
Тема урока: Урок – конкурс по разделам Основы знаний «Здравствуй, Олимпиада!» для учащихся 5-9 классов
Цель урока: актуализация информации о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх, имеющейся у школьников
Образовательная:
включение школьников в активное освоение системы олимпийских и паралимпийских ценностей;
Пропагандировать олимпийское движение, его дух, значимость.
Глубже познакомиться с историческими фактами олимпийских игр
Воспитывать патриотические чувства на примере выдающихся советских и российских спортсменов.
Воспитательная: формировать позитивные жизненные установки подрастающего поколения, приобщать к идеалам и ценностям олимпизма
Развивающая: развивать культуру речи, вырабатывать умение творчески логически мыслить
расширять кругозор;
развивать быстроту реакции;
развивать логическое мышление;
развивать познавательные способности;
развивать навык работы в коллективе;
Вид урока: урок – конкурс.
Тип урока: формирование новых знаний и обобщение раннее полученных.
Формы деятельности обучающихся:
Методы обучения:
По передаче знаний – объяснительно-иллюстративные (через беседу)
По уровню усвоения обучающимися:
- репродуктивные;
- частично - поисковые,
Междисциплинарные связи: история, география
Оформление урока:
Баннеры «Олимпийская гордость Белогорья», «Логотип XXII зимних олимпийских игр Сочи-2014», «Талисманы XXII зимних олимпийских игр».
Материально – техническое оснащение урока:
Мультимедийная установка, экран, презентация, аудиозаписи песен на олимпийскую тематику; видео-ролик «Олимпийское наследие», карточки с цифрами 1,2,3, цветные иллюстрации талисманов зимних олимпийских игр, карточки с вопросами.
Список литературы:
1.В.С. Родиченко и др. Твой олимпийский учебник. М., 2007.
2.Л.Кун. Всеобщая история физической культуры и спорта. М., 1982.
3.Глав. ред. В.А.Володин. Энциклопедия для детей. М., 2001.
4/http://www.budi.ru/gallery/hupp/olimpiickaa_cimvolika/6.htm
5./http://www.pakhmutova.ru/songs/olympiad.shtml#%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0
6. http://www.budi.ru/article/hupp/olimpiickaa_cimvolika.htm
План урока:
1 Организационный момент (3-4 минуты)
Приветствие участников. Актуализация. Выступление с художествено-музыкальной композицией «Здравствуй, олимпиада!»
2.Основная часть
А. Олимпийская викторина (Коллективная работа. Читают вопрос, находят заданную информацию. Обсуждают в группе. 7 минут)
Б. Конкурс капитанов (Индивидуальная работа. Читают вопрос, формулируют ответ. Высказывают аргументы 8-10 мнут)
В. Конкурс эмблем (Работа в малых группах. Коллективное обсуждение. 5 минут)
Г. Релаксация (просмотр видео-ролика «Олимпийское наследие» 8 минут)
3. Заключительная часть (подведение итогов, награждение 2 минуты)
Навигационные действия при работе с презентацией.
Из основного меню выходим на презентацию.
Вопрос с тремя вариантами ответов написан на слайде.
После ответа участника проверяем правильность ответа (каждый последующий слайд)
Описание урока
Сцена школьного актового зала оформлена баннерами, олимпийским девизом и символикой. Слышится музыка Жасмин и Сергей Демина «Здравствуй, Олимпиада!» (слайд №1)
Ведущий: «Доброе утро, дорогие друзья! Сегодня мы проводим общешкольный олимпийский урок-конкурс, посвященный XXII зимним олимпийским играм в Сочи -2014!
Вас приветствуют призеры Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания», победители регионального конкурса «Самый спортивный класс года», учащиеся 7 «А» класса.
Звучат фанфары, выходят учащиеся с олимпийскими флажками.
Чтец: Олимпиада-гордость страны.
Мы за Сочи очень горды.
Чтец: Гремит салют, и ветер с моря дует
В 2014 год.
Народ и веселиться и ликует,
Олимпиада в гости к нам идет!
Художественно-музыкальная композиция под песню Лизы Лукашеной «Лучший гимн олимпиады»
Ведущий: Спасибо учащимся 7 «А» класса за поднятое настроение.
Итак, мы начинаем наш конкурс. Состоит он из трех блоков: 1 – олимпийская викторина, 2 – конкурс капитанов; 3 – конкурс талисманов.
Олимпийская викторина.
У участников находятся карточки с цифрами 1,2,3. За 10 секунд необходимо поднять карточку с вариантом ответа.
Вопрос первый: (Слайд №2)
Первые достоверно известные олимпийские игры состоялись:
1.в 700 году до н.э.
2.в 725 году до н.э.
3. в 776 году до н.э.
Вопрос второй: Слайд №4»
Одна из наиболее распространенных мер длины в Древней Греции - стадий; отсюда возникло слово стадион, В современном исчислении это:
1. 204 м 10 см;
2. 190 м 5 см;
3. 192 м 27 см
Вопрос третий (слайд №6)
Термин Олимпиада означает:
Четырехлетний период между Олимпийскими играми;
Первый год четырехлетия, в который проводятся Олимпийские игры;
Синоним Олимпийских игр;
Вопрос четвертый (слайд №8)
Кто был первым инициатором возрождения Олимпийских игр?
Пьер де Кубертен;
Алексей Бутовский;
Деметриус Викелас
Вопрос пятый (слайд №10)
Когда спортсмены России впервые приехали на Олимпийские игры, их было всего пять человек. Тем не менее, фигуристу Николаю Панину-Коломенкину удалось стать олимпийским чемпионом. В каком году это было?
В 1900 году на II Олимпийских играх в Париже;
В 1908 году на IV Олимпийских играх в Лондоне;
В 1924 году на I Зимних Олимпийских играх в Шамони
Вопрос шестой (слайд №12)
В каком году Игры проводились в нашей стране?
В 1976
В 1980
В нашей стране Олимпийские игры еще не проводились
Вопрос седьмой (слайд №14)
Олимпийский девиз, выражающий устремление олимпийского движения звучит так:
«Быстрее, выше, сильнее»;
«Главное не победа, а участие»;
«О спорт – ты мир»;
Вопрос восьмой (слайд №16)
В зимних Олимпийских играх СССР дебютировал в:
1956 г. На VII играх в Кортина д Ампеццо (Италия);
1956г. На XVI Играх в Мельбруне (Австралия);
1952г. на XV Играх в Хельсинки (Финляндия)
Вопрос девятый (слайд №18)
Какие зимние Паралимпийские игры пройдут В Сочи 2014 году
XI
IX
X
Вопрос десятый (сайт №20)
Кто из российских (советских) олимпийцев завоевал больше всего золотых медалей:
Елена Вяльбе (лыжный спорт)
Людмила Брагина (легкая атлетика)
Лариса Латынина (спортивная гимнастика)
Ведущий: объявляется конкурс капитанов. От каждого класса к столику жюри выходят капитаны и тянут вопрос (вопросы смотри в приложении). Капитанам предлагается выйти на сцену для обдумывания и формулирования правильного ответа.
В это же время участникам предлагается вытащить карточку с изображением талисмана. В карточку необходимо вписать 1. Название талисмана; 2. Год проведения Олимпийских игр; 3. Город проведения олимпийских игр; 4. Страна проведения Олимпийских игр; 5. Порядковый номер олимпийских игр
Ведущий: Пока жюри подсчитывает набранные командами очки, вам предлагается посмотреть видео-ролик «Олимпийское наследие»
Ведущий: «Для подведения итогов и награждения слово представляется председателю жюри».
Председатель жюри оглашает итоги викторины и награждает победителей.
Звучит песня «Здравствуй, Олимпиада!» (Слайд №1)участники покидают сцену.
Самоанализ урока
Для качественного проведения урока необходима большая предварительная работа:
- формируются команды из 6 человек от каждого класса;
- выдается домашнее задание по подготовке к уроку;
- создается жюри и необходимая для его работы документация;
- готовится актовый зал и необходимые технические средства;
Важно подробно объяснить домашнее задание при подготовке к уроку-конкурсу: учащиеся должны изучить теоретический материал по истории олимпийского движения, а также изучить талисманы зимних олимпийских игр.
Для поддержания интереса и внимания использую дополнительные факты из истории олимпийского движения. В некоторых случаях применяю стихотворную форму, например при ответе о возрождении Олимпийских игр:
О, Кубертен! Великий педагог.
Он понимал значение Олимпизма.
Объединить идеей этой смог
На принципах добра и гуманизма.
Или, при ответе на вопрос «Что символизируют пять олимпийских колец?» учащиеся часто путаются в ответе материки-континенты. В этом случае обращаюсь к ним со словами:
О! Игры мира – праздник долгожданный.
В четыре года он бывает раз.
И пять колец, как символ свыше данный,
На континентах связывает нас!
Многие учащиеся не знают олимпийских чемпионов своего региона. Чтобы заинтересовать учащихся, я с группой помощников из 7 «А» класса заучили и продемонстрировали речитатив:
Родное Белогорье дало уже немало героев спорта.
Им честь и слава
Мы заучили наизусть их имена крылатые:
Юрий Куценко, Хоркина Светлана
Елена Соколова и Зуева Наталья
Тарас Хтей и Дмитрий Ильиных
Сергей Тетюхин и Вадим Хамутских
Косарев, Швед и Дмитрий Мусэрский
Эти имена знает вся страна
Ими мы гордимся и к олимпу устремимся!
Большую помощь во время проведения викторины и конкурса эмблем оказала волонтёрская группа из числа учащихся 7 «А» класса, которые заранее получили инструкции о своей деятельности. А именно, при каждой команде участников находился один волонтёр с карточкой-учета (см. приложение) и фиксировал ответы учащихся. Затем эта карточка сдавалась жюри для подсчета набранных очков. Во время конкурса эмблем, каждый прикрепленный волонтёр следил, чтобы участникам не подсказывали при заполнении карточки и исключали списывание.
Урок получился актуальным, эмоциональным, познавательным, информативным.
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №17»
Рецензия на урок
Предмет: физическая культура
преподаватели: Высоцкая И.Н., Мишурова О.Н.
классы: 5-9
06.02.2014 учителями физической культуры Высоцкой И.Н., Мишуровой О.Н. был проведен общешкольный олимпийский урок-конкурс «Здравствуй, Олимпиада!» в преддверии открытия XXII зимних олимпийских игр в Сочи. Урок имеет чёткую структуру, его отдельные элементы последовательны, грамотно регламентированы. Учителя Высоцкая И.Н., Мишурова О.Н. показали профессионализм в подборке материала для каждого этапа урока и различных видов деятельности учащихся, в свободном владении методами активного обучения (преподаватели выступали в качестве координаторов, консультантов). Профессионально созданная преподавателями мультимедийная презентация способствовала эффективности урока и созданию благоприятной атмосферы на уроке.
Умелое руководство работой учащихся позволило учителям вызвать активный интерес к истории олимпийского движения. Благодаря профессиональным и личностным качествам преподаватели создали на уроке благоприятную атмосферу, учащиеся чувствовали себя на уроке уверенно и показали высокие знания по предмету.
Глубокая продуманность этапов урока, тщательная разработка критериев результативности, выбор методического инструментария позволили учителям добиться высоких результатов. Они умело сочетают психолого-педагогические принципы развивающего обучения с методическими аспектами преподавания дисциплины.

Приложение№1
Вопросы для конкурса капитанов
Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира?
(Так как даже если шли войны, то их прекращали на время игр – «Священное перемирие».)
Какой вид спорта был включён в программу Олимпиад из-за легенды о смерти его основоположника?
(Марафонский бег.)
Когда и где были проведены первые Олимпийские игры современности?
(В 1896 г. в Афинах.)
Как зажигают олимпийский факел?
(На факел направляют пучок солнечных лучей, собранных при помощи системы линз и отражателей.)
На открытии Олимпийских игр команды идут в порядке алфавита страны-организатора. Но впереди всегда шествует команда одной и той же страны. Какой?
(Греции.)
Как называется организация, возглавляющая олимпийское движение в мире?
(Международный олимпийский комитет.)
Верно ли, что каждое из пяти переплетенных колец символизирует определенный континент?
(Верно. Олимпийское движение имеет свою эмблему – 5 переплетенных колец: голубого – Европа, желтого – Азия, зеленого – Австралия, красного – Америка и черного – Африка цветов).
Начиная с 1924 года к словам «Олимпийские игры» стали добавлять ещё одно то или другое слово-прилагательное. Какое?
(Летние, зимние.)
В чем принципиальное отличие VI, XII и XIII Олимпиад от всех остальных?
(Они вообще не проводились из-за мировых войн – 1916, 1940, 1944 гг).
Назовите имена олимпийских чемпионов Белгородского региона
(Светлана Хоркина, Зуева Наталья, Тарас Хтей и Дмитрий Ильиных, Сергей Тетюхин, Дмитрий Мусэрский
8