Тема урока: Клеточный цикл
Цель:
Определить значение деления клетки для размножения, роста и развития организмов; раскрыть сущность интерфазы.
Задачи:
Образовательные: сформировать знания о жизненном цикле клетки, научиться применять полученные знания для объяснения биологического значения процесса в жизни организмов.
Развивающие: развивать умение анализировать явления; развивать навык работы с текстовыми таблицами и биологическими рисунками.
Воспитательные: формировать материалистическое мировоззрение; воспитывать познавательную самостоятельность и поддерживать интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный.
План урока
Организационный момент
Анализ лабораторной работы. Выставление оценок.
Целепологание
Ребята, мне хотелось бы прочитать вам об одном из удивительных явлений в биологии. А вы внимательно прослушайте и скажите о каком явлении идет речь.
Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевленных, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па
старинного танца. Этот танец, древнейший на Земле танец. Танец жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растем и существуем.
- Итак, о каком процессе идет речь?
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание "деление клетки"?
4. Изучение нового материала.
Анализ новых понятий: клеточный цикл, интерфаза.
Заполнение таблицы. 3 чел. у доски
Период интерфазы | Процессы, происходящие в клетке | Плоидность клеток (количество хромосом) |
| | |
| | |
| | |
Просмотр видеоролика по репликации ДНК
5 Физкультминутка .
Рубрика интересно знать
Каждый день у нас выпадают волосы, но при этом мы, как правило, не лысеем; обрезаем ногти, но они все равно отрастают. Все это возможно благодаря способности организма к обновлению. Вам наверняка приходилось слышать, что человеческий организм полностью обновляется каждые 7 лет. Звучит потрясающе! Действительно, срок существования отдельных клеток человеческого организма ограничен. После истечения данного срока, клетки умирают, а их место занимают новые. Организм взрослого человека состоит из огромного количества клеток – примерно 50–75 триллионов – и каждый тип клеток имеет свой «срок службы».
Клетки эпидермиса обновляются примерно каждые 10–30 дней недели, кожа восстанавливается в 4 раза быстрее после незначительных травм.
Красные кровяные тельца (эритроциты), переносящие кислород, живут около четырех месяцев.
«Возраст» волос на голове может достигать 6 – 7 лет. Ежедневно волосы на голове отрастают примерно на 0,5 мм. Волосы на других частях тела – примерно на 0,27 мм в день. Брови обновляются каждые 64 дня.
Поверхность роговой оболочки глаза покрыта тонким слоем клеток, которые постоянно обновляются за 7–10 дней. Клетки сетчатки не обновляются, как и хрусталик глаза, потому возрастное ухудшение зрения – распространенная проблема.
Обновление клеток печени занимает примерно 300–500 дней. Человеческая печень обладает отличной способностью к регенерации. Если удалить 70% данного органа, он восстановится до нормальных размеров всего за пару месяцев.
Однако с возрастом способность организма к регенерации снижается, а эффективный способ предотвращения старения и смерти до сих пор не найден.
Анализ новых понятий: некроз, апоптоз.
6. Коррекция знаний. Задание «Да. Нет» 1 у доски
1. Деление клеток обеспечивает непрерывность жизни на Земле.
2. Клеточный цикл состоит из интерфазы.
3. В пресинтетическом периоде в клетке не увеличивается количество органоидов.
4. в течении G1– периода количество хромосом и хроматид совпадает.
5.Молекула ДНК – полимераза двигается вдоль материнских цепей.
6. В результате репликации образуется идентичная одноцепочечная молекула ДНК.
7. Интерфаза завершается и начинается делением, в результате которого образуются материнские клетки.
8. Клетки, пребывающие в G0 – периоде, осуществляют процессы обмена веществ и энергии, репликации.
9. Некротическая гибель клеток наблюдается при аллергических реакциях, нарушении кровообращения.
10. При апоптозе погибшие клетки поглощаются лейкоцитами с запуском воспалительной реакции.
7. Решение задач
А) В кариотипе диплоидного вида ячменя 14 хромосом. Составьте полиплоидный ряд представителей рода ячмень, используя перечисленные наборы хромосом: 12, 7, 42, 15, 28, 21, 13, 58.
Б) В кариотипе организма 14 хромосом. Сколько хромосом и хроматид будет в соматической клетке в пресинтетический период интерфазы?
В) Молекула ДНК имеет относительную молекулярную массу 69 000, в том числе 8625 приходится на долю адениловых нуклеотидов. Найдите количество адениловых, тимиловых, гуаниловых и цитидиловых нуклеотидов, содержащееся в молекулах ДНК после репликации исходной молекулы. Относительная молекулярная масса одного нуклеотида в среднем составляет 345.
69000/345=200 (общее количество нуклеотидов в ДНК);
8625/345=25 (адениловых нуклеотидов в ДНК), А = Т = 25;25;
Г = Ц, 200−(25+25)=150,200−(25+25)=150, значит Г = Ц = 75.
Рефлексия
Дом. задание: п. 21