СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Изготовление тряпичных кукол Неразлучники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Изготовление тряпичных кукол Неразлучники"»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЯПИЧНЫХ КУКОЛ «НЕРАЗЛУЧНИКИ». ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТРЯПИЧНЫХ КУКОЛ «НЕРАЗЛУЧНИКИ».

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Научить учащихся самостоятельно изготавливать народную игрушку куклу-закрутку.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ.

  • Познакомить учащихся со славянскими куклами-закрутками разных регионов, оберегами достатка.

  • Учить учащихся изготавливать тряпичных кукол «Неразлучники»

  • Формировать практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно изготавливать художественные изделия в традициях народного искусства.

  • Развивать у детей художественный вкус и фантазию.

  • Воспитывать трудолюбие и аккуратность, заинтересованность в конечном результате труда; осмысливание ребенком роли и значения традиций в жизни человека.

Практическая работа. Изготовление куклы-Неразлучники.

ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ. Компьютер, DVD-проектор, компьютерная презентация «Народная игрушка», Ткани цветные и белые, крупа, крепкие нитки, игла, ножницы, швейная машина. Инструкция «По ТБ при изготовлении игрушек из текстильных материалов, готовые изделия.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. Народная игрушка, кукла-мотанка, кукла-закрутка, обрядовая кукла, «Неразлучники».

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ. История.

МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: беседа, рассказ-объяснение, показ наглядностей, демонстрация трудового приема, самостоятельная работа учащихся.

ТИП ЗАНЯТИЯ: комбинированное занятие.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ: каждые 20 минут занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  1. Подготовка дежурными рабочих мест.

  2. Подготовка учащихся к занятию.

  3. Получение сведений об отсутствующих учащихся.

  4. Создание позитивного эмоционального настроя учащихся.

Уже звонок нам дал сигнал

Трудиться время наступило

Сейчас мы время не теряем

Работу в мастерской начинаем.

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Многие древние народы, чтобы умилостивить богов, приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков- древних славян. В жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды кому-то пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу. И боги не отказались от этой игрушки! Такие куклы называются обрядовыми.

Сообщение темы занятия.

Сегодня мы узнаем, какие куклы были в старину, для чего люди их придумали, каково было их назначение.

ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  • СЛАВЯНСКИЕ КУКЛЫ-ЗАКРУТКИ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ.

В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Большинство отождествлялось с образом женских божеств.


Куклу Зернушку почитали за то, что она «отвечала» за хороший урожай. Но вырастить и собрать урожай - это только пол дела. Урожай должен обеспечить безбедную жизнь и достаток в доме. Сделать это без куклы Богатьки никак не получится, считали наши предки. В основании своем кукла имела палочку, или столбик, за что ее еще называли Столбушкой. Для полного достатка в доме надо было следить, чтобы кукла на неустойчивом основании падала пореже. Чтобы никто не мешал кукле исполнять свои «обязанности», ее прятали от посторонних глаз.


Девица на выданье выставляла у окна куклу Капустку, чтобы женихи не страшились отказа и знали, что в этом доме сватам будут рады. Пышногрудая кукла символизировала мать-кормилицу, в разных местах ее еще называли Кормилкой или Рожаницей.


Защитить ребенка от злых духов и успокоить в колыбели была способна кукла Бессоница. Простенькую куклу-оберег мать скручивала из двух лоскутов и подкладывала в люльку ребенка приговаривая при этом: «Сонница-бессоница, не играй мим дитятком, а играй этой куколкой».


Куклы наших предков несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок-носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи. Изготовление куклы было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Прежде чем приступить к столь ответственной работе женщина настраивалась, читала заговоры. Первую куклу женщина делала примерно в 12-13 лет. По качеству изделия делали вывод о готовности к замужеству. Самые красивые из сделанных собственноручно кукол хранились в сундуке и были частью приданого.


Куклы сопровождали наших предков с самого рождения. И даже принимали участие в судьбе еще неродившегося ребенка. За пару недель до родов женщина скручивала куклу Куватку. Ее название имитировало плач ребенка - «куваканье». Кукла была нужна, чтобы согревать люльку для малыша, а с его приходом в наш мир должна была отгонять нечисть.


После первых схваток роженицу уводили в баню, где она, стоя на правом колене, читала заговор и наматывала кусочки ткани на маленькие палочки. Пеленашек должно было получиться двенадцать. Каждую именовали по названию болезни, которую желали отвести от младенца. В этом и была главная «работа» пеленашек, которых еще называли лихоманки или трясовицы. Если же обереги плохо справлялись с порученной «работой» мать могла поругать Куватку и пригрозить выставить ее на улицу.


Десятиручка — кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли


Кукла "Купавка" . На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.


Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.


В южных губерниях России существовала кукла — оберег жилища, называемая "День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

  • ОБЕРЕГИ ДОСТАТКА.

Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.

  • ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛ «НЕРАЗЛУЧНИКИ»

Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.

Последовательность выполнения операции

Фото


Для изготовления нам понадобились: палочка или веточка (только не ольхи или осины), два длинных прямоугольника красной ткани для тел куколок, длинные прямоугольники поменьше белого цвета для головы, маленькие белые прямоугольнички для рук, цветная ткань для юбки и рубахи (желательно одинаковую или подходящую друг к другу), нарядный передник, 3 черных прямоугольника для шапки и сапог, треугольник для платка, красивая тесьма на лоб, а также на поясочки, красная лента, красные нитки и немного шерстяных ниток на волосы жениху.


Обматываем концы палки белыми прямоугольничками (примерно 6х6см)


Загибаем их, перевязываем.


Обматываем палочку красной лентой. И фиксируем ленту нитью.



Для основы куклы сворачиваем красный прямоугольник (у нас был 15х35см) в трубочку, оборачиваем его белой тканью (8х22).


Сгибаем пополам (краями ткани внутрь), перевязываем красной нитью, получилась голова. Аналогично делаем жениха, он может быть повыше ростом.


Продолжаем формировать и одевать невесту: надеваем туловище на палочку, перевязываем в поясе.


Выворотным способом повязываем ей юбку (у нас 23х15).
И так же выворотным способом – передник.


На лоб повязываем красивую тесьму (повойник), сверху – платок, перевязанный нитью. Подпоясываем готовую куколку.



Чтобы нарядить жениха, складываем прямоугольник вчетверо и отрезаем уголок для головины рубахи. Надеваем рубаху на куклу, подгибаем края рубахи, перевязываем на поясе.


Для сапог подгибаем края сверху и снизу, обматываем вокруг ноги.
Загибаем ткань назад, фиксируем ниткой в районе “коленки”.
Обматываем нитью вниз по спирали, внизу фиксируем, и обматываем обратно, чтобы получились крестики, и завязываем нить.


Приобули жениха, повязали красивый пояс.
Теперь делаем ему прическу из шерстяных ниток.


Для шапки сгибаем прямоугольник пополам и оборачиваем его вокруг головы, сгибом вниз, чтобы определиться с объемом.
Затем перевязываем верх шапки и выворачиваем ее.



Надеваем на голову, подвязываем в районе лба нитью и загибаем наверх.


Вот и готовы жених и невеста. Настоящие неразлучники.



ІV. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛ-ЗАКРУТОК.

  • Вступительный инструктаж

Формирование умений и навыков учащихся.

  • Демонстрация приёмов изготовления куклы-Неразлучники.

  • Анализ заданий практической работы.

  • Ознакомление с инструкционной картой.

Инструктаж по охране труда. (Инструктаж по ТБ)

  • Практическая работа и текущий инструктаж.

Для выполнения практической работы необходимо подготовить материалы и инструменты (проверить по списку технологической карты). Во время изготовления куклы у вас должно быть хорошее настроение, не должно быть плохих мыслей. Кукла должна быть сделана аккуратно.

Задание 1.

Записать в тетрадь план работы по изготовлению куклы.

Задание 2.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания практической работы по инструкционно-технологическим картам.

Учитель обходит рабочие места с целью выявления недостатков в знаниях и умениях учащихся и проводит, если это необходимо, индивидуальный или групповой текущий инструктаж.

  • Заключительный инструктаж (активная беседа):

Осмотр выполненных работ, демонстрация лучших работ

Короткий анализ типовых ошибок и пути их устранения.

Мотивация оценок за занятие, выставление их в журнал и дневники.


V. РЕФЛЕКСИЯ.

Вопросы к учащимся.

  1. Что нового узнали на занятии?

  2. Чему научились?

  3. Какую работу выполняли?

  4. Понравилась ли вам эта работа?


V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.

Подводя итоги работы я хочу пожелать вам, чтобы ваша куколка принесла в ваш дом успех и достаток. На следующем занятии вы закончите изготовление вашей куколки.


VII. УБОРКА МАСТЕРСКОЙ