СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока:Как стать личностью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока:Как стать личностью»

Конспект урока №

Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________

Тема урока: Как стать личностью

Цели и задачи: познакомить с признаками человека как лич­ности, проявлениями индивидуальности; характеризовать этапы становления личности; называть факторы, влияющие на выбор профессии.

Планируемые результаты: предметные: применять понятий­ный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий личность, мировоззрение, жизненные ценности; определять фак­торы, влияющие на становление и развитие личности; харак­теризовать этапы становления личности; исследовать влияние общества на процесс формирования личности; решать познава­тельные и практические задачи в рамках изученного материала; формировать относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; объяснять явления социаль­ной действительности;

метапредметные УУД— 1) коммуникатив­ные: организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,

мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятель­ности;

2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соот­носить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; осваивать основы проектно-исследовательской деятельности;

3)познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализиро­вать материал учебника и дополнительный материал; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания общество­ведческой информации; предъявлять результаты своей деятель­ности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы; личностные УУД: формирование познавательного интереса к из­учению процесса становления и развития личности, важнейших нравственных ориентиров для гражданской, социальной, культур­ной самоидентификации личности; определение своей жизненной позиции (смысл, цели, интересы и т. д.); формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

  1. Радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества, открытый разрыв с преды­дущим состоянием:

  1. регресс 3) революция

  2. прогресс 4) эволюция

  1. Термин «научная революция» был введен:

  1. Томасом Куном

  2. Николаем Коперником

  3. Галилео Галилеем

  4. Альбертом Эйнштейном

  1. Процесс постепенного изменения, развития природы и об­щества:

  1. регресс 3) революция

  2. прогресс 4) эволюция

  1. Изменение в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законо­дательным путем:

  1. реформа 3) революция

  2. прогресс 4) эволюция

  1. Переход первобытных общин от охоты и собирательства к сельскому хозяйству:

  1. промышленная революция

  2. неолитическая революция

  3. культурная революция

  4. научно-техническая революция

  1. Переход от преимущественно аграрной экономики к ин­дустриальному производству, в результате которого происходит трансормация аграрного общества в индустриальное:

  1. промышленная революция

  2. неолитическая революция

  3. культурная революция

  4. научно-техническая революция

  1. Переход от менее совершенных форм организации деятель­ности к более совершенным:

  1. общественный регресс 3) революция

  2. общественный прогресс 4) реформа

  1. Начало промышленной революции связывают с изобрете­нием:

  1. парового двигателя 3) компьютера

  2. ядерной энергии 4) электричества

  1. Процесс всемирной экономической, политической и куль­турной интеграции и унификации:

  1. идентификация 3) глобализация

  2. персонализация 4) монополизация

  1. Установите соответствие с помощью стрелок.

  1. Глобализация А) ограничение места действия,

распространение явления

  1. Локализация Б) преобразование аграрного об­

  1. укрепление связей между народами, рост взаимопонимания между ними

  2. стремление всех стран к опоре на собственные силы, достижение каждой из них полной экономической не­зависимости

  3. отношение к человеческой жизни как к высшей ценности

  4. ограничение миграции населения из бедных стран в богатые


  1. Из двух суждений: а) один из важнейших факторов, спо­собствующих процессу глобализации, — развитие экономических и финансовых связей; б) в процессе глобализации происходит усиление экономической интеграции, развитие международной торговли, формирование международных валютных зон:

  1. верно только а 3) верны оба суждения

  2. верно только б 4) оба суждения неверны


  1. Глобальные проблемы современности:

  1. экологический кризис

  2. нестабильность политической обстановки в Турции

  3. увеличение числа беженцев

  4. разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными странами

  5. война в Ливии

  6. международный терроризм


  1. Установите соответствие с помощью стрелок.

  1. Глобальные проблемы А) засухи, вызванные суховеем

Б) наводнения из-за сезонных дождей

  1. Региональные проблемы В) продовольственная проблема

Г) загрязнение Мирового океана

Д) распространение СПИДа

Е) разрушение озонового слоя

Ответ: 1 — В, Г, Д, Е; 2 — А, Б.


  1. Установите соответствие с помощью стрелок.

  1. Реформа А) взятие Бастилии

Б) отмена крепостного права в России

  1. Революция В) введение рекрутской повинности

в России

Г) освободительная война в Нидерландах Ответ: 1 — Б, В; 2 — А, Г.


  1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Революция ужасна и жутка, она уродлива и насильственна, как уродливо и насильственно рождение ребенка, уродливы и насиль­ственны муки рождающей матери, уродлив и подвержен насилию

рожающийся ребенок... И на русской революции, быть может боль­ше, чем на всякой другой, лежит отсвет Апокалипсиса. Смешны и жалки рассуждения о ней с точки зрения нормативной религии и морали, нормативного понимания права и хозяйства. Озлоб­ленность деятелей революции не может не отталкивать, но судить о ней нельзя исключительно с точки зрения индивидуальной морали (Н.А. Бердяев).

  • Как Н.А. Бердяев оценивает революцию?

  • Согласны ли вы с позицией философа? Выскажите свою точку зрения.

  • Согласны ли вы с выводом, что всякая революция есть за­кономерный результат развития общества?

(Проверка выполнения заданий.)

  1. Введение в новый материал

Сегодня мы исследуем процесс становления личности, вы­явим качества, характеризующие сильную личность.


Тема урока «Как стать личностью».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)


План урока

  1. Человек, индивид, личность.

  2. Жизненные ценности и ориентиры.

  3. Становление личности.

  4. Кто помогает стать личностью?

Проблемные вопросы

  • Почему людей волнуют вопросы о смысле жизни?

  • Как сделать правильный выбор жизненных целей?

  • Может ли человек стать личностью вне общества?

  • Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Однажды Хинг Ши сидел на берегу небольшого, но очень живо­писного озера с одним из своих учеников. Воздух был напоен тонкими ароматами, ветер практически затих, и зеркальная гладь водоема отра­жала в себе все окружающее с невероятной четкостью. Совершенство природы, ее чистота, невольно порождали мысли о гармонии. По­этому, спустя какое-то время, Хинг Ши обратился к своему ученику с вопросом:

  • Янг Ли, скажи, когда по-твоему наступит полная гармония в че­ловеческих отношениях? Юный и любознательный Янг Ли задумался, а потом сказал:

  • Мне кажется, гармония в отношениях между людьми наступит только тогда, когда все люди придут к единому мнению, будут мыс­

лить одинаково, станут как бы отражением друг друга. Тогда не будет ни разногласий, ни споров. Но разве такое возможно?

  • Нет, — задумчиво ответил Хинг Ши, — это невозможно, да и не нужно. Ведь в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание человека, потеря его внутреннего «Я», индивидуально­сти. Люди стали бы не столько отражением, сколько тенью друг друга.

Немного помолчав, мудрец добавил:

  • Гармония в человеческих отношениях станет возможна лишь тогда, когда каждый человек будет стремиться не к единению мне­ния или подражанию другим, но к уважению права другого человека на выражение своей индивидуальности.

Вопросы к классу

  • Как вы поняли смысл этой притчи?

  • Какое отношение она имеет к теме нашего урока?

(Ответы учеников.)

  1. Работа по теме урока

  1. Человек, индивид, личность

Человек в разные периоды своей жизни задумывается над во­просами: Кто я? какой я? для чего я пришел в этот мир? что я могу для него сделать? Для человека нет более увлекательного путеше­ствия, чем познание самого себя. Древнегреческий поэт Софокл говорил: «Много есть чудес на свете, // Человек их всех чудесней».

Если человек попытается ответить на вопрос «Кто я?», у него получится длинный перечень свойств и качеств, отражающих раз­личные стороны его натуры.

  • Составьте список признаков, характеризующих вас как человека, индивида и личность. (На выполнение задания отводится 1—2 мин.)

  • Проанализируйте этот список (какие признаки вы выде­ляете, какие ставите на первое место, какие менее важны для вас).

Признаки можно разделить на три группы: личностные, ин­дивидные, индивидуальные. Признаки, которые могут быть вы­делены у всех людей (цвет глаз, рост, речь, разум, способность использовать орудия труда), называют индивидными.

Запись в тетради

Индивид (от лат. individuum — отдельный человек, неделимое) — отдельно взятый человек как представитель человеческого рода.

  • Изучите и прокомментируйте схему (см. с. 52).

(Комментарии учащихся.)

Для того чтобы стать личностью, нужно обладать важными для общества качествами и проявлять эти качества в разнообраз-




ной деятельности и различных социальных ролях (роль тружени­ка, семьянина, творца, защитника справедливости и др.).

Попробуем создать графическую модель личности. Какие компоненты входят в понятие «личность»?

(Ученики выдвигают гипотезы, учитель их классифицирует. В ходе выполнения задания составляется схема.)




  • Какой компонент вы бы поставили на первое место? По­чему?

(Ответы учеников.)

  • Назовите качества, которыми, на ваш взгляд, должна обла­дать личность.

(Ответы учеников.)

Вывод. Личность должна обладать не только важными для об­щества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности.

  1. Жизненные ценности и ориентиры

Чем определяется социальное поведение человека? Почему люди, проживающие в одном городе или поселке, посещающие одни и те же детские учреждения, работающие на одном произ­водстве, проводящие свой досуг аналогичным образом, в одной и той же ситуации ведут себя по-разному? Почему одни во время Великой Отечественной войны совершали подвиг, а другие без со­противления сдавались врагу? Почему один из нас, проходя мимо человека, которому требуется помощь, обязательно остановится и поможет, а другой пройдет мимо?

  • Послушайте отрывок из ранней повести М. Горького.

Рабочий материал

Отрывок из повести М. Горького «Старуха Изергиль»

...И вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, кото­рый шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожа­щей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

  • Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас. Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!

  • Вы сказали: «Веди!» — и я повел! — крикнул Данко, становясь против них грудью. — Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их еще более.

  • Ты умрешь! Ты умрешь! — ревели они.

А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на липах их благородства, и нельзя было ему ждать поща­ды от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еше ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

  • Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замол­чал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма раз­летелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

  • Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высо­ко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бе­гущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зре­лищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река...

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое серд­це. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...

Вопросы для дискуссии

  • Как вы можете объяснить поступок Данко?

  • Можно ли назвать Данко личностью?

  • Являются личностями люди, которых Данко вывел из тем­ного леса?

(Проводится мини-дискуссия.)

Представьте, что вы уже стали взрослыми людьми. В чем смысл вашей жизни? Это очень непростой вопрос. С одной сто­роны, он свидетельствует о достижении некоторого порога зре­лости, а с другой — нередко порождается неудовлетворенностью собой, характером взаимоотношений с окружающими, иногда и чувством одиночества. Человеку свойственно проектировать свою жизнь, сознавать ее нужной, оправданной. Не последнее место среди жизненных ценностей и ориентиров принадлежит профессиональному выбору.

  • А всегда ли правильно люди делают свой выбор? Что необ­ходимо учитывать при выборе профессии?

(В ходе обсуждения этих вопросов можно составить следую­щий перечень.)

Советы молодым людям, которые выбирают будущую профессию

  1. Необходимо убедиться в том, что при выборе профессии вы не ошиблись в оценке собственных способностей и по­требностей.

  2. Вы должны хорошо представлять, где ваши знания впослед­ствии вам пригодятся, где они будут востребованы.

  3. Необходимо осознавать, чем вам придется заниматься (представлять круг ваших обязанностей, «плюсы» и «ми­нусы» будущей работы).

  4. Вы должны уметь соотнести понравившуюся вам специ­альность с общественными потребностями (представлять, насколько она будет востребована).

Виды деятельности человека можно классифицировать сле­дующим образом.

Виды деятельность

п/п

Группа

Профессия

1

«Человек — природа»

Биолог, физик, геолог

2

«Человек — техника»

Инженер, конструктор, водитель

3

«Человек — человек»

Учитель, психолог, журналист

4

«Человек — знаковая си­стема»

Филолог, программист, статистик

5

«Человек — художествен­ный образ»

Художник, актер, поэт, музыкант



С помощью теста проверим, какими склонностями вы обла­даете. Он поможет выявить вашу профессиональную направлен­ность.

Рабочий материал

Тест «Профессиональная ориентация»

Отметьте высказывания, верно передающие ваш характер. Вы можете отметить столько высказываний, сколько найдете нужным, но стремитесь ограничить свой выбор только теми из них, которые подходят вам больше всего.

  1. А) Я люблю командные виды спорта.

Б) Я увлекаюсь разгадыванием кроссвордов.

В) Я всегда готов(а) дать совет, если другим он нужен.

Г) Мне нравится говорить по телефону.

Д) Я машинально рисую в своих записных книжках.

Е) Мне нравится все вокруг.


  1. А) Мне нравится работать руками.

Б) Я всегда составляю список дел, которые нужно выполнить.

В) Я бы хотел (а) работать на самого себя, чем на кого-то другою.

Г) Мне доставляет удовольствие помогать людям.

Д) Мне нравится напрягать свое воображение.

Е) Я увлекаюсь естественными науками.


  1. А) Я умею обращаться с инструментами.

Б) Моя комната всегда находится в образцовом порядке.

В) Я бы хотел(а) работать не в одиночку, а в коллективе.

Г) Я не стесняюсь высказывать свое мнение.

Д) Мне нравится идти в ногу с модой.

Е) Я люблю читать энциклопедию подряд, страницу за страницей.



  1. А) Я предпочитаю находиться на открытом воздухе, нежели

в помещении.

Б) Математика — это то, что я знаю лучше всего.

В) Я хотел (а) бы участвовать в представлении, а не наблюдать за ним.

Г) Когда мне нужно решить возникшую проблему, я прибегаю к чужому совету.

Д) Я всегда принимаю решения самостоятельно.

Е) Меня интересует природа.


  1. А) Домашние животные доставляют мне массу удовольствия.

Б) Мой почерк аккуратный и разборчивый.

В) Я бы хотел(а) сделать политическую карьеру.

Г) Я веду дневник.

Д) Я предпочитаю работать самостоятельно.

Е) Я разбираю вещи, чтобы понять, как они устроены.


Ключ к тесту

Подсчитайте, сколько раз вы отметили каждую букву. Если вы от­метили одну и ту же букву четыре или пять раз, то вы можете выбрать профессию, родственную тем, что перечислены в соответствующей группе. Если ни одну букву вы не отметили хотя бы 4 раза, то ваши интересы находятся еще в стадии становления.

Группа А. Возможно, вы умеете обращаться с инструментами. Мо­жет быть, вам нравится садоводство. Может быть, недавно вы сделали книжную полку или сконструировали шкафчик для инструментов. Может быть, как раз сейчас вы обдумываете свой очередной проект. Такие дарования нужны для многих профессий. Вы должны поближе познакомиться с теми профессиями, где необходимо умение работать практически.

Профессии: инженер-строитель, тренер, летчик, фермер, ветери­нар, плотник, строительный рабочий, подрядчик, лесничий, садовод- декоратор.

Группа Б. Наверное, вам уже не раз приходилось подсказывать другим людям, где они забыли свои ключи или очки. Решение мате­матических задач представляет для вас увлекательную, а не рутинную работу. Может быть, друзья обращаются к вам за помощью на лабо­раторных занятиях или одалживают ваши конспекты, готовясь к эк­замену. Вам может доставить удовольствие заниматься спортивной статистикой, играть в карты, шашки или шахматы. С такими интере­сами вам имеет смысл обратить внимание на профессии, требующие определенных организаторских способностей и детального анализа.

Профессии: программист, бухгалтер, банкир, авиационный ин­женер, библиотекарь, медицинский техник, финансовый аналитик.

Группа В. Способность убеждать людей составляет одну из силь­ных черт вашего характера. Может быть, вы староста в классе или один из тех, кого обычно делают ответственным за какое-либо класс­ное мероприятие. Может быть, вы такой человек, который, работая в коллективе, может перепоручить товарищам выполнить часть своей работы. С такими способностями у вас есть шансы преуспеть в про­фессиях, где требуется руководить, убеждать, распоряжаться и давать указания.

Профессии: предприниматель, офицер вооруженных сил, адвокат, продавец-консультант, управляющий отелем, политик, директор шко­лы, специалист по работе с кадрами.

Группа Г. Возможно, вы часто принимаете добровольное участие в классных мероприятиях. Может быть, вы проводите массу време­ни, разговаривая по телефону с друзьями. Возможно, вам нравится подрабатывать, ухаживая за маленькими детьми, или заниматься ко­мандными видами спорта только ради удовольствия. С такими инте­ресами вам имеет смысл выбрать профессию, связанную с общением с людьми.

Профессии: учитель, врач, рекламный агент, репортер, работник сферы социального обеспечения, руководитель конторы, медсестра, психолог.

Группа Д. Вам нравится рассказывать анекдоты и забавные ис­тории. Может быть, вы ведете дневник, в который записываете раз­личные происшествия. Может быть, вам нравится иногда строить воздушные замки. К вам, должно быть, обращаются друзья с прось­бами помочь в выборе одежды или придумать поздравление ко дню рождения. С такими задатками и интересами вы можете подумать о выборе профессии, для которой важны творческие способности и самобытность.

Профессии: актер, художник , музыкант, писатель, дизайнер, ар­хитектор, фотограф, хореограф.

Группа Е. Вам нравится чинить разные вещи, а также разбирать их, чтобы понять, как они устроены. Может быть, вы увлекаетесь биологическими науками. Ваша любознательность заставляет вас по­стоянно искать ключи к разгадке стоящих перед вами задач. Может быть, вам нравится бывать в новых местах, узнавать интересные фак­ты. С такими интересами вы, вероятно, захотите выбрать профессию, где требуются аналитические способности.

Профессии: ученый-естествоиспытатель, следователь, ученый-ис­следователь, юрист, профессор, инженер-механик, психиатр, инже­нер-электротехник, специалист в области маркетинга.

(Обсуждение результатов тестирования.)



  1. Становление личности

Личностью невозможно стать, если нет собственного взгляда на мир, т. е. мировоззрения.

Запись в тетради

Мировоззрение — система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Обусловливает направленность лично­сти — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих дея­тельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

Убеждение — устойчивый взгляд на мир, следование своим идеалам и принципам, стремление воплотить их в жизнь через действия и поступки.

— Изучите и прокомментируйте таблицу.



ТИПЫ мировоззрения

Тип

Характеристика

Обыденное

Взгляды, в основе которых — прямые выводы из на­блюдаемой действительности

Научное

Теоретическое осмысление результатов научной дея­тельности людей, обобщенных итогов человеческого познания

Религиозное

Признание сверхъестественного начала. Поддержива­ет в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.)

(Комментарии учащихся.)

Общество состоит из людей с различными, иногда диаме­трально противоположными, взглядами. Это разнообразие обо­гащают общество, предоставляет широкие возможности для фор­мирования личности.

Изучив материал рубрики «Документ» на с. 39 учебника, выполните задание к нему.

(Проверка выполнения задания. Возможно проведение мини­дискуссии.)

Работая с п. 3 § 5 учебника, исследуйте этапы становления личности и заполните таблицу.


Фазы становления личности

Адаптация

Индивидуализация

Интеграция

Освоение норм, действую­щих в той или иной груп­пе, и овладение приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы

Поиск средств и способов для обозначения своей индивиду­альности

Стремление най­ти лучшее при­менение своим индивидуальным свойствам

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)


  1. Кто помогает стать личностью?

Процесс становления личности обществоведы называют со­циализацией.

Запись в тетради

Социализация (от лат. socialis — общественный) - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функциони­рования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Изучите и прокомментируйте иллюстрации на с. 41 учеб­ника.

(В ходе выполнения задания составляется схема.)






Расширение и углубление социализации происходит:

  1. в сфере деятельности:

  • расширение видов деятельности;

  • ориентировка в системе каждого вида деятельности;

  1. в сфере общения:

  • расширение круга общения, углубление его содержания;

  • развитие навыков общения;

  1. в сфере самосознания:

  • формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности;

  • осмысление своей социальной принадлежности, социаль­ной роли и т. д.

Потребность индивида стать личностью у одних развита в большей степени, а у других — в меньшей.

Вопросы для дискуссии

  • Кто и как влияет на формирование личности?

  • В каком обществе будет цениться личность человека?

  • Какую роль в формировании личности играет нравственное начало?

(Проводится мини-дискуссия. В ходе работы вырабатываются тезисы, которые заносятся в тетрадь.)

Запись в тетради

  1. Социальная среда, прежде всего родители, могут форми­ровать и развивать потребность в ребенке быть личностью.

  2. Социальная среда может заглушить желание стать личностью.

  3. Чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность.

  4. Между развитием личности и общества существует прямая связь.

  5. Стать личностью можно только в том случае, если развивать в себе нравственное начало.



  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

  1. Отобразите графически (в виде «древа личности») свои личностные характеристики. Устно объясните, почему те или иные качества вы поместили в каждой из частей схемы. Примите к сведению, что «почва», в которую уходит корнями древо — это ваше генетическое наследство. «Корни» могут вбирать в себя ге­нотипические свойства матери или отца (других родственников, на которых чем-то похож в своем поведении и проявлениях че­ловек). «Ствол» — формирующиеся в процессе развития психиче­ские свойства, определяемые взаимодействием базовых особен­ностей человека с окружением. Стволовая часть символически означает характер, эмоции, интеллект, коммуникативный стиль (способ общения с другими людьми). «Крона» охватывает сферу

интересов, познавательной активности, моральных качеств. Ее в значительной степени формирует окружение, среда. Высшие уровни личности, впитывая культурно-исторические ценности, избирательно тянутся к одним явлениям жизни, людям, сферам интересов, видам деятельности и отталкиваются от других.


  1. Проведите небольшое социологическое расследование. Предложите одноклассникам составить список из 10 зрелых личностей. Обратите внимание, есть ли в предложенном перечне личностей наши современники. В какой сфере деятельности пре­имущественно проявляют себя эти личности? Проанализируйте результаты.


  1. Прокомментируйте стихотворение.

Размышления пилигрима (Дорога)

Нам притча о дереве, доме и сыне Среди чепухи — словно в сене иголка.

В бумаге, папирусе, камне и глине Она переходит от предков к потомкам.

Но чтобы все было спокойно и чисто Из дома не суйся, забудь о дорогах —

Ты в новых краях не найдешь новых истин,

Ну а горизонт обозрим и с порога.

Но если однажды уйдешь ты из дому,

Направишь шаги свои в сторону света,

А выбрать какую — подвластно любому Согласно компаса значкам и приметам.

Дорога подхватит, помчит и завертит,

И будет легко, будет радость открытий.

Но это вначале — хотите, поверьте,

Не верите мне — так пойдите, спросите!

Походку лихую заменит усталость,

Об камень споткнешься совсем не от лени.

Дорога не знает про боль и про жалость —

Не сможешь идти — поползешь на коленях!..

Но если захочешь оставить дорогу,

К реке доберешься запить боль и горе,

Подхватит поток — перекаты, пороги,

И вынесет в самое черное море...

Не слушал совета, поверил в приметы?

Ты просто не ту выбрал сторону света!

(К. Куксин)

  1. Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане один человек. Ксанф пришел в баню и усидел, что там много народа.

  • Почему ты обманул меня? — закричал он на Эзопа.

  • Взгляни на этот камень, — ответил Эзоп. — Он лежал у поро­га, все спотыкались, но никто не убрал его. Нашелся лишь один, который, споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он единственный человек в этой бане.

  1. В каком значении употреблял понятие «человек» Ксанф?

  2. В каком значении употреблял понятие «человек» Эзоп?

  3. Какие особенности личности Эзопа проявились в этой ситуации?


  1. Определите высказывания, характеризующие зрелую лич­ность. Свое мнение аргументируйте.

  1. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя (В. Ленин).

  2. Каждый человек — индивидуальность, даже если он не личность (И. Шевелев).

  3. Каждый человек — исключение (К. Ижиковский).

  4. Каждый человек есть художник своей собственной жизни, черпающий силу и вдохновение в себе самом (С.Н. Булгаков).

  5. Человек от человека — как земля от неба.

  6. Если человек захочет — гору на гору поставит.

  7. Что испортит один, того не исправит и тысяча человек. (Проверка выполнения заданий.)

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам составить синквейн со словом «личность».

Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к проблеме.

Первая строка — одно ключевое слово (существительное), определяющее содержание синквейна.

Вторая строка — два прилагательных, характеризующих дан­ное понятие.

Третья строка — три глагола, показывающих действие понятия. Четвертая строка — короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Пятая строка — одно слово (обычно существительное), вы­ражающее чувства, ассоциации автора, связанные с данным по­нятием.

Пример: Личность.

Неповторимая, единственная.

Формируется, становится, определяет.

Личность — единство множества и множество единства. Персона.


Домашнее задание

Прочитать § 5 учебника.

Выполнить задания 1 или 2 рубрики «В классе и дома» на с. 42 учебника (на выбор).

Написать эссе на тему «Индивидуальность — это неповтори­мый набор красок для шедевра под названием “Личность”, но еще вовсе не сам шедевр» (В. Гаврилов).



18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!