СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока истории по теме "Столетняя война"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока истории Средних веков по теме "Столетняя война" для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории по теме "Столетняя война"»

Тема: «Столетняя война» (1337-1453)

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя.

 На предыдущих уроках мы с вами мы говорили о двух, наиболее значимых странах периода средневековья. О каких странах идет речь? (Англия и Франция).  

 И выяснили, что в XIII - XIV вв. в этих государствах шел процесс централизации власти.

Что такое централизация? (процесс объединения вокруг сильной королевской власти)

Но в середине 14 века произошло событие, которое очень повлияло на дальнейшую историю этих стран.

Друг другу мстя за прошлый гнев

За все разбои,

Готовы Лилия и Лев,

Готовы к бою.

И грянул век потерь и бед

Война, идущая сто лет.

III. Изучение новой темы.

1. Причины войны

Прочитать п. 1 пар. 20 и назвать причины войны

1) Англия не хотела терять свои земли во Франции.

2) Французские короли хотели объединить страну, но мешали английские владения во Франции.

3) Претензии английского короля на французский престол.


2. А теперь нам предстоит проверить готовность стран к войне.

Прочитать п. 2 пар. 20

- Какое оружие использовали во времена Столетней войны.

-  Какая из армий была боеспособнее и почему?

(Преимущества английской армии – высокая воинская дисциплина, многочисленная боеспособная пехота, умения согласовывать действия пехоты и конницы в бою; сильный военный флот.

Недостатки французской армии – плохое командование, отсутствие единства действий пехоты и конницы).


3. Основные события и этапы войны

Работа с презентацией, рассказ учителя, заполнение таблицы

Дата

Основные сражения




В 1337 году английский флот переправился через пролив Ла-Манш.

В 1340 г. в морском сражении у берегов Фландрии англичане почти полностью разгромили французский флот.

В 1346 году в сражении у Креси французы вновь были разгромлены, они потеряли 1,5 тыс рыцарей и 10 тыс. пехотинцев. Англия захватила Нормандию.

Французская армия была полностью разбита в битве при Пуатье в 1356 году. В этом сражении погиб весь цвет Франции – из 5-6 тыс. павших половину составляли рыцари.

В стране хозяйничали англичане, но они не одержали полной победы, так как французский народ продолжал сопротивляться.

Ситуацию осложняла и обстановка внутри страны.

Прочитать стр. 170

1358 – крестьянское восстание во Франции - Жакерия

В 1360 году было заключено перемирие, по которому к Англии отошли большие территории на юго-западе Франции и порт Кале на севере.


Воспользовавшись перемирием, французский король увеличил отряд наемников, начал строить новы флот, создал артиллерию, во главе армии поставил талантливого полководца Бертрана Дюгеклена.

Он после неудач на первом этапе изменил тактику. Он избегает больших сражений и изматывает англичан внезапными нападениями. К 1380 году французскому рыцарю практически удалось освободить территорию Франции от английских войск.

Победе Франции способствовала и ситуация внутри Англии.

Прочитать стр. 171

1381 – крестьянское восстание под предводительством Уота Тайлера в Англии.

Но в конце 14 века положение Франции вновь осложнилось, т.к. борьба между крупными феодалами. Один из них, герцог Бургундский, даже вступил в союз с Англией.


У деревни Азенкур в 1415 году встречаются английская армия и французское войско. Французы потерпели поражение и покинули поле боя. Английский рыцарь занял больше половины Франции и вошел в Париж. Французским королем объявили младенца – английского короля. А законный наследник Карл VII бежал из Парижа.

Французский рыцарь утратил веру в победу и над Францией нависла угроза утраты национальной независимости.


В 1428 году англичане осадили Орлеан. Взятие города открывало дорогу на юг Франции, давало возможность подчинить себе всю страну. Под Орлеаном решалась судьба Франции. Казалось, спасти Францию может только чудо. И чудо произошло!

Прочитать п. 6-7 пар. 20 по цепочке.


1429 – освобождение Орлеана


4. Завершение и итоги войны.

Война, ставшая действительно народной после казни Жанны не позволила англичанам переломить ход военных действий в свою пользу. Даже герцог бургундский покинул своих союзников англичан и перешел на сторону Карла VII. Шаг за шагом, город за городом, французская армия вытесняла англичан с родной земли.

В 1453 году пал их последний оплот – город Бордо в Аквитании. Столетняя война закончилась. Только порт Кале остался у англичан еще на 100 лет.


Итоги войны:

- ликвидированы притязания Англии на французскую корону;

-  создание сильного национального государства;

-  усиление королевской власти во Франции;

- на службе у короля появилась постоянная армия.


IV. Закрепление материала.

Игра «Да- нет»

  1. Поводом к Столетней войне стало стремление Франции отвоевать у Англии Аквитанию. нет

  2. Французская  армия была лучше готова к ведению войны. (Нет)

  3. Когда французское войско утратило веру в победу, народ Франции сохранил мужество и волю к борьбе.

  4. Орлеан – это город, у стен которого решалась судьба Франции. да

  5. Столетняя война закончилась в 1455 году. нет



V. Домашнее задание: пар. 20, изучить