75] ∪ [3; +∞).
2. Задание 21 № 314563
Решите неравенство
Решение.
Раскроем скобки, приведём подобные слагаемые, разложим на множители:
Произведение двух сомножителей будет меньше нуля, если сомножители имеют разный знак (см. рисунок). Таким образом, получаем ответ:
Ответ:
Решение заданий
1 группа. Линейные неравенства
1. Задание 14 № 314567
Решите неравенство
и определите, на каком рисунке изображено множество его решений.
В ответе укажите номер правильного варианта.
Решение.
Решим неравенство:
Решение неравенства изображено на рис. 2.
Правильный ответ указан под номером 2.
2. Задание 14 № 338481
Решите неравенство
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) (−4; +∞)
2) (−12; +∞)
3) (−∞; −4)
4) (−∞; −12)
Решение.
Последовательно получаем:
Правильный ответ указан под номером: 1.
2 группа. Квадратные неравенства
1. На каком рисунке изображено множество решений неравенства
В ответе укажите номер правильного варианта.
Решение.
Решим неравенство: Корнями уравнения являются числа 1 и 3. Поэтому
Множество решений неравенства изображено на рис. 1.
Правильный ответ указан под номером 1.
2. Решите неравенство
В ответе укажите номер правильного варианта.
1)
2)
3)
4)
Решение.
Решим неравенство:
Произведение двух сомножителей будет меньше нуля, если его сомножители имеют разный знак.
Правильный ответ указан под номером 3
3 группа. Системы неравенств
1. Решите систему неравенств
На каком рисунке изображено множество её решений?
В ответе укажите номер правильного варианта.
Решение.
Решим систему:
Решением системы является отрезок, изображённый под номером 2.
Правильный ответ указан под номером 2.
2. На каком рисунке изображено множество решений системы неравенств
Решение.
Решим систему:
Решением системы является отрезок, изображённый под номером 1.
Ответ: 1.
4 группа. Системы неравенств
1. Найдите наибольшее значение x, удовлетворяющее системе неравенств
Решение.
Решим систему:
Искомое наибольшее решение равно −3.
Ответ: −3.
2. Найдите наибольшее значение
, удовлетворяющее системе неравенств
Решение.
Решим систему:
Значит, наибольшее значение
удовлетворяющее данной системе неравенств −3.
Ответ: −3.
Домашняя работа 1. На каком рисунке изображено множество решений неравенства ? В ответе укажите номер правильного варианта. | Домашняя работа 1. На каком рисунке изображено множество решений неравенства ? В ответе укажите номер правильного варианта. |
2. Решите неравенство: В ответе укажите номер правильного варианта. 1) 2) 3) 4) | 2. Решите неравенство: В ответе укажите номер правильного варианта. 1) 2) 3) 4) |
3. Решите неравенство В ответе укажите номер правильного варианта. 1) [−0,4; +∞) 2) (−∞; −2] 3) [−2; +∞) 4) (−∞; −0,4] | 3. Решите неравенство В ответе укажите номер правильного варианта. 1) [−0,4; +∞) 2) (−∞; −2] 3) [−2; +∞) 4) (−∞; −0,4] |
4. На каком рисунке изображено множество решений неравенства В ответе укажите номер правильного варианта. | 4. На каком рисунке изображено множество решений неравенства В ответе укажите номер правильного варианта. |
5. На координатной прямой отмечено число а. Какое из утверждений относительно этого числа является верным? В ответе укажите номер правильного варианта. 1) 2) 3) 4) | 5. На координатной прямой отмечено число а. Какое из утверждений относительно этого числа является верным? В ответе укажите номер правильного варианта. 1) 2) 3) 4) |
Дополнительные задания 1. Задание 21 № 125 Решите неравенство | Дополнительные задания 1. Задание 21 № 125 Решите неравенство |
2. Задание 21 № 314563 Решите неравенство | 2. Задание 21 № 314563 Решите неравенство |
1 группа: Линейные неравенства | 1. Решите неравенство и определите, на каком рисунке изображено множество его решений. В ответе укажите номер правильного варианта. 2. Решите неравенство В ответе укажите номер правильного варианта. 1) (−4; +∞) 2) (−12; +∞) 3) (−∞; −4) 4) (−∞; −12) |
2 группа Квадратные неравенства | 1. На каком рисунке изображено множество решений неравенства В ответе укажите номер правильного варианта. 2.Решите неравенство В ответе укажите номер правильного варианта. 1) 2) 3) 4) |
3 группа Системы неравенств | 1. Решите систему неравенств На каком рисунке изображено множество её решений? В ответе укажите номер правильного варианта. 2. На каком рисунке изображено множество решений системы неравенств |
4 группа Системы неравенств | 1. Найдите наибольшее значение x, удовлетворяющее системе неравенств 2. Найдите наибольшее значение , удовлетворяющее системе неравенств |