СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Как восстание Спартака характеризует рабство в древнем Риме"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели обучения:

5.1.2.2 определять  особенности рабства в Древнем мире  

5.3.2.3 описывать восстание Спартака в Древнем Риме, выявляя его причины.

Цели урока: Учащиеся должны дать полное  описание  восстания  Спартакаи объяснять как данное событие оказало влияние социально-экономическое, социально-политическое, социально-культурное развитие Древнего Рима

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«30 урок. КСП Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме»

Раздел долгосрочного плана:

Раздел 4А: Древний Рим

КГУ СШ №1 г.Есиль ОО Есильского района

Дата: 17.04.2018

Пунегова Л.А.

Класс: 5 класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме?

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

5.1.2.2 определять особенности рабства в Древнем мире

5.3.2.3 описывать восстание Спартака в Древнем Риме, выявляя его причины

Цели урока

Учащиеся должны дать полное описание восстания Спартакаи объяснять как данное событие оказало влияние социально-экономическое, социально-политическое, социально-культурное развитие Древнего Рима


Языковые цели.


Развитие навыков чтения, говорения

Учащиеся смогут: Использовать академический язык в обсуждении исторических факторов (восстание рабов, гладиаторы, консулы). Империя, Республика, Плебеи и патриции, Принципат, Доминат,Трибун, Сенат , Цезарь

Критерии успеха

  • Ориентируется в изменениях в социальных и внешнеполитических и внутриполитических процессах Древнем Риме

  • Определяет (не менее 3-х) черт отрицательных сторон рабовладельческого строя в Древнем Риме

  • Анализирует и выявляет общие черты и последствия восстания Спартака

  • Оценивает влияние на внутриполитическую ситуацию в Риме (борьба за власть между Гнеем Помпеем, Марком Крассом, Юлием Цезарем)

Привитие ценностей



Данный урок прививает у учащихся такие ценности как уважение к историческому прошлому своего и других народов, уважение друг другу при работе с практическими заданиями, уважение общечеловеческих ценностей

Межпредметные связи

Данный урок связан с географией при работе с картой и с русским языком при работе с текстовым материалом

Навыки использования ИКТ

В ходе проведения данного урока используется интерактивная доска для визуализации материала в ходе выполнения практических заданий.

Исторический концепт (фокус) темы:

интерпретация


Предварительные знания


Как римская культура отражает древнее Римское общество

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

3 -5 минут

Приветствие учащихся. Опрос предыдущего материала


презентация

Середина урока



10 минут














































6 минут








15 мин




































1







Проведение мозгового штурма.

Покажите на карте территории захваченные Римом?

По какому принципу формировалась Римская империя?

Почему Римская империя совершала захватнические походы?

Почему работорговля получило широкое распространение в Римской империи?

Кто такие рабы? (Рабы – люди, находящиеся в собственности другого человека).Господин целиком владеет личностьюсвоего рабана правах собственности). 
Перечислите источники рабства.

1. Захват пленников в войнах.

2. Захват пиратами людей и продажа их в  рабство.

3. Дети рабов становилисьрабами.

4. Неуплата налогов (долговая кабала). 
Где использовался труд рабов? 

(В сельском хозяйстве, на рудниках и  каменоломнях, в домах богатых римлян, в строительстве, в гладиаторских боях).

Как вы думаете, каким было отношение к рабам? 

(Их наказывали оплеухами, поркой, держали в оковах. Любой раб был бесправен, считался вещью)


Кто такие гладиаторы? Чем их положение отличалось от положения других рабов?

Рабы боролись или смирились со своим положением?

Какие формы борьбы вы можете назвать?

Что такое заговор и восстание?

Вам дано два определения, подумайте и ответьте на вопрос к какому понятию относиться каждое из них.

тайное соглашение о совместных действиях против кого-нибудь в политических и других целях

массовое вооруженное выступление против существующей власти.

Заговоры – тайное соглашение о совместных действиях против кого-нибудь в политических и других целях.

Восстания – массовое вооруженное выступление против существующей власти.

Проведите исследование различных аспектов темы, используя учебные пособия, вебсайты и другие ресурсы. Вопросы исследования включают:

Какое влияние на военные походы оказывала экономика Римской империи, в чем их взаимосвязь?

В чем выражалась социальная, экономическая, культурная и политическая слабость Римской Империи?


Просмотр документального фильма

https://www.youtube.com/watch?v=LfMVlddAzDg

Восстание Спартака. Семь дней истории. Или

https://www.youtube.com/watch?v=dYOPgcKTC_0

Восстание Спартака

Деление учащихся на группы

Исследовательская работа с учениками дается ситуация материал приведен ниже в процессе групповой работы ученики анализируют первоисточник историка Аппиана о восстании Спартака

Какие качества позволили Спартаку возглавить восстание?

Работа с контурной картой и текстом

(к тексту прилагается контурная карта и задания)

( выполнив задание в контурной карте, учащиеся фиксируют все на карте и на доске)

  1. Надпишите название города, в котором началось восстание гладиаторов, поставьте дату начала восстания.

  2. Обозначьте место первого лагеря восставших, надпишите название горы, на которой он находился.

  3. Начертите направления походов войск восставших.

  4. Надпишите название реки, до которой дошли на севере восставшие.

  5. Надпишите название острова, на который хотел переправиться Спартак.

  6. Обозначьте место укреплений, построенных по приказу Красса.

  7. Обозначьте место последнего сражения восставших. Отмечают основные даты.

Дополнительно после видеосюжета о рабах, предложить высказать мнение о том, как жилось рабам?


Карточки с причинами восстания и поражения - учащимся разложить карточки по степени важности.

После презентации работ групп определить наиболее важную причину восстания и его поражения.

Попросите учащихся продолжить предложение:

«Восстание Спартака произошло потому, что…»

В завершение урока учащиеся должны определить причины борьбы рабов против господ, основанные на условиях их жизни и труда.

Каково значение восстание Спартака?

Какими из этих качеств обладал Спартак?(поставьте « +» там,если считаете, что положение верно) 

а) к рабам относились не как к людям, а как к имуществу;
б) почти у всех римских граждан были рабы; 
в) в результате завоеваний в Риме появилось много рабов; 
г) восстание Спартака одержало победу

В конце урока учащимся предложить:

1) определить цели следующего урока.

2) спросить чему они научились сегодня на истории.


Видеоролик о рабах

https://www.youtube.com/watch?v=U4hSbh4Sww8


Презентация и иллюстрации о восстании рабов в Италии:

http://www.stihi.ru/2011/02/13/9896

http://ppt4web.ru/istorija/rabstvo-v-drevnem-rime.html

http://prezentacii.com/istorii/2759-rabstvo-v-drevnem-rime.html

Раздаточный материал


История Древнего мира 5 класс издательство НИШ


http://www.agitclub.ru/museum/revolution1/spar/bunt08app.htm


Конец урока

4 минуты

Подведение итогов урока. Домашнее задание знать основные события, прочитать материал в карточках, обратив внимание на карту Римской империи в начале завоевательных войн и в период ее окончания.

Написать эссе на тему «Спартак-освободитель порабощенных»

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Дифференциация осуществляется при взаимоподдержки учащихся друг с другом при работе с карточками, в помощи учителя, - скрытая дифференциация

Явная дифференциация при объёме в карточках текстового материала

Оценивание происходит согласно критериям успеха в ходе всего урока

Соблюдение техники безопасности при показе видео файлов с помощью интерактивной доски, использование «подвижных методов» при работе с картой

Рефлексия по уроку


Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Цели урока были вполне понятны и реалистичны и достижимы. Учащиеся достигли целей обучения. Дифференциация была осуществлена скрытого порядка - учитель оказывал поддержку учащимся в ходе выполнения заданий на уроке. Отступления от плана урока не было, временные рамки были выдержаны только в некоторых классах











Просмотр содержимого презентации
«30 урок. Как восстание Спартака характеризует рабство в древнем Риме»

Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме?

Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме?

5.1.2.2 определять особенности рабства в Древнем мире  5.3.2.3 опис ывать восстани е Спартака в Д ревне м Рим е, выявляя его причины
  • 5.1.2.2 определять особенности рабства в Древнем мире
  • 5.3.2.3 опис ывать восстани е Спартака в Д ревне м Рим е, выявляя его причины

Цель Обучения

Составить полное описание восстания Спартака и объяснять как данное событие оказало влияние социально-экономическое, социально-политическое, социально-культурное развитие Древнего Рима
  • Составить полное описание восстания Спартака и объяснять как данное событие оказало влияние социально-экономическое, социально-политическое, социально-культурное развитие Древнего Рима

ЦельУрока

Опрос предыдущей темы Как культура отражала развитие древнеримского общества? Почему в названии многих европейских городов встречается частица «честер» или «кастр»? Какие, с вашей точки зрения, самые значительные сооружения возвели римляне? Какие науки получили развитие в Риме? Достижением римлян является право. А все ли жители Рима имели равные права?

Опрос предыдущей темы

Как культура отражала развитие древнеримского общества?

Почему в названии многих европейских городов встречается частица «честер» или «кастр»?

Какие, с вашей точки зрения, самые значительные сооружения возвели римляне?

Какие науки получили развитие в Риме?

Достижением римлян является право. А все ли жители Рима имели равные права?

Самые бесправные Ошейник раба

Самые бесправные

Ошейник раба

Перечислите источники рабства.  (1. Захват пленников в войнах.  2. Захват пиратами людей и продажа их в  рабство.  3. Дети рабов становились рабами.  4. Неуплата налогов.).    Где использовался труд рабов? (В сельском хозяйстве, на рудниках и  каменоломнях, в домах богатых римлян, в строительстве, в гладиаторских боях гладиаторских боях).

Перечислите источники рабства. (1. Захват пленников в войнах. 2. Захват пиратами людей и продажа их в  рабство. 3. Дети рабов становились рабами. 4. Неуплата налогов.).  Где использовался труд рабов? (В сельском хозяйстве, на рудниках и  каменоломнях, в домах богатых римлян, в строительстве, в гладиаторских боях гладиаторских боях).

По римскому праву раб был « res non persona », то есть не человек, а вещь. Раба можно было купить за 400-500 серебряных монет и пользоваться его трудом, в то время как крестьянам за их труд надо было платить. Гладиаторы . Хуже участи гладиатора была только смерть.
  • По римскому праву раб был « res non persona », то есть не человек, а вещь.
  • Раба можно было купить за 400-500 серебряных монет и пользоваться его трудом, в то время как крестьянам за их труд надо было платить.
  • Гладиаторы . Хуже участи гладиатора была только смерть.

Подумайте!!!

74-71 гг. до н.э.

74-71 гг. до н.э.

Состав восставших

Состав восставших

  • Гладиаторы
  • Рабы
Цели восстания Свобода Раздел имущества  Возвращение рабов домой Цели Установление связей с Сицилией Борьба против Рима

Цели восстания

Свобода

Раздел

имущества

Возвращение

рабов

домой

Цели

Установление

связей с

Сицилией

Борьба

против Рима

Ход восстания Восставшие спускаются с горы

Ход восстания

Восставшие спускаются с горы

Надпишите название города, в котором началось восстание гладиаторов, поставьте дату начала восстания. Обозначьте место первого лагеря восставших, надпишите название горы, на которой он находился. Начертите направления походов войск восставших. Надпишите название реки, до которой дошли на севере восставшие. Надпишите название острова, на который хотел переправиться Спартак. Обозначьте место укреплений, построенных по приказу Красса. Обозначьте место последнего сражения восставших. Отметьте его дату.
  • Надпишите название города, в котором началось восстание гладиаторов, поставьте дату начала восстания.
  • Обозначьте место первого лагеря восставших, надпишите название горы, на которой он находился.
  • Начертите направления походов войск восставших.
  • Надпишите название реки, до которой дошли на севере восставшие.
  • Надпишите название острова, на который хотел переправиться Спартак.
  • Обозначьте место укреплений, построенных по приказу Красса.
  • Обозначьте место последнего сражения восставших. Отметьте его дату.
Проверка выполненой работы Капуя г.Везувий

Проверка выполненой работы

Капуя

г.Везувий

Капуя г.Везувий

Капуя

г.Везувий

Капуя г.Везувий

Капуя

г.Везувий

Капуя г.Везувий

Капуя

г.Везувий

Капуя г.Везувий

Капуя

г.Везувий

Капуя г.Везувий

Капуя

г.Везувий

Капуя г.Везувий

Капуя

г.Везувий

Раненый Спартак

Раненый Спартак

Казнь восставших рабов Современный рисунок

Казнь восставших рабов

Современный рисунок

Каково значение восстание Спартака?  Какими из этих качеств обладал Спартак?  1.Спартак  отличался  отвагой, физической  силой.  2.он  отличался  от  других  рабов  выдающимся  умом.  3.Спартак  обладал  организаторскими  способностями.  4. Был трусливым и нерешительным.  5. Любил  свой  народ.  6. Стремился к власти и богатству.  7. Уважал  право  человека  на  свободу.  8. Ценил  труд  людей.

Каково значение восстание Спартака? Какими из этих качеств обладал Спартак? 1.Спартак  отличался  отвагой, физической  силой. 2.он  отличался  от  других  рабов  выдающимся  умом. 3.Спартак  обладал  организаторскими  способностями. 4. Был трусливым и нерешительным. 5. Любил  свой  народ. 6. Стремился к власти и богатству. 7. Уважал  право  человека  на  свободу. 8. Ценил  труд  людей.

Раскол внутри восставших Плохое вооружение восставших Отсутствие единства
  • Раскол внутри восставших
  • Плохое вооружение восставших
  • Отсутствие единства

Причины поражения

(поставьте « +» там ,если считаете, что положение верно)   а) к рабам относились не как к людям, а как к имуществу;  б) почти у всех римских граждан были рабы;   в) в результате завоеваний в Риме появилось много рабов;   г) восстание Спартака одержало победу

(поставьте « +» там ,если считаете, что положение верно)  а) к рабам относились не как к людям, а как к имуществу; б) почти у всех римских граждан были рабы;  в) в результате завоеваний в Риме появилось много рабов;  г) восстание Спартака одержало победу

Рефлексия

Рефлексия

  • Мне понравилось на уроке ……….
  • Мне было интересно узнать о …...


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!