СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока ИЗО по теме "Мудрость старости" 4 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта и презентация урока ИЗО по теме "Мудрость старости", 

Просмотр содержимого документа
«Для учителей»

Приемы формирования УУД на уроке изобразительного искусства «Все народы воспевают мудрость старости»


Этапы урока

I. Мотивация к учебной деятельности.


II.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.


III. Выявление причины и места затруднения.


IV. Построение проекта выхода из затруднения. (открытие нового знания).


V. Реализация построенного проекта.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.


VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.


VIII. Включение в систему знаний и повторение.


IX. Рефлексия учебной деятельности.

Приемы

«Интеллектуальная разминка»

«Фантастическая добавка»

«Высказывания великих»

---

---

---

«Ранжирование»

«Согласен – не согласен»

«Фантастическая добавка»

Формируемые УУД

К3

Построение речевых высказываний (К.3.3 Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.)

П2

Логические

(П.2.9 Выдвижение гипотез и их обоснование.)

П3

Постановка и решение проблем

(П.3.1 Формулирование проблемы)




К4 Лидерство и согласование действий с партнером

(К.4.1 Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов)

П2

Логические

(П.2.8 Доказательство.)

К3

Построение речевых высказываний

(К.3.1 Уметь использовать речь для регуляции своего действия)


Просмотр содержимого документа
«Карточки»

Определи правильную последовательность, как нарисовать портрет:

  1. Рисуя волосы, надо помнить, что они лежат по форме головы.

  2. Возрастные особенности

  3. Вспомогательными, еле заметными линиями отметить на лице местоположение частей лица.

  4. Вспомните образ бабушки или дедушки, характерный наклон головы или позу.

  5. В пожилом возрасте острее обозначаются черты лица, резко выделяются кости черепа, кожа становится дряблой и обвисшей, испещрённой морщинами. Вокруг рта и носа, у глазничных впадин – складки.

  6. Определитесь с размещением изображения на листе бумаге. (Лучше, если это будет поясной портрет или рисунок головы).

  7. Слабыми карандашными линиями намечаем общий размер головы и линию плеч.



Требования к работе: (алгоритм)

1.Вертикальное расположение листа;

2.Соблюдение пропорций тела, лица;

3. Выразительность законченность;

4. Название работы.





Определи правильную последовательность, как нарисовать портрет:

  1. Рисуя волосы, надо помнить, что они лежат по форме головы.

  2. Возрастные особенности

  3. Вспомогательными, еле заметными линиями отметить на лице местоположение частей лица.

  4. Вспомните образ бабушки или дедушки, характерный наклон головы или позу.

  5. В пожилом возрасте острее обозначаются черты лица, резко выделяются кости черепа, кожа становится дряблой и обвисшей, испещрённой морщинами. Вокруг рта и носа, у глазничных впадин – складки.

  6. Определитесь с размещением изображения на листе бумаге. (Лучше, если это будет поясной портрет или рисунок головы).

  7. Слабыми карандашными линиями намечаем общий размер головы и линию плеч.



Требования к работе: (алгоритм)

1.Вертикальное расположение листа;

2.Соблюдение пропорций тела, лица;

3. Выразительность законченность;

4. Название работы.



Определи правильную последовательность, как нарисовать портрет:

  1. Рисуя волосы, надо помнить, что они лежат по форме головы.

  2. Возрастные особенности

  3. Вспомогательными, еле заметными линиями отметить на лице местоположение частей лица.

  4. Вспомните образ бабушки или дедушки, характерный наклон головы или позу.

  5. В пожилом возрасте острее обозначаются черты лица, резко выделяются кости черепа, кожа становится дряблой и обвисшей, испещрённой морщинами. Вокруг рта и носа, у глазничных впадин – складки.

  6. Определитесь с размещением изображения на листе бумаге. (Лучше, если это будет поясной портрет или рисунок головы).

  7. Слабыми карандашными линиями намечаем общий размер головы и линию плеч.



Требования к работе: (алгоритм)

1.Вертикальное расположение листа;

2.Соблюдение пропорций тела, лица;

3. Выразительность законченность;

4. Название работы.



Требования к работе: (алгоритм)

1.Вертикальное расположение листа;

2.Соблюдение пропорций тела, лица;

3. Выразительность законченность;

4. Название работы.





Требования к работе: (алгоритм)

1.Вертикальное расположение листа;

2.Соблюдение пропорций тела, лица;

3. Выразительность законченность;

4. Название работы.







Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Изобразительное искусство.

Учитель: Анна Анатольевна Шуреева.

Класс: 4

Учебник: Л.А.Неменская, Изобразительное искусство «Каждый народ - художник» («Школа Росси»). Учебник. 4-й класс. – М.: Просвещение, 2009.

Тема: Все народы воспевают мудрость старости.

Цель: способствовать формированию, выполнять изображение любимого пожилого человека, стремление выразить его внутренний мир.

Планируемые результаты: понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ.

Личностные: учебно-познавательная мотивация, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, оценивание усваиваемого материала.

Регулятивные: соотнесение известного и неизвестного, определение последовательности действий, прогнозирование результатов, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, способность к выбору.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма действий, самостоятельный учет установленных ориентиров действия, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, нацеливание на получение продукта- результата деятельности.


Этапы урока

Приемы

Содержание

Формирование УУД

Действия учителя

Действия учеников (возможные варианты)

I. Мотивация к учебной деятельности.















«Интеллектуальная разминка»


Приветствую, успокаиваю, проверяю готовность к уроку.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок,

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости захотели,

На уроки к нам прийти!

- Какую тему в разные времена и в разных странах художники воспевали в своих произведениях?

- В каких образах был идеализирован образ матери?

- Какие правила изображения головы вы узнали?





- Может ли искусство воздействовать на наши чувства?

- Чему учит искусство?















Материнство



Богоматерь, Мадонна



Высота головы делиться на 4 части, глаза располагаются ровно посередине, расстояние между глаз равно ширине одного глаза.

Да.

Любить, сопереживать

Р1, Р2.1, Р5.2, К1.1,К3.3



понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте и мудрости пожилого человека в произведениях живописи

II.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.


«Фантастическая добавка»

Сегодня я вновь предлагаю вам отправиться в путешествие.

- На чем полетим?

Сели ровно, спинки выпрямили, закрыли глаза, сделали глубокий вдох и выдох.

Ракета приземлилась на планету …( «Мудрость»).

- На какую планету мы прилетели?

- А зачем?

Ракета







Мудрость


Р1, Р2.1, Р3,К3.1

III. Выявление причины и места затруднения.


«Высказывания великих»

Посмотрите, нам предлагают объяснить значение пословиц и поговорок.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Как поживешь, так и прослывешь.

  • Старого воробья на мякине не обманешь.

  • Встречают по одежке, провожают по уму.

  • Не смейся над старым, и сам будешь стар.


О старости, о мудрости, о прожитых годах

Р1, Р2.1, Р3,К3.1

IV. Построение проекта выхода из затруднения. (открытие нового знания).



- Над какой темой мы сегодня будем работать?

Тема нашего урока «Все народы воспевают мудрость старости»

- Какова цель нашего урока?

Выполнить изображение любимого пожилого человека, стремление выразить его внутренний мир.


Красота человека определяется не столько внешними чертами, сколько его духовным богатством, мудростью. Пословицы, которые мы прочитали, говорят о мудрости старости.

Старость — сменяющий зрелость возраст, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма. (из словаря Ожегова)

Мудрость - глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. (из словаря Ожегова)

Красота пожилого человека определяется не столько внешними чертами, сколько его духовным богатством, мудростью. Есть красота, которую видно сразу. Но есть более глубокое понимание красоты. Чтобы увидеть эту красоту, нужны, сердечная чуткость и душевное усилие.

С возрастом в лице человека все яснее проступает красота иная – красота опыта прожитых лет, пережитых радостей, тревог и свершенных дел. Приходит высокая красота понимания других людей, мудрость души.

Возраст проявляет, обостряет в лице человека черты его характера и особенности судьбы.

Красоту старости любой человек, народ видит в мудрости, которую человек приобретает, пройдя трудную и долгую жизнь. Прекрасен закат жизни, освещенный этим высокими нравственными качествами. Эту красоту воспевают поэты и художники в своих произведениях. Послушайте стихотворение Расула Гамзатова «Дедушка».

Я шагаю с дедушкой,

Думаю о том,

Что и я наверное,

каждому знаком.

И с людьми здороваюсь,

Как большой в пути.

Хорошо мне за руку

С дедушкой идти!

Много знает дедушка

Былей-небылиц:

Про луну и солнышко,

Про зверей и птиц,

Я вопросы разные

Задаю ему:

-Где?

- Зачем?

-А скоро ли?

-Сколько?

-Почему?

Мне на все мой дедушка

Может дать ответ,

Хоть ему сто лет…

Посмотрите, как трогательно воспета красота старости, сколько тепла несут эти строки. Если в стихотворении мы можем выразить всю красоту при помощи слов, то, как же мы покажем это в изображении?



















Читают на слайде.

Р1, Р2.1, Р3,К1.1, К2, К3.1

V. Реализация построенного проекта.


Рембрандта Харменса ван Рейна «Портрет старика в красном» (Голландия1606-1669)

- Что вы здесь видите?

Это трагическая повесть о нелегко прожитой жизни. Поток света выхватывает из темноты фигуру старика. Вглядитесь в выражение лица седая борода, нахмуренный лоб и взгляд темных глаз придают герою картины облик библейского мудреца.

Чуть согнутые плечи старика, натруженные руки с узловатыми венами рук. Они могут многое поведать о человеке.

- На чем делает акцент художник

Леонардо да Винчи «Автопортрет» (Италия 1452-1519 )

- Кто изображен на этом портрете?

По всей вероятности, Леонардо да Винчи было шестьдесят два года, когда он нарисовал автопортрет. Великий итальянских художник, смотрит с автопортрета решительно и пытливо. Среди мягких спадающих волос мастер резко и жёстко подчеркнул глаза, внимательно и требовательно смотрящие из-под бровей. Это гордый человек большой силы духа. Он сделал так много и все же осуществил так мало. На пороге старости он оказался без дома, без покровителя. Он был почти всеми забыт. Даже его образ сохранился только на этом единственном рисунке.

- На чем здесь сделан акцент?

Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент, как художники показывают красоту прожитых лет.

Ответы учащихся

















Лицо и руки.





Сам художник, автопортрет





















Лицо, глаза


Р1, Р2.1, Р3,К1.1, К2, К3.1

VI. Первичное закрепление во внешней речи.



- Расскажите о близких людях, которые снисходительны к вашим шалостям и всегда могут дать мудрый совет?



Р1, Р2.1, Р3,К1.1, К2, К3.1

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.










«Ранжирование»

Задание: изобразить любимого пожилого человека, стремиться выразить его внутренний мир.

- Как нарисовать портрет?

  1. Вспомните образ бабушки или дедушки, характерный наклон головы или позу.

  2. Определитесь с размещением изображения на листе бумаге. (Лучше, если это будет поясной портрет или рисунок головы).

  3. Слабыми карандашными линиями намечаем общий размер головы и линию плеч.

  4. Вспомогательными, еле заметными линиями отметить на лице местоположение частей лица.

  5. В пожилом возрасте острее обозначаются черты лица, резко выделяются кости черепа, кожа становится дряблой и обвисшей, испещрённой морщинами. Вокруг рта и носа, у глазничных впадин – складки.

  6. Рисуя волосы, надо помнить, что они лежат по форме головы.

  7. Возрастные особенности

Требования к работе: (алгоритм)

1.Вертикальное расположение листа;

2.Соблюдение пропорций тела, лица;

3. Выразительность законченность;

4. Название работы.

Физкультминутка

«Будем бабуле помогать».

(на первые две строчки дети хлопают в ладоши, а потом жестами показывают те действия, о которых говорится в рифмовке.)

Упражнение

«Будем бабуле помогать».

Раз, два, три, четыре, пять –

Бабулям надо помогать!

Чтобы чистым был наш дом,

Веником мы пол метем.

А теперь без суеты

Моем тряпкою полы.

Всю посуду перемоем,

Стол к обеду мы накроем.

Будем бабушку мы ждать

И с улыбкою встречать


Р1, Р2.1, Р3,К1.1, К2, К3.1

VIII. Включение в систему знаний и повторение.






«Согласен – не согласен»

Выставка работ.

Проверка с эталоном.

  1. При выполнении портрета лист располагаем вертикально?

  2. Тонкими, вспомогательными линиями намечаем части лица?

  3. Прорисовываем глаза, нос, уши, волосы?

Ответы учащихся

Р1, Р2.1, Р3,К1.1, К2, К3.1

IX. Рефлексия учебной деятельности.















«Фантастическая добавка»

Оцените свою работу на уроке:

– Что тебе нужно было сделать?

– Ты выполнил работу?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Что бы ты хотел изменить в своей работе?

А теперь пришло время отправляться на землю, давайте с планеты «Мудрости» нашим бабушкам и дедушкам привезем букет:

Если вам было все понятно и интересно, возьмите яркий цветок, если у вас есть затруднения, возьмите синий цветок.

А теперь закрыли глазки, ровно сели и приготовились к полету.

Ну вот, наш полет окончен, составьте букет и уберите рабочее место.

Уборка рабочего места.


Р1, Р2.1, Р3, Р6, Р7, К1.1, К2, К3.1



Просмотр содержимого презентации
«МУДРОСТЬ СТАРОСТИ»

    Все народы воспевают мудрость старости

    Все народы воспевают мудрость старости

    Выполнить изображение любимого пожилого человека, стремление выразить его внутренний мир.
    • Выполнить изображение любимого пожилого человека, стремление выразить его внутренний мир.
    из словаря Ожегова)

    из словаря Ожегова)

    Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.
    • Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.

    (из словаря Ожегова)

    Рембрандт «Портрет старика в красном»

    Рембрандт «Портрет старика в красном»

    • «Портрет старика в красном» — один из лучших среди портретов 1650-х годов. Человек прошел долгий и нелегкий жизненный путь. На лице — следы забот и тягостных раздумий, лоб изрыт глубокими морщинами, в задумчивом взгляде видна усталость, тяжело покоятся на коленях большие, узловатые руки. Но весь облик старика дышит огромной внутренней силой, духовной мощью. Перед нами умудренный жизненным опытом человек, который вобрал в свою жизнь судьбы многих людей, целых поколений.
    Автопортрет. Леонардо да Винчи

    Автопортрет. Леонардо да Винчи

    • Возраст проявляет, обостряет в лице человека черты его характера и особенности судьбы. Леонардо да Винчи, великий итальянский художник, смотрит с автопортрета решительно и пытливо. Среди мягких спадающих волос мастер резко и жёстко подчеркнул глаза, внимательно и требовательно смотрящие из – под бровей. Это гордый человек большой силы духа. Работа выполнена в конце жизни. Художник стар, но как он привлекателен, сколько ума в его лице!
    Вспомните образ бабушки или дедушки, характерный наклон головы или позу.

    Вспомните образ бабушки или дедушки, характерный наклон головы или позу.

    Определитесь с размещением изображения на листе бумаге. ( Лучше, если это будет поясной портрет или рисунок головы).

    Определитесь с размещением изображения на листе бумаге. ( Лучше, если это будет поясной портрет или рисунок головы).

    Слабыми карандашными линиями намечаем общий размер головы и линию плеч.

    Слабыми карандашными линиями намечаем общий размер головы и линию плеч.

    Вспомогательными, еле заметными, линиями отметить на лице местоположение частей лица.

    Вспомогательными, еле заметными, линиями отметить на лице местоположение частей лица.

    В пожилом возрасте острее обозначаются черты лица, резко выделяются кости черепа, кожа становится дряблой и обвисшей, испещрённой морщинами. Вокруг рта и носа, у глазничных впадин, складки.

    В пожилом возрасте острее обозначаются черты лица, резко выделяются кости черепа, кожа становится дряблой и обвисшей, испещрённой морщинами. Вокруг рта и носа, у глазничных впадин, складки.

    Рисуя волосы, надо помнить, что они лежат по форме головы.

    Рисуя волосы, надо помнить, что они лежат по форме головы.

    Возрастные особенности

    Возрастные особенности

    Вертикальное расположение листа; Соблюдение пропорций тела, лица; Выразительность, законченность; Название работы;
    • Вертикальное расположение листа;
    • Соблюдение пропорций тела, лица;
    • Выразительность, законченность;
    • Название работы;
    Оцените свою работу на уроке: – Что тебе нужно было сделать? – Ты выполнил работу? – Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей? – Что бы ты хотел изменить в своей работе?

    Оцените свою работу на уроке:

    Что тебе нужно было сделать?

    Ты выполнил работу?

    Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

    Что бы ты хотел изменить в своей работе?


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!