Организационнай момент
Приветствие учителя на латинском языке:
-Бонум пост мэридиэм вульпутатэ!
-Вам не известно, что я сказала и на каком языке, но скоро вы все узнаете!
2.Актуализация знаний (Слайд 1)
- Сейчас я предлагаю Вам обратить внимание на доску. Нам представлены пять цивилизаций и различные предметы. У каждого лежит листочек. С первым задание. Все предметы, которые изображены ниже нужно соотнести к той цивилизации, где они были изобретены. Начнем с Индии..и т.д. По окончанию задания. Проверка. (Слайд 2)
Учитель показывает предмет ( Дорожный знак)
-Это что ? (ответы детей)
- Хотите узнать родину этого предмета? Где он был изобретен? ( ответы детей)
Тогда посмотрите у меня есть не большой кроссворд. Нам его нужно разгадать, чтобы узнать тему нашего урока! (слайд 3)
Как называется страна расположенная между цепью гималайских гор и океаном. На полуострове Индостан.(Индия)
Как звали бога Солнца в Египте? (Ра)
Самый могущественный из древнейших греческих городов? Был расположен в Южной Греции? (Междуречье)
-Что у нас получилось (Рим). И тема нашего урока? ( Древнейший Рим)( слайд 3)
И этот предмет связан с историей древнего Рима. Дело в том что древние ремляни первые стали использовать дорожные знаки. Они были каменные и цилиндрической формы. Указывали направление движения.
Определение задач урока
-С чего мы всегда начинали изучения нового государства? Вам ведь совсем не знакомо это государство. Вспомните те страны что мы изучали раньше. С чего начинали?
Опрос детей
Задачи: ( слайд 4)
Определить географическое положение Древнего Рима
Изучить природно-климатические условия Древнего Рима
Занятия жителей
Легенда о возникновении Рима.
Эти задачи превращаются в план нашего урока!
-И первый пункт нашего плана (определить географическое положение Древнего Рима)
-А что нам в этом поможет? (Карта)
-Я предлагаю Вам открыть карту в учебнике 213 стр. А у меня есть карта на доске. ( слайд 5)
-Работаем вместе с вами. Определим географ. Положение древнего Рима
-Какую страну вы изучали до этого? ( Древняя Греция)
-Так вот если мы сядим на корабль и отплывем от берегов Древней Греции на запад. То наш корабль окажется у берегов такого полуострова, который имеет причудливую форму. Что он вам напоминает? (Сапог) ( слайд 6)
Этот полуостров называется Апеннинским
-Напомните мне полуостров это что ? Чем остров отличается от полуострова? ( омывается с 3-х сторон)
- Давайте посмотрим водами каких морей омывается полуостров?
-На юго-западе ? ( Тирренское море)
-На востоке? ( адриатическое море)
-И на юге ? ( Ионическое море и средеземное)
-Скажите, а нехватка земель в Греции, побуждала ее жителе что делать? ( покинуть Грецию
-А как назывались поселения за пределами своей страны? (Колонии)
-Так вот греки когда начали свою великую колонизацию. Достигли берегов Апеннинского полоуствова. И назвали эту землю Италия. Что в переводе с греческого означает теленок. Когда греки сюда приплыли они увидели огромное количество пасушихся телят. А грекам мы знаем что не хватало земли. Они этому завидовали. И облюбовали. особенно южную часть Апениннского полуоствова.
-Давайте посмотрим дальше на карту. Скажите какие горы перекрывают полуостров с севера? ( Альпы) Это горы средневысокие. Они не изолируют Древний Рим от материковой части Европы. И не делят Рим в отличии от Греции на изолированные части.
-А теперь давайте найдем горы которые тянуться с севера на Юг? (Аппенины)
-У них тоже горный хребет не высокий, но богат камнем и металлом.
-А давайте теперь посмотрим. Будет ли страдать Италия, как и греция от нехватки водных ресурсов. Посмотрите много там рек? Особенно на севере полноводная? (По)
- а в центре Италии Есть река? ( Тибр)
-То есть много рек? Ну достаточно? Верно?
Мы изучили географическое положение Древней Италии, а теперь давайте найдем Рим.
-На берегу какой реки он расположен?
-А какое племя здесь проживало? (латинны)
-Значит смотрите Древний Рим возник в месте селения древних латин. И Латины дали римляном свой язык. Как он будет называтся? ( латинский)
-И я обращалась в начале урока к вам на латинском языке. И означало это ( добрый день ребята)
-Этот язык мертвый сейчас. Хотя врачи на нем выписывают рецепты.
Работа с таблицей. ( слайд 6)
- Переходим к следующему пункту нашего урока. Это природно-климатические условия древнего Рима. Я предлагаю выполнить эту задачу в сравнение с древней Греции. Возьмите лист с заданием № 2. В таблице у вас есть общие вопросы ( моря, горы, почва, климат, реки) И представлены 2 государства. Древняя Греция и Древний Рим.
-Вспоминаем ребят. Греция на каком полуострове находиться? ( Балканский)
-Если это полуостров, то омывается…
- А древний Рим?
-Вспоминаем горы древней Греции. Какие горы там были. Высокие ? ( Местность гористая)
-А в древнем риме? Какие горы?
-Какая почва в Греции? Какой нет там почвы? (плодородной)
- И почва в Древнем Риме?
- А что с климатом в Греции? Он был жаркий. Дождей мало было. Высокие горы не позволяли поступать дождям с материковой части европы.
- А вот на територии Итали климат был более благодатный. Мягкий. И дождей выпадало много.
- ну и реки? В греции достаточно было рек? ( Мало рек)
- А на територрии Рима? ( Достаточно)
Работа с фишбоун. ( слайд 7)
-Зная географическое положение. Природно-климатические условия. Я предлагаю Вам один из современых приемов который называется фишбоун. Что значит рыбья кость. Рыбий скелет. Возьмите листочик с заданием №3. Нам нужно из условий географических и климатических вывести основные занятия римлян. Делать это мы будем вместе.
-Мы выяснили что Аппенийский полуостров омывается с трех сторон морями. Как вы думаете в связи с этим какие занятие будут у древних римлян.( мореплавание, рыболовство)
-Следующее, мы выяснили что на территории Древнего Рима горы были богаты камнем и металлами.
Как вы думаете какое занятие этому будет способствовать? ( ремесло )
-Много сочных пастбищ (скотоводство)
-Ну и последнее мягкая почва ( земледелие)
Достигли мы 3 задачи нашего урока? ( ответы детей)
Физкультминутка (слайд 8)
-А сейчас я предлагаю Вам немного отдохнуть
Я вам называю символы определённой страны, ваша задача:
Если Египет, то руки делаем как пирамида;
Индия-руки вверх;
Китай-спину ровно, за спиной замочек держим;
Греция- встаем
Пирамида, Будда, Конфуций, марафонская битва, Китайская стена, джунгли, Мемфис, Нил, Афины, Олимп, Амон-Ра, Зевс…
-Молодцы, вы отлично справились.
-Ребят. Теперь я предлагаю Вам посмотреть короткометражный фильм о легенде возникновения Древнего Рима. Смотрим внимательно. После просмотра фильма нужно будет ответить на ряд вопросов. ( слайд 9)
1.Как назвали двух мальчиков, которых родила Рея Сильвия? (Ромул и Рем)
2.Кто спас малышей от гибели? (волчица и пастух)
3.Из-за чего поссорились братья, став взрослыми? (Рем в насмешку перепрыгнул через стену, служившую границей города Ромула)
4.В честь кого получил название город Рим? (В честь Ромула, т.к. Рим-по латински Рома)
5.Кто такой Марс? (бог войны, отец Ромула и Рема)
6 Когда был основан Рим? (753 год до н.э) В этом вам поможет учебник! Страница 217.
Закрепление.(слайд 9)
Ребята. Мы с вами познакомились с географическим положение Древнего Рима, с климатическими Условиями, С занятием Древних римлян и с возникновением самого Рима. Сейчас, я предлагаю заполнить вот такие милые ромашки. Они есть у каждого. Обратите внимание в центре нашей ромашки, что написано? (Рим)
А сколько лепестков у Нее? (пять)
Для закрепления темы урока ваша задача, записать ответ на вопрос на одном лепестке ромашки. Соответственно если лепестков пять, то и вопросов будет тоже…
На каком полуострове находиться Древний Рим?
Какие полноводные реки протекают на территории Италии?
А какие горы перекрывают полуостров с севера?
В каком году был основан город Рим?
В месте селения какого племени возник Древний Рим?
Проверка
Рефлексия
Предлагает вспомнить и озвучить тему урока. Какую цель и задачи ставили в начале урока?
Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке.
Собрать листы.
Домашнее задание.
Для всех – прочитать §44.
А так же я предлагаю вам выбрать и дополнительное домашнее задание для себя.
Ответить на вопросы после параграфа.
Нарисовать рисунок по легенде о Ромуле и Реме. (выбирают задание)
Подготовить сообщение на тему «Легенда о подвиге Муция»
- Спасибо за активную работу на уроке. Урок окончен, до свидания!