СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока: Химия в быту

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Показать значение химии в системе научного мировоззрения.
  2. Привить интерес к изучению нового предмета.
  3. Обозначить необходимые химические знания для различных отраслей повседневной жизни.
  4. Показать необходимость химических знаний при производстве лекарств, гигиенических средств, продуктов питания.

Просмотр содержимого документа
«Konspekt»

Цели:

  1. Показать значение химии в системе научного мировоззрения.

  2. Привить интерес к изучению нового предмета.

  3. Обозначить необходимые химические знания для различных отраслей повседневной жизни.

  4. Показать необходимость химических знаний при производстве лекарств, гигиенических средств, продуктов питания.

Задачи:

  1. Закрепить и обобщить знания учащихся о химии, как науке.

  2. Показать необходимость химических знаний для повседневной жизни.

  3. Продолжить формирование умений рассуждать, делать выводы и обобщения, работать с дополнительной литературой.

  4. Продолжить формирование умений учащихся работать в группах.

  5. Продолжить формирование научного мировоззрения.

Метод обучения:

Словесный и сопутствующий ему наглядный.

Тип урока:

Нетрадиционный: урок-путешествие.

Оборудование:

Компьютер, проектор, таблицы, наглядные пособия.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация пройденного материала.

III. Изучение нового материала

  1. Роль химии, как науки о веществах.

  2. Химия и гигиенические средства.

  3. Химия и продукты питания.

  4. Химия и домашняя аптечка.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Домашнее задание.

Ход урока.

Организационный момент:

Здравствуйте, я рада видеть вас вновь”.

Сегодня мы продолжим изучение нового для нас предмета, но вначале повторим то, что уже знаем.

- Дайте определение науке химии?

- Дайте определение понятию “физическое тело”? (Приведите примеры).

- Дайте определение понятию “вещество”? (Приведите примеры).

- Перечислите физические свойства, которые характерны для веществ?

Из предложенного перечня слов выберите названия физических тел и назовите вещества из которых они изготовлены: медь, монета, стекло, стакан, ваза, керамика, проволока, алюминий.

1. Мы дали определение науке химии, поговорили о том, что такое вещества, а что такое физические тела. А теперь у меня к вам вопрос: “Мы часто произносим слово “химия”, а зачем она нужна?”

Ответы учащихся.

Хорошо. А теперь давайте подумаем и попытаемся ответить, а в повседневной жизни нам нужна химия.

Ответы учащихся.

Вот поэтому на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос: “ Нужна ли нам химия в повседневной жизни?”.

Тема нашего урока “Химия в быту”.

Я приглашаю вас совершить космическое путешествие на планету “Химия” во время, которого мы попытаемся ответить на главный вопрос нашего урока.

Все вместе на одном космическом корабле мы лететь не сможем, поэтому я вас разделила на экипажи, каждый экипаж получил кружочки своего цвета, и будет отвечать за свой раздел химии в быту, по которому должны были подготовиться более подробно и в процессе полета будете мне помогать. Работа каждого экипажа и каждого его члена будет оценена.

Я думаю, что все готовы, и мы отправляемся, пока мы летим к планете “Химия”, я хотела бы задать один вопрос.

? Представьте все свое утро и скажите, с чего начинается ваше утро, что вы делаете вначале.

- Правильно, умываетесь и чистите зубы.

? Как вы думаете, здесь вы без химии можете обойтись.

- Конечно же нет, все это продукты производства химии.

2. И первое приземление, которое мы совершим, это край “Мойдодыр”. Пожалуйста, экипаж с красными кружочками, помогаем мне.

Кто из нас с детства не помнит знаменитые строки К. И. Чуковского: “Надо, надо умываться по утрам и вечерам….” Но одной только воды для поддержания чистоты кожи и зубов недостаточно. Нужны еще мыло и зубная паста, вот о них мы и поговорим более подробно.

До изобретения мыла жир и грязь с кожи удаляли золой и мелким речным песком. Заслуга в изобретении мыла принадлежит, вероятно, галльским племенам. По свидетельству Плиния Старшего, из сала и золы букового дерева галлы делали мазь, которую применяли для окрашивания волос и лечения кожных заболеваний.

А во втором веке ее стали использовать в качестве моющего средства.

Технология изготовления мыла из животных жиров складывалась на протяжении многих веков. И потребовалось много времени, чтобы основа туалетного мыла выглядела так:

- соли жирных кислот кокосового масла;

- соли жирных кислот говяжьего жира в соотношении 1:4;

- красители;

- ароматизаторы.

Многие свойства мыла, например твердость, растворимостью в воде, пенообразование, моющая способность, зависят от его жирового состава. Так, входящая в состав свиного или говяжьего сала пальмитиновая кислота, придает мылу твердость и хорошие пенообразующие качества, а олеиновая кислота – растворимость в холодной воде и моющую способность. Стеариновая кислота усиливает моющее действие мыла в горячей воде. Благодаря лауриновой кислоте, содержащейся в кокосовом масле, мыло лучше растворяется в холодной воде, увеличивается его моющая способность и уменьшается набухание. Помимо жировой основы в состав мыла входят так же различные добавки. Это наполнители (оксид титана или цинка), парфюмерные отдушки, красители, увлажняющие компоненты (глицерин, касторовое масло, воски животного происхождения – ланолин и спермацент). Бактерицидные и дезодорирующие мыла содержат антисептические вещества, например триклозан.

И конечно же в краю “Мойдодыра” мы не можем вспомнить об обязательном утреннем атрибуте – зубной пасте.

Еще совсем недавно, 20 – 30 лет назад, основным средством чистки зубов были зубные порошки. А применять их начали еще в прошлом веке. И составы их были достаточно разнообразны. Например:

1) мел очищенный – 1,2 кг; углекислаямагнезия – 200 г, надборнонатриевая соль – 60г, мятное масло – 25г.

2) салол ( сложный эфир фенола C6H5OH и салициловой кислоты OH-C6H4-COOH) – 4 г, фосфорнокальциевая соль – 20 г, мел очищенный – 20 г, углемагниевая соль – 15 г, бикарбонат кальция – 15 г.

В состав первого рецепта входит надборнонатриевая соль, обладающая отбеливающими свойствами. Это распространенный компонент современных стиральных порошков.

В состав второго порошка входит салол, известный лекарственный препарат антибактериального действия.

Однако в настоящее время мы пользуемся зубными пастами. Несмотря на исключительное многообразие выпускаемых зубных паст, в состав любой из них обязательно входят вещества с определенными функциями: абразивы для механической очистки зубов и полировки их поверхности, очищающие пенообразующие вещества с высокой поверхностной активностью, связующие и загустители, обеспечивающие однородность состава и его пластичность. В лечебно-профилактические пасты обязательно добавляют вещества с антисептическими свойствами для профилактики воспаления десен и фториды для профилактики кариеса.

Абразивы – оксид алюминия AL2O3 и титана TiO2, очищающий пенообразователь – лаурилсульфонат натрия, антисептик – бензойная кислота C6H5COOH, фторосодержащий компонент для профилактики кариеса – монофторфосфат натрия Na2PO3F, загуститель – карбоксиметилцеллюлоза, точнее ее натриевая соль (C6H7O2) [(OCH2COONa)3].

Однако, о пастах содержащих фтор нужно сказать особо, они достаточно популярны, но использовать эти пасты нужно аккуратно, так у нас в г. Реутове содержание фтора в воде достаточно высокое, поэтому применять пасты с фтором нельзя, так как избыток этого элемента может повлечь за собой обратный эффект, для нашей воды более правильно применять пасты с кальцием.

3. Мы продолжаем наш полет. И у меня к вам следующий вопрос, я думаю, что каждый из нас, после того как проделает водные процедуры, обязательно завтракает, Поэтому я хотела бы узнать, что вы пьете утром.

Ответы учащихся.

Как вы думаете, чай и кофе имеют отношение к планете “Химии”?

Чтобы ответить на этот вопрос. я предлагаю совершить приземление в городе “Поваров”, и поговорить о любимых напитках.

Я обращаюсь за помощью к экипажу с зелеными кружочками.

В начале поговорим о чае.

Чай на Руси появился сравнительно недавно. Путешественник Кемфер, побывавший в Москве в начале XVII в., писал: “За обедом пили пиво и водку, а после обеда мед”. О чае в те времена и не слыхивали. Только в 1610 г. чай впервые появился в Европе. Голландские купцы привезли его с далекого острова Ява. Привезенный чай они называли божественной травой и советовали пить его по сорок – пятьдесят чашек в день, во всякое время дня и ночи.

Чай сравнительно быстро вошел в обиход знати и стал применяться как лекарство. В одной из летописей говорится, что “чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль, облегчает и освежает тело и поясняет восприимчивость”.

Уже к началу XVIII века чай прочно вошел в быт русского человека и стал национальным напитком.

Сухой чай содержит около 40 % экстрактивных веществ, которые переходят в заварку и придают чаю неповторимый вкус, аромат, красно-коричневый цвет и тонизирующее действие.

Основную массу экстрактивных веществ чая составляют чайные дубильные вещества, или таннины, обладающие терпким вяжущим вкусом и красно-коричневой окраской. Таннины улучшают пищеварение, поэтому чай применяют при лечении ряда желудочно-кишечных заболеваний.

Таннин – сложное вещество, которое при распаде (гидролизе) дает галловую кислоту и глюкозу.

Дубильные вещества чая легко вступают в реакцию с белками, на чем и основано их применение для дубления кож, состоящих, как известно, из белков. При добавлении в чай молока белки его тоже связывают дубильные вещества чая и последний теряет свою терпкость.

Таннины способны растворяться только в горячей воде, при охлаждении они выпадают в осадок и заварка мутнеет. Однако, стоит ее опять подогреть, она станет вновь прозрачной.

Кроме таннинов к дубильным веществам относятся чайные катехины (эпикатехин и др.), которые укрепляют кровеносные сосуды, снижают проницаемость их стенок и предохраняют от кровоизлияний.

Растворы катехинов в кислой среде светлеют, вот почему если добавить в чай лимон, то чай светлеет.

Все таннины с солями железа дают соединения черного цвета, поэтому не следует заваривать чай в железной посуде или “ржавой водой” – чай получится темным.

Из экстрактивных веществ чая на втором месте находятся алкалоиды – кофеин и теофиллин.

В чистом виде препараты кофеина не оказывают на человека такого благоприятного тонизирующего воздействия , как в виде напитка – чая. Объясняется это тем, что в чае тонизирующий эффект достигается совместным действием кофеина, дубильных веществ и комплекса витаминов – C, P, B1, B2, PP, пантотеновой кислоты – B3.

Аромат чая обусловлен эфирными маслами, которые легко испаряются. Поэтому если заваренный чай кипятить или долго хранить, он теряет свой аромат и приобретает запах продуктов разложения веществ чайного листа.

Классическое искусство заваривать чай всегда начиналось с выбора воды. Известно, что вода – одно из самых простых химических соединений: всего два элемента входят в ее состав, ее формула – H2O – известна всем людям чуть ли не с детства. Вода не имеет никакой питательной ценности, но, несмотря на это, жизнь без воды невозможна. По отношению к чаю действует правило: чем жестче вода, тем в меньшей степени экстрагируются его вещества, входящие в состав чая.

Очень жесткая вода, содержащая соли серной кислоты – сульфаты кальция и магния, придает чаю мутность, неприятный вкус и запах. А если в воде есть соли марганца, чай дает очень слабый настой.

В таких русских реках, как Нева, Москва-река, Ока, Печора, Енисей, Объ, Иртыш, вода мягкая. В реках же Донбасса, Криворожья, Ставрополья и Северного Кавказа вода очень жесткая – этим, вероятно, отчасти и объясняется тот факт, что чай в гораздо большем почете среди населения средней полосы России, чем у жителей Украины и Кубани.

А теперь несколько слов о кофе.

Вкус кофе обычно слабогорький, приятный, с различными оттенками – кисловатым, винным и т.д. Вкус жаренному кофе придают несколько химических веществ: кофеин, тригопелин, эфиры хлорогеновой, кофейной, хинной, лимонной и др. кислот.

Аромат кофе создает в основном кафеоль. Однако кафеоль – это не одно индивидуальное вещество, а сложная смесь, состоящая из немногим более десяти соединений, в числе которых – уксусная кислота, метиловый спирт, ацетальдегид, метилмеркаптан и фурфурилмеркаптан.

Кофе – сильнодействующий возбудитель нервной системы. Бальзак так писал о его действии на организм человека: “ Кофе проникает в ваш желудок, и организм ваш тотчас оживает, мысли приходят в движение, словно батальоны Великой Армии на поле битвы…”

Таким своим действием кофе обязан алкалоиду кофеину, представляющему собой триметилксантин.

Содержащийся в кофе в количестве от 0,6 до 2,4 % кофеин стимулирует процессы возбуждения головного мозга, что ведет к усилению общего обмена веществ и некоторому повышению умственной деятельности.

Замечено, что чрезмерное употребление чая и кофе приводит к ослаблению контроля со стороны высших отделов мозга, в результате человек делается суетливым, раздражительным, теряет способность сосредоточиться. В конце концов, злоупотребление крепким чаем и кофе приводит к развитию заболеваний, близких к наркомании.

Как тут не воскликнуть вслед за древними греками: “Пусть будет мера во всем!”

Я надеюсь, что вы узнали много нового в городе “Поваров”.

4. А мы продолжаем наш полет и следующее наше приземление не совсем связано с утренними процедурами, но это тоже важный объект на планете “Химия” - это остров “Здоровья”.

Здесь мы поговорим о домашней аптечке.

Я попрошу помогать мне экипаж с желтыми кружочками.

Но-шпа

1-(3,4-Диэтоксибензилиден)-6,-диэтокси-1,2,3,4-тетерагидроизохинолина гидрохлород:

Кристаллическое вещество, светло-желтого цвета, без запаха. Растворим в воде и спирте.

Применяется при спазмах желудка и кишечника, приступах желчно-и мочекаменной болезни, при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, и также при спазмах периферических сосудов.

Никошпан. Комбинированный препарат, в состав которого входят но-шпа и никотиновая кислота. Сочетание этих веществ обеспечивает повышенный сосудорасширяющий эффект.

Применяется при спазмах мозговых сосудов и нарушениях периферического кровообращения.

Аспирин, или ацетилсалициловая кислота.

Один из препаратов, которые широко применяются как жаропонижающее, противовоспалительное, болеутоляющее и противоревматическое средство. Интересно, что это лекарство немного замедляет процесс свертывания крови, этим нередко пользуются врачи для предотвращения образования тромбов после операций, а также при нарушении кровообращения.

Однако эти свойства аспирина могут вызвать и неприятные последствия в случае приема его в больших дозах. Способность сдерживать свертывание крови может привести к кровотечениям, вот почему не рекомендуется применять аспирин для понижения темтературы при гриппе. А так же аспирин – это кислота, то его избыток может способствовать раздражению слизистой оболочки желудка и появляются язвы.

В аптечке часто можно найти витамины. Строго говоря, это не лекарства, а жизненно необходимые организму вещества, в руках умелого врача разнообразные витамины – могучее средство укрепления организма, повышения общего тонуса, сопротивления заболеваниям.

В настоящее время широко используются поливитаминные препараты: Комплевит, Ундевит, Витрум и др.

При покупке лекарственных препаратов обязательно обращайте внимание соответствует ли данный препарат требованиям оптической изомерии, ибо только l – форма у многих лекарственных препаратов обладает лечебным действием. Если оптическая изомерия не пройдена, то мы можем не получить ни какого лечебного эффекта, либо отрицательный результат.

Помните: неверное применение, высокая доза могут превратить лекарство в яд!

Я думаю, что мы узнали много нового и теперь наш маршрут лежит к океану “Знаний”, где мы закрепим и повторим те знания, которые получили во время путешествия и с учетом результатов все члены экипажей получат оценки за путешествие.

Тест.

Наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, но оно не последнее и мы дальше продолжим изучение планеты “Химия” все более и более подробно.

Я думаю, вы убедились, что химия нужна нам и в повседневной жизни. Дома вы должны подумать и написать, где и для чего еще нужны нам знания по химии в быту.



Просмотр содержимого презентации
«Prezentatsia»

тема урока         Химия в быту

тема урока    

Химия в быту

основа мыла    соли жирных кислот кокосового масла  соли жирных кислот кокосового масла Соли жирных кислот говяжьего жира наполнители Красители Парфюмерная отдушка Увлажняющие компоненты ароматизаторы

основа мыла

 

соли жирных кислот кокосового масла

  • соли жирных кислот кокосового масла

Соли жирных кислот говяжьего жира

наполнители

Красители

Парфюмерная отдушка

Увлажняющие компоненты

ароматизаторы

  • Соли жирных кислот говяжьего жира наполнители Красители Парфюмерная отдушка Увлажняющие компоненты ароматизаторы
Свойства мыла:   твердость  растворимость в воде  пенообразование  моющая способность.

Свойства мыла:

твердость

растворимость в воде

пенообразование

моющая способность.

органические кислоты Пальмитиновая кислота ( С 15 Н 31 СООН ) Олеиновая кислота ( С 17 Н 33 СООН ) Стеариновая кислота ( С 17 Н 35 СООН )  Лауриновая кислота

органические кислоты

Пальмитиновая кислота ( С 15 Н 31 СООН )

Олеиновая кислота ( С 17 Н 33 СООН )

Стеариновая кислота ( С 17 Н 35 СООН )

Лауриновая кислота

пальмитиновая кислота ( С15Н31СООН )          твердость ихорошие пенообразующие качества

пальмитиновая кислота ( С15Н31СООН )

    

твердость ихорошие пенообразующие качества

олеиновая кислота  ( С17 Н33 СООН )        растворимость в холодной воде и моющие способности

олеиновая кислота ( С17 Н33 СООН )

 

   растворимость в холодной воде и моющие способности

стеариновая кислота  ( С 17 Н 35 СООН )    усиливает моющее действие мыла в горячей воде

стеариновая кислота ( С 17 Н 35 СООН )

усиливает моющее действие мыла в горячей воде

Лауриновая кислота         мыло лучше растворяется в холодной воде, увеличивается его моющая способность и уменьшается набухание

Лауриновая кислота

    мыло лучше растворяется в холодной воде, увеличивается его моющая способность и уменьшается набухание

Зубной порошок для отбеливания  мел очищенный    1,2 кг  углекислая магнезия   200 г  надборнонатриевая соль  60 г  мятное масло    25 г

Зубной порошок для отбеливания

мел очищенный 1,2 кг

углекислая магнезия 200 г

надборнонатриевая соль 60 г

мятное масло 25 г

зубной порошок против кариеса Салол (сложный эфир фенола С 6 Н 5 ОН и салициловой кислоты ОН-С6Н4-СООН    4 г  фосфорнокальциевая соль  20 г  мел очищенный    20 г   углемагниевая соль   15 г   бикарбонат кальция   15 г

зубной порошок против кариеса

Салол (сложный эфир фенола С 6 Н 5 ОН и салициловой кислоты

ОН-С6Н4-СООН 4 г

фосфорнокальциевая соль 20 г

мел очищенный 20 г

углемагниевая соль 15 г

бикарбонат кальция 15 г

зубная паста     абразивы оксид алюминия AL 2 O 3  и титана TiO 2 Очищающий пенообразователь лаурилсульфонат натрия антисептик бензойная кислота C 6 H 5 COOH Фторосодержащий компонент для профилактики кариеса Монофторфосфат натрия Na 2 PO 3 F  к арбоксиметилцеллюлоза  ( C 6 H 7 O 2 ) [( OCH 2 COONa) 3 ]

зубная паста  

абразивы

оксид алюминия AL 2 O 3

и титана TiO 2

Очищающий пенообразователь

лаурилсульфонат натрия

антисептик

бензойная кислота

C 6 H 5 COOH

Фторосодержащий компонент для профилактики кариеса

Монофторфосфат натрия

Na 2 PO 3 F

к арбоксиметилцеллюлоза

( C 6 H 7 O 2 ) [( OCH 2 COONa) 3 ]

зубная паста     абразивы оксид алюминия AL 2 O 3  и титана TiO 2 Очищающий пенообразователь лаурилсульфонат натрия антисептик бензойная кислота C 6 H 5 COOH Фторосодержащий компонент для профилактики кариеса Монофторфосфат натрия Na 2 PO 3 F  к арбоксиметилцеллюлоза  ( C 6 H 7 O 2 ) [( OCH 2 COONa) 3 ]

зубная паста  

абразивы

оксид алюминия AL 2 O 3

и титана TiO 2

Очищающий пенообразователь

лаурилсульфонат натрия

антисептик

бензойная кислота

C 6 H 5 COOH

Фторосодержащий компонент для профилактики кариеса

Монофторфосфат натрия

Na 2 PO 3 F

к арбоксиметилцеллюлоза

( C 6 H 7 O 2 ) [( OCH 2 COONa) 3 ]

зубная паста     абразивы Оксид алюминия Al 2 O 3  и титана TiO2 Очищающий пенообразователь Лаурилсульфонат натрия антисептик Бензойная кислота С 6 Н 5 СООН Фторосодержащий компонент для профилактики кариеса Монофторфосфат натрия Na 2 PO 3 F загуститель  карбоксиметилцеллюлоза  (С 6 Н 7 О 2 ) [(OCH 2 COONa) 3 ]

зубная паста  

абразивы

Оксид алюминия Al 2 O 3

и титана TiO2

Очищающий пенообразователь

Лаурилсульфонат натрия

антисептик

Бензойная кислота

С 6 Н 5 СООН

Фторосодержащий компонент для профилактики кариеса

Монофторфосфат натрия

Na 2 PO 3 F

загуститель

карбоксиметилцеллюлоза

(С 6 Н 7 О 2 ) [(OCH 2 COONa) 3 ]

состав чая  Экстрактивные вещества – таннины (галловая кислота и глюкоза) Катехины (эпикатехин и другие) Алкалоиды (кофеин и теофилин) Витамины (С,Р, В 1 , В 2 , РР, пантотеновая кислота – В 3 ) Эфирные масла

состав чая

Экстрактивные вещества – таннины (галловая кислота и глюкоза)

Катехины (эпикатехин и другие)

Алкалоиды (кофеин и теофилин)

Витамины (С,Р, В 1 , В 2 , РР, пантотеновая кислота – В 3 )

Эфирные масла

состав кофе       кофеин (триметилксантин) тригопелин Эфиры хлорогеновой, кофейной, хинной, лимонной и других кислот Кафеоль (смесь уксусной кислоты, метилового спирта, ацетальдегида, метилмеркаптан и фурфурилмеркаптан)

состав кофе  

  кофеин (триметилксантин)

тригопелин

Эфиры хлорогеновой, кофейной, хинной, лимонной и других кислот

Кафеоль (смесь уксусной кислоты, метилового спирта, ацетальдегида, метилмеркаптан и фурфурилмеркаптан)

Основные лекарственные препараты Но-шпа

Основные лекарственные препараты

Но-шпа

Основные лекарственные препараты Аспирин (ацетилсалициловая кислота)

Основные лекарственные препараты

Аспирин

(ацетилсалициловая

кислота)

витамины Комплевит Ундевит Витрум

витамины

Комплевит

Ундевит

Витрум