Проведение мозгового штурма. Покажите на карте территории захваченные Римом? По какому принципу формировалась Римская империя? Почему Римская империя совершала захватнические походы? Почему работорговля получило широкое распространение в Римской империи? Кто такие рабы? (Рабы – люди, находящиеся в собственности другого человека).Господин целиком владеет личностьюсвоего рабана правах собственности). Перечислите источники рабства. 1. Захват пленников в войнах. 2. Захват пиратами людей и продажа их в рабство. 3. Дети рабов становилисьрабами. 4. Неуплата налогов (долговая кабала). Где использовался труд рабов? (В сельском хозяйстве, на рудниках и каменоломнях, в домах богатых римлян, в строительстве, в гладиаторских боях). Как вы думаете, каким было отношение к рабам? (Их наказывали оплеухами, поркой, держали в оковах. Любой раб был бесправен, считался вещью) Кто такие гладиаторы? Чем их положение отличалось от положения других рабов? Рабы боролись или смирились со своим положением? Какие формы борьбы вы можете назвать? Что такое заговор и восстание? Вам дано два определения, подумайте и ответьте на вопрос к какому понятию относиться каждое из них. тайное соглашение о совместных действиях против кого-нибудь в политических и других целях массовое вооруженное выступление против существующей власти. Заговоры – тайное соглашение о совместных действиях против кого-нибудь в политических и других целях. Восстания – массовое вооруженное выступление против существующей власти. Проведите исследование различных аспектов темы, используя учебные пособия, вебсайты и другие ресурсы. Вопросы исследования включают: Какое влияние на военные походы оказывала экономика Римской империи, в чем их взаимосвязь? В чем выражалась социальная, экономическая, культурная и политическая слабость Римской Империи? Просмотр документального фильма https://www.youtube.com/watch?v=LfMVlddAzDg Восстание Спартака. Семь дней истории. Или https://www.youtube.com/watch?v=dYOPgcKTC_0 Восстание Спартака Деление учащихся на группы Исследовательская работа с учениками дается ситуация материал приведен ниже в процессе групповой работы ученики анализируют первоисточник историка Аппиана о восстании Спартака Какие качества позволили Спартаку возглавить восстание? Работа с контурной картой и текстом (к тексту прилагается контурная карта и задания) ( выполнив задание в контурной карте, учащиеся фиксируют все на карте и на доске) Надпишите название города, в котором началось восстание гладиаторов, поставьте дату начала восстания. Обозначьте место первого лагеря восставших, надпишите название горы, на которой он находился. Начертите направления походов войск восставших. Надпишите название реки, до которой дошли на севере восставшие. Надпишите название острова, на который хотел переправиться Спартак. Обозначьте место укреплений, построенных по приказу Красса. Обозначьте место последнего сражения восставших. Отмечают основные даты. Дополнительно после видеосюжета о рабах, предложить высказать мнение о том, как жилось рабам? Карточки с причинами восстания и поражения - учащимся разложить карточки по степени важности. После презентации работ групп определить наиболее важную причину восстания и его поражения. Попросите учащихся продолжить предложение: «Восстание Спартака произошло потому, что…» В завершение урока учащиеся должны определить причины борьбы рабов против господ, основанные на условиях их жизни и труда. Каково значение восстание Спартака? Какими из этих качеств обладал Спартак?(поставьте « +» там,если считаете, что положение верно) а) к рабам относились не как к людям, а как к имуществу; б) почти у всех римских граждан были рабы; в) в результате завоеваний в Риме появилось много рабов; г) восстание Спартака одержало победу В конце урока учащимся предложить: 1) определить цели следующего урока. 2) спросить чему они научились сегодня на истории. |