СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока ИЗО в 6 классе на тему: "Правила линейной и воздушной перспективы"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит презентацию и конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Правила линейной и воздушной перспективы". Урок разработан по программе Б. М, Неменского. 

Просмотр содержимого документа
«Линейная_и_воздушная_перспектива»

Класс: 6

Тема урока: «Правила линейной и воздушной перспективы»

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: Углубить знания учащихся о пейзаже, расширить знания учащихся о понятии «линейная перспектива» и «воздушная перспектива», познакомить с ее основными правилами и элементами; изобразить пейзаж по правилам линейной и воздушной перспективы.

Задачи:

Образовательные: Расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре искусства; дать понятия правил воздушной перспективы в изобразительном искусстве; показать многообразие форм и красок в изображении пейзажа.

Развивающие: Способствовать развитию творческой и познавательной активности; развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.

Воспитательные: Воспитывать любовь к искусству; воспитывать интерес к природе, умение находить красоту, гармонию, прекрасное в пейзаже; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

УУД:

Личностные УУД: Уважительно относиться к искусству; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Регулятивные УУД: овладевать выразительными средствами изобразительного искусства — композицией, линией, цветом, различными художественными материалами для воплощения собственного художественно-творческого замысла; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре; уметь организовать место занятий.

Познавательные УУД: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные УУД: оказывать помощь и сотрудничество в процессе творческой деятельности; овладеть умением вести диалог; умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; оформлять свои мысли в устной речи; отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого.

Оборудование:

1. Для учителя: презентация по теме урока, иллюстративный материал на доске.

2. Для учащихся: тетрадь для записей, альбом, простые карандаши.

Литература: infourok.ru; nsportal.ru; учебник «Изобразительное искусство. 6 класс» (Л.А. Неменская).









Ход занятия:

Этап урока с указанием минут

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Примечания.

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

(1 мин)

— Приветствие, проверка готовности.

Организация рабочего места.

2. Сообщение темы, задач урока. Актуализация знаний учащихся.

(5 мин)

— На прошлом уроке мы прошли тему «Изображение пространства». О чем же мы говорили? Какие особенности изображения пространства в разные эпохи вы запомнили? Чтобы вам было проще вспомнить, обратите внимание на слайды.

— Хорошо. Тема нашего сегодняшнего урока звучит так — «Правила линейной и воздушной перспективы». На уроке мы повторим правила линейной перспектив, а также изучим еще один вид перспективы — воздушную перспективу.

— Сначала давайте повторим понятия, которые мы изучили на прошлом уроке. Скажите, что такое перспектива? Линия горизонта? Линии схода? Точка схода? Сколько может быть точек схода?

( Перспектива — это система изображения пространства и объемных тел на плоскости.

Линия горизонта — это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя, линия, где нам кажется, что небо встретилось с землёй.

Линии схода — это воображаемые линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывающие положение объекта в перспективе.

Точка схода — воображаемая точка, в которой соединяются линии схода.)

Можете ли вы назвать правила линейной перспективы?

Учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на материал предыдущего урока.

3. Изучение нового материала.

(5 мин)

— Хорошо, молодцы! Я уже упомянула о том, что помимо линейной, существует еще и воздушная перспектива. Чтобы понять, что же это такое, давайте рассмотрим картину художника Исаака Ильича Левитана «Спокойное море».

Что расположено на переднем плане?

Что расположено на заднем плане?

Что происходит с объектами, которые находятся вдали?

— Правильно. В этом и заключается суть воздушной перспективы. Можете ли вы сформулировать определение воздушной перспективы сами, своими словами?

Воздушная перспектива – изменение цвета предметов под воздействием воздушной среды и пространства, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Запишите это определение в тетрадь.

— Воздушная перспектива связана с изменением тонов, поэтому она может называться также и тональной перспективой.

— Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом.

— Обычно принято говорить о планах – переднем (первом), среднем (втором) и дальнем (третьем). На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке.

Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.

Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются.

Задний план. Все сливается в воздушной дымке.

— Вы уже знаете о правилах линейной перспективы. Самое время изучить правила воздушной перспективы.

Правила воздушной перспективы

1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а дальние – обобщённо.

2. Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удалённых - мягче.

3. Удалённые светлые предметы слегка затемняются, а тёмные - осветляются.

4. Ближние предметы изображаются объёмно, а дальние - плоско.

5. Все удалённые предметы в завесе дымки воздуха принимают голубоватый цвет, ближние предметы ярко окрашены.

6. Ближние предметы многоцветны, а удалённые – одноцветны.

Выполним небольшое задание для закрепления материала. Найдите ошибки в изображениях.

(1 слайд. Дорога должна сужаться к линии горизонта. Деревья должны уменьшаться к линии горизонта. Цвет изменяется, бледнеет по мере удаления.

2 слайд. Дорога не должна подниматься выше линии горизонта.

3 слайд. Цвет изменяется, бледнеет по мере удаления. Деревья на переднем плане должны быть самыми высокими, уменьшаясь в размере к линии горизонта.)



- лодка, телега, песчаный берег

- горы, корабль

- они более бледные, расплывчатые










































Учащиеся находят ошибки в изображениях.

4. Практическая работа

(20 мин)

— Перейдем к практической работе. Сегодня мы нарисуем городской пейзаж с двумя точками схода. Расположите свои листы горизонтально. Вспомним, по какому алгоритму мы выполняем рисунок пейзажа: — Намечаем линию горизонта. Отмечаем на ней точку схода, проводим к ней линии от переднего края листа. Объекты рисунка располагаем вдоль этих линий, постепенно уменьшая их размер.

— Для начала, давайте обсудим критерии, по которым будут оцениваться ваши работы (композиция, построение, законченность, аккуратность...) (записать на доске)


5. Анализ рисунков.

(4 мин)

Совместный анализ выполненных рисунков учащихся у доски. Выявление характерных ошибок. Несколько работ желающих анализируют с классом, остальные выставляют без коллективного обсуждения. Все учащиеся в конце урока поднимают работы и показывают друг другу.

Анализ работ одноклассников.

6. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

(3 мин)

Итак, ребята, скажите, о чем мы сегодня говорили на уроке?

Что нового вы узнали?

Что больше всего вам запомнилось?

Что такое перспектива?

Что такое воздушная перспектива?

Назовите основные правила воздушной перспективы?

Что такое точка схода?

Что такое линия горизонта?

Какие картины вы запомнили из представленных на уроке?

Чем они вам понравились?

Ответы на вопросы.



Просмотр содержимого презентации
«Линейная и воздушная перспектива»

«Райский сад» (Германия, XV век)

«Райский сад» (Германия, XV век)

Икона XVI века

Икона

XVI века

ПРАВИЛА ЛИНЕЙНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

ПРАВИЛА ЛИНЕЙНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

— это система изображения пространства и объемных тел на плоскости. Перспектива  — это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя Линия горизонта

— это система изображения пространства и объемных тел на плоскости.

Перспектива

 — это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя

Линия горизонта

— это воображаемые линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывающие положение объекта в перспективе. Линии схода Точка схода — воображаемая точка, в которой соединяются линии схода.

— это воображаемые линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывающие положение объекта в перспективе.

Линии схода

Точка схода

— воображаемая точка, в которой соединяются линии схода.

И. К. Айвазовский «Спокойное море»

И. К. Айвазовский «Спокойное море»

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА   — это изменение цвета предметов под воздействием воздушной среды и пространства, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя. ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ТОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

  — это изменение цвета предметов под воздействием воздушной среды и пространства, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

ТОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Передний план.  Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен. Средний план.  Объем и цвет постепенно смягчаются. Задний план.  Все сливается в воздушной дымке.

Передний план.  Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.

Средний план.  Объем и цвет постепенно смягчаются.

Задний план.  Все сливается в воздушной дымке.

Правила воздушной перспективы 1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а дальние – обобщённо. ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ «ВЕНЕЦИЯ» 1842

Правила воздушной перспективы

1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а дальние – обобщённо.

ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ «ВЕНЕЦИЯ» 1842

2. Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удалённых – мягче. АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ» 1879

2. Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удалённых – мягче.

АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ» 1879

3. Удалённые светлые предметы слегка затемняются, а тёмные – осветляются. ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ «ВИД НА ОКУ РЕКУ С ВОСТОЧНОГО БЕРЕГА» 1898

3. Удалённые светлые предметы слегка затемняются, а тёмные – осветляются.

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ «ВИД НА ОКУ РЕКУ С ВОСТОЧНОГО БЕРЕГА» 1898

4. Ближние предметы изображаются объёмно, а дальние - плоско. ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН «РОЖЬ» 1878

4. Ближние предметы изображаются объёмно, а дальние - плоско.

ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН «РОЖЬ» 1878

5 закон – Все удалённые предметы в завесе дымки воздуха принимают голубоватый цвет, ближние предметы ярко окрашены. ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ «МОКРЫЙ ЛУГ» 1872

5 закон – Все удалённые предметы в завесе дымки воздуха принимают голубоватый цвет, ближние предметы ярко окрашены.

ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ «МОКРЫЙ ЛУГ» 1872

6 закон – Ближние предметы многоцветны, а удалённые – одноцветны. ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» 1895

6 закон – Ближние предметы многоцветны, а удалённые – одноцветны.

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» 1895

Найти ошибки  Дорога должна сужаться к линии горизонта  Деревья должны уменьшаться к линии горизонта  Цвет изменяется, бледнеет по мере удаления

Найти ошибки

Дорога должна сужаться к линии горизонта

Деревья должны уменьшаться к линии горизонта

Цвет изменяется, бледнеет по мере удаления

Найти ошибки  Дорога не должна подниматься выше линии горизонта

Найти ошибки

Дорога не должна подниматься выше линии горизонта

Найти ошибки Цвет изменяется, бледнеет по мере удаления Деревья на переднем плане должны быть самыми высокими, уменьшаясь в размере к линии горизонта

Найти ошибки

Цвет изменяется, бледнеет по мере удаления

Деревья на переднем плане должны быть самыми высокими, уменьшаясь в размере к линии горизонта


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя