Компьютерная презентация «Конструирование фартука», компьютер, проектор, экран, чертеж фартука (образец-эталон в М 1:1, образцы в М 1:4 (в том числе и с дефектами); чертежные инструменты и приспособления (линейки, простые карандаши, треугольники, масштабные линейки), инструкционные карты «Расчет и построение чертежа фартука с нагрудником».
Структура урока и содержание учебного материала | Деятельность |
учителя | учащихся |
1 | 2 | 3 |
Теоретическая часть урока | | |
1.1. Организационный момент. Подготовка учащихся к занятию. | Проверяет готовность учащихся к уроку (отмечает отсутствующих). | Готовятся к уроку. Дежурные сообщают о явке учащихся. |
1.2.Целеполагание и мотивация. Задание и вопросы к учащимся: Посмотрите на экран (слайд №1) и ответьте на вопросы: Что бы вы смастерили из представленных элементов? Можно ли подобным образом создать швейное изделие, например, фартук? Какую детскую игру это напоминает? (конструктор) Известны ли вам правила конструирования изделий? Каких знаний вам не хватает для этого? Что предстоит узнать, чему будем учиться? Учитель побуждает учащихся сформулировать определение понятия «конструирование одежды» (слайд №2). Вопрос учащимся: | Организует совместное целеполагание и мотивацию на основе частично-поискового метода. Уточняет ответы учащихся, помогает формулированию темы и цели урока. Помогает учащимся дать определение понятию «конструирование одежды». | Рассматривают элементы, изображенные на слайде (анализ, синтез, сравнение, обобщение), высказывают суждения, формулируют выводы; проявляют внимательность, инициативность, фантазию. Формулируют определение понятия «конструирование одежды». |
Актуализация опорных знаний. Вопросы учащимся: Кто такие модельеры-конструкторы? Чем они занимаются? Что конструктор одежды должен знать, чтобы построить выкройку изделия? Задание учащимся: заполните пропущенные места в таблице (повторение мерок) (слайд № 3). Вопрос учащимся: | Организует фронтальную работу на основе репродуктивного метода с использованием слайдов презентации. обобщение и систематизация материала, оказание помощи в грамотном формулировании ответов учащихся. | Отвечают на вопросы, систематизируют информацию в табличной форме, опираясь на свой жизненный опыт и приобретенные ранее знания. |
Работа по теме урока. Вопрос учащимся: А знаете ли вы правила оформления чертежей? Какие линии и условные обозначения применяются? На какой бумаге лучше выполнять построение чертежей? С помощью чего можно выполнить чертеж в тетради в уменьшенном виде? Что можно использовать для обводки готовых чертежей? С чего начать построение чертежа? Что будет определять длину и ширину конструктивных отрезков? Чертежи конструкции строятся с припусками на швы или нет? С помощью какого инструмента можно провести кривые линии? Учитель: Чертежи выкроек выполняются в соответствии с определенными правилами. Познакомьтесь с основными линиями и условными обозначениями (слайд № 6). Чертеж строят в тонких линиях, а, построив, обводят сплошной основной линией. | Побуждает учащихся к определению темы практической работы и помогает ее формулированию. Организует обсуждение по вопросам, уточняет ответы учащихся, вносит коррективы по необходимости. Организует фронтальную работу на основе информационно-рецептивного с использованием компьютерной презентации. | Формулируют тему практической работы, записывают в тетрадь. Решают познавательные задачи (анализ, сравнение, синтез, установление причинно-следственных связей, обоснование, выводы). Высказывают идеи, суждения, анализируют их, опираясь на свой жизненный опыт и приобретенные ранее знания. Самоанализ, самоконтроль. |
Практическая часть урока | | |
2.1. Расчет и построение чертежа фартука с нагрудником. 1![](https://fsd.multiurok.ru/html/2016/12/24/s_585df2d84b6d1/513455_1.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2016/12/24/s_585df2d84b6d1/513455_2.png) . Строим т. В (слайд № 7) 2. Ширина изделия ВВ1 = Сб : 2 +6 = (↓) (слайд № 8) Что в изделии определяет отрезок ВВ1? 3.Положение линии талии ВТ = Дн = (←) (слайд № 9) Положение какой линии определяет точка Т? 4. Положение линии низа ТН = Днч = (←) (слайд № 10) Положение какой линии определяет точка Н? 5. Ширина нагрудника вверху ВВ2 = 8 см (слайд № 11) 6. Ширина нагрудника внизу ТТ2 = 10 см Какую деталь фартука построили? Что в этой детали определяют отрезки ВВ2 и ТТ2? 7. Положение кармана по высоте ТК = 7 см (←) (слайд № 12) Что определяет точка К? 8. Построение кармана КК1 = 7 см (↓) (слайд № 13) 9. К1К3 = 14 см (←) 10. К1К2 = 14 см (↓) Какой формы карман? 11. Ширина пояса = 3 см (слайд № 14) 12. Длина пояса = Ст + 30 см = 13. Ширина бретели = 5 см (слайд № 15) 14. Длина бретели = 50 см Итак, чертеж фартука с нагрудником построен в тонких линиях. Как выделить готовую конструкцию фартука? Задание: Сравните полученный чертеж с образцом эталоном и обведите сплошной основной линией контуры выкройки (слайд № 16). | Организует работу на основе информационно-рецептивного и репродуктивного методов с использованием фрагментов построения чертежа на слайдах презентации по установленному порядку. Осуществляет контроль за соблюдением последовательности и правильности выполнения работы, вносит коррективы. | Выполняют расчет и построение чертежа фартука с нагрудником, опираясь на фрагменты построения на слайдах презентации по установленному порядку. Решают познавательные задачи (анализ, сравнение, выводы, обоснование). Самоконтроль, самокоррекция, самоанализ. |
Закрепление изученного: А теперь проверьте свои знания. От какой мерки зависит ширина нижней части фартука? (слайд № 18) Какими буквами обозначаются точки, расположенные на линии низа фартука? (слайд № 19) Почему точки, расположенные по линии низа нагрудника, обозначаются буквами «Т»? (слайд № 20) Для чего снимают мерки? (слайд № 21) Назовите горизонтальные линии фартука. | Организует фронтальную работу на основе репродуктивного и частично-поискового методов по закреплению изученного материала. | Решают познавательные задачи (анализ, сравнение, выводы, обоснование). |
Подведение итогов и заключительный инструктаж. Вопросы учащимся (слайд № 22): Чему сегодня учились? Справились ли с заданием? Какие трудности вы испытывали в процессе урока? В чем их причина? Над чем еще предстоит работать? Оцените свои работы (или в парах работы друг друга). Пригодятся ли в жизни полученные на уроке знания и умения? Оценка работ: | Организует фронтальную работу по обсуждению итогов урока, оценке работ, результативности. Выставляет и комментирует оценки. | Анализируют, сравнивают работы, делают выводы, аргументируют, дают самооценку (рефлексия процесса и результата). |
Домашнее задание. | | |
Уборка рабочих мест. | | |