СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока информатики по теме "Моделирование и формализация"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока информатики по теме "Моделирование и формализация" 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока информатики по теме "Моделирование и формализация"»

09.01.17 2.1 Моделирование как метод познания  Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей

09.01.17

2.1 Моделирование как метод познания

Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей

Модель – это некий новый объект, который отражает некоторые существенные свойства изучаемого явления или процесса

Модель – это некий новый объект, который отражает некоторые существенные свойства изучаемого явления или процесса

Модель (фр.сл. м odele , ит. сл. modelo, лат. сл. modelus) – мера, образец

Модель (фр.сл. м odele , ит. сл. modelo, лат. сл. modelus) – мера, образец

Один и тот же объект может иметь множество моделей , а разные объекты могут описываться одной моделью

Один и тот же объект может иметь множество моделей , а разные объекты могут описываться одной моделью

Реальный объект - оригинал Человек: Кукла Манекен Скелет Скульптура Модели

Реальный объект - оригинал

Человек:

  • Кукла
  • Манекен
  • Скелет
  • Скульптура

Модели

Свойства объекта, которые должна отражать модель, определяются поставленной целью его изучения. Объект «Человек» Цель:  первое знакомство Цель:  демонстрация одежды Цель:  отражение  красоты тела Цель:  изучение  костного строения Кукла Манекен Скульптура Скелет

Свойства объекта, которые должна отражать модель, определяются поставленной целью его изучения.

Объект

«Человек»

Цель: первое

знакомство

Цель: демонстрация

одежды

Цель: отражение красоты тела

Цель: изучение костного

строения

Кукла

Манекен

Скульптура

Скелет

Классификация моделей по способу представления: Модели Материальные (Предметные) Информационные (Знаковые)

Классификация моделей по способу представления:

Модели

Материальные

(Предметные)

Информационные

(Знаковые)

 Материальные модели –    Воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме Пример: Глобус (модель земного  шара) - география

Материальные модели –

Воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме

Пример: Глобус (модель земного шара) - география

 Информационные модели –    Представляют объекты и процессы в форме схем, чертежей, таблиц, формул, текстов и т.д.  Пример: Рисунок цветка – ботаника, формула - математика

Информационные модели –

Представляют объекты и процессы в форме схем, чертежей, таблиц, формул, текстов и т.д.

Пример: Рисунок цветка – ботаника, формула - математика

Классификация моделей по области использования: Учебные модели; Опытные модели; Научно-технические модели; Игровые модели; Имитационные модели.

Классификация моделей по области использования:

  • Учебные модели;
  • Опытные модели;
  • Научно-технические модели;
  • Игровые модели;
  • Имитационные модели.
Классификация моделей с учетом фактора времени: Статические; Динамические. Примеры: динамические: динамические: заводные игрушки; заводные игрушки; заводные игрушки; статические: статические: глобус; мягкие игрушки; учебники. глобус; мягкие игрушки; учебники. глобус; мягкие игрушки; учебники. Если модель учитывает изменение свойств моделируемого объекта от времени, то модель называется динамической , в противном случае статической .

Классификация моделей с учетом фактора времени:

  • Статические;
  • Динамические.
  • Примеры:
  • динамические:
  • динамические:
  • заводные игрушки;
  • заводные игрушки;
  • заводные игрушки;
  • статические:
  • статические:
  • глобус; мягкие игрушки; учебники.
  • глобус; мягкие игрушки; учебники.
  • глобус;
  • мягкие игрушки;
  • учебники.

Если модель учитывает изменение свойств моделируемого объекта от времени, то модель называется динамической , в противном случае статической .

Классификация моделей по области использования: Биологические; Исторические; Физические; И др.

Классификация моделей по области использования:

  • Биологические;
  • Исторические;
  • Физические;
  • И др.
2.2 Системный подход в моделировании

2.2 Системный подход в моделировании

 Система  является совокупностью взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы.  Состояние системы характеризуется ее структурой , то есть составом и свойствами элементов, их отношениями и связями между собой. Системы Статические информационные системы Динамические информационные системы

Система является совокупностью взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы.

Состояние системы характеризуется ее структурой , то есть составом и свойствами элементов, их отношениями и связями между собой.

Системы

Статические

информационные

системы

Динамические информационные

системы

 Модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени, называют статическими информационными моделями. Пример: В биологии- модели строения растений и животных; в химии – модели строения молекул и кристаллических решеток.  Модели, описывающие процессы изменения и развития систем, называются динамическими информационными моделями. Пример:  В биологии- развитие организмов или популяций животных; в химии – процессы прохождения химических реакций. 15

Модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени, называют статическими информационными моделями.

Пример: В биологии- модели строения растений и животных; в химии – модели строения молекул и кристаллических решеток.

Модели, описывающие процессы изменения и развития систем, называются динамическими информационными моделями.

Пример: В биологии- развитие организмов или популяций животных; в химии – процессы прохождения химических реакций.

15

2.3 Формы представления моделей.  2.4 Формализация

2.3 Формы представления моделей. 2.4 Формализация

Формы представления моделей Формы представления моделей Модели материальные Модели материальные (предметные) воспроизводят свойства объектов в материальной форме (муляж, глобус, макет здания и т. д.)

Формы представления моделей

Формы представления моделей

Модели

материальные

Модели материальные (предметные) воспроизводят свойства объектов в материальной форме (муляж, глобус, макет здания и т. д.)

Формы представления моделей Формы представления моделей Модели материальные Модели информационные Модели информационные представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.

Формы представления моделей

Формы представления моделей

Модели

материальные

Модели

информационные

Модели информационные представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.

Формы представления моделей Образные модели – зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе (схемы, таблицы, рисунки, фотографии). Знаковые информационные модели строятся с использованием каких-либо знаковых систем (программа на Visual Basic , второй закон Ньютона, периодическая таблица элементов Менделеева, карты, блок-схемы, графики, диаграммы) Первые информационные модели  – наскальные рисунки.

Формы представления моделей

Образные модели – зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе (схемы, таблицы, рисунки, фотографии).

Знаковые информационные модели строятся с использованием каких-либо знаковых систем (программа на Visual Basic , второй закон Ньютона, периодическая таблица элементов Менделеева, карты, блок-схемы, графики, диаграммы)

Первые информационные модели – наскальные рисунки.

Алгоритм как информационная модель Алгоритм – информационная модель процесса решения задачи. Исполнитель алгоритма выполняет его формально, не вникая в содержание поставленной задачи. Человек, разрабатывая и исполняя алгоритм, использует язык блок-схем, что позволяет сделать алгоритм более наглядным.

Алгоритм как информационная модель

  • Алгоритм – информационная модель процесса решения задачи. Исполнитель алгоритма выполняет его формально, не вникая в содержание поставленной задачи.
  • Человек, разрабатывая и исполняя алгоритм, использует язык блок-схем, что позволяет сделать алгоритм более наглядным.
Блок-схемы основных алгоритмических структур Линейная Ветвление Цикл начало счетчик нет да условие команды Тело цикла Серия 2 Серия 1 конец

Блок-схемы основных алгоритмических структур

Линейная

Ветвление

Цикл

начало

счетчик

нет

да

условие

команды

Тело цикла

Серия 2

Серия 1

конец

Формализация Естественные языки используются для создания описательных информационных моделей . С помощью формальных языков строятся формальные информационные системы . Самый широко используемый формальный язык – математический. Математические модели – это формальные модели, построенные с использованием языков алгебры, геометрии, алгебры логики (Булевой алгебры), тригонометрии, теории множеств и т. д. Формальные логические модели строятся на основе языка алгебры логики. С помощью алгебры логики можно формализовать простые и сложные высказывания, выражения на естественном языке. Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией .

Формализация

Естественные языки используются для создания описательных информационных моделей .

С помощью формальных языков строятся формальные информационные системы . Самый широко используемый формальный язык – математический. Математические модели – это формальные модели, построенные с использованием языков алгебры, геометрии, алгебры логики (Булевой алгебры), тригонометрии, теории множеств и т. д.

Формальные логические модели строятся на основе языка алгебры логики. С помощью алгебры логики можно формализовать простые и сложные высказывания, выражения на естественном языке.

Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией .

Типы информационных моделей

Типы информационных моделей

Типы информационных моделей: Информационные модели табличные иерархические  сетевые

Типы информационных моделей:

Информационные модели

табличные

иерархические

сетевые

 В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещен в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках)таблицы.  Табличные информационные модели строят и исследуют на компьютере с помощью электронных таблиц и баз данных.

В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещен в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках)таблицы.

Табличные информационные модели строят и исследуют на компьютере с помощью электронных таблиц и баз данных.

Пример: Цены устройств компьютера на конец 2001 г. о = o = 3 - cosx = 0 о + v o *t – 4,9*t 2 0 = 0 ·cosα· t 0 ·sinα· t – g·t 2 /2  = 0 =  = о = o = 3 - cosx = 0 о + v o *t – 4,9*t 2 0 = 0 ·cosα· t 0 ·sinα· t – g·t 2 /2  = 0 =  =

Пример: Цены устройств компьютера на конец 2001 г.

о =

o =

3 - cosx = 0

о + v o *t – 4,9*t 2

0 =

0 ·cosα· t

0 ·sinα· t – g·t 2 /2

=

0 =

=

о =

o =

3 - cosx = 0

о + v o *t – 4,9*t 2

0 =

0 ·cosα· t

0 ·sinα· t – g·t 2 /2

=

0 =

=

 В иерархической информационной модели объекты распределены по уровням. Каждый элемент более высокого уровня может состоять из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня.  Структуру информационной модели удобно представлять в виде графа. Элементы верхнего уровня находятся в отношении «состоять из» к элементам более низкого уровня. Связь между элементами изображается в форме дуги графа. Граф напоминает дерево, которое растет сверху вниз, поэтому иерархические графы называют деревьями .

В иерархической информационной модели объекты распределены по уровням. Каждый элемент более высокого уровня может состоять из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня.

Структуру информационной модели удобно представлять в виде графа. Элементы верхнего уровня находятся в отношении «состоять из» к элементам более низкого уровня. Связь между элементами изображается в форме дуги графа. Граф напоминает дерево, которое растет сверху вниз, поэтому иерархические графы называют деревьями .

Пример: Классификация компьютера в виде графа Компьютеры Супер компьютеры Серверы Персональные компьютеры Настольные Портативные Карманные

Пример: Классификация компьютера в виде графа

Компьютеры

Супер

компьютеры

Серверы

Персональные компьютеры

Настольные

Портативные

Карманные

 Сетевые информационные модели применяются для отражения систем со сложной структурой, в которых связи между элементами имеют произвольный характер. 29

Сетевые информационные модели применяются для отражения систем со сложной структурой, в которых связи между элементами имеют произвольный характер.

29

Пример: Сетевая структура глобальной сети Интернет EU JP RU US AM SA AU 29

Пример: Сетевая структура глобальной сети Интернет

EU

JP

RU

US

AM

SA

AU

29

 Практическое задание Построить и исследовать табличную модель, содержащую цены на компьютерные комплектующие на текущий момент. Построить модель генеалогического дерева вашей семьи. 31

Практическое задание

  • Построить и исследовать табличную модель, содержащую цены на компьютерные комплектующие на текущий момент.
  • Построить модель генеалогического дерева вашей семьи.

31

2.5 Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере  31

2.5 Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

31

Основные этапы:  1 этап: Построение описательной информационной модели 2 этап: Создание формализованной модели (описательная информационная модель записывается с помощью какого – либо формального языка: формул, уравнений, неравенств и пр.) 3 этап: Преобразование формализованной информационной модели в компьютерную модель (выражение модели на понятном компьютеру языке) 31

Основные этапы:

1 этап: Построение описательной информационной модели

2 этап: Создание формализованной модели

(описательная информационная модель записывается с помощью какого – либо формального языка: формул, уравнений, неравенств и пр.)

3 этап: Преобразование формализованной информационной модели в компьютерную модель

(выражение модели на понятном компьютеру языке)

31

Два пути построения компьютерной модели: Построение алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования; Построение компьютерной модели с использованием одного из приложений – электронных таблиц, СУБД и пр. 31

Два пути построения компьютерной модели:

  • Построение алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования;
  • Построение компьютерной модели с использованием одного из приложений – электронных таблиц, СУБД и пр.

31

4 этап: проведение компьютерного эксперимента (запустить программу на выполнение; посмотреть диаграмму; провести сортировку или поиск данных) 5 этап:  анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели 31

4 этап: проведение компьютерного эксперимента

(запустить программу на выполнение; посмотреть диаграмму; провести сортировку или поиск данных)

5 этап: анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели

31


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!