СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Конструирование фартука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по технологии для девочек 5 класса на тему "Конструирование фартука" 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Конструирование фартука"»

Урок технологии в 5 классе


Тема программы: Конструирование и моделирование фартука.

Тема урока: Конструирование фартука. Построение чертежа фартука в М 1:4.


План содержания.

  1. Понятие о конструировании одежды:

знания – определение «выкройка», «детали изделия»; линии, мысленно проводимые на фигуре человека через ориентирные точки – конструктивные линии; масштабная линейка, масштаб 1:4 и 1:1; мерки, необходимые для построения чертежа выкройки фартука (1);

умения - представлять в пространстве расположение основных конструктивных линий на фигуре человека; представлять чертеж выкройки швейного изделия как перенесенную на плоскость объемную форму; понимать назначение масштабной линейки; измерять фигуру для построения чертежа выкройки (1).

  1. Общие правила построения и оформления чертежей:

знания – линии построения чертежа, обводка готового чертежа, чертежные инструменты (1).

умения – выполнять построение чертежа выкройки фартука в тонких линиях, выполнять обводку готовой выкройки толстыми линиями (1).

  1. Расчет и построение чертежа фартука с нагрудником:

знания – конструктивные линии, сетка чертежа, расчет величин отдельных участков конструкции по формулам; последовательность построения чертежа фартука в М 1:4; детали изделия; осуществление промежуточного и итогового контроля работы посредством сравнения с образцом-эталоном (1);

умения – выполнять расчет и построение чертежа фартука в установленной последовательности, овладеть приемами построения чертежа, различать конструктивные линии, сетку чертежа, различать детали фартука, осуществлять промежуточный и итоговый контроль. (1).


Цели урока:


Учебные:

  • формирование представлений о чертеже выкройки швейного изделия как о перенесенной на плоскость объемной форме;

  • закрепление пространственных представлений о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки;

  • формирование умений производить расчет величины отдельных участков конструкции по формулам;

  • формирование умений строить чертеж фартука в М 1:4: пользоваться масштабной линейкой, наносить основные конструктивные линии, строить сетку чертежа, обводить готовую выкройку;

  • формирование знаний о деталях фартука и умений их различать.


Развивающие:

  • развитие умений по актуализации полученных ранее знаний и применения их при решении конкретных задач;

  • развитие пространственных представлений;

  • развитие внимания, речи, мышления (анализ, сравнение, синтез, установление причинно-следственных связей, обобщение);

  • развитие функций целеполагания;

  • развитие способностей к самоорганизации, самокоррекции, самоконтролю.


Воспитательные:

  • развитие и совершенствование таких качеств личности, как организованность, самостоятельность, аккуратность, усидчивость, терпение, ответственное отношение к работе, культура труда.


Тип урока: комбинированный.


Средства обучения:

Компьютерная презентация «Конструирование фартука», компьютер, проектор, экран, чертеж фартука (образец-эталон в М 1:1, образцы в М 1:4 (в том числе и с дефектами); чертежные инструменты и приспособления (линейки, простые карандаши, треугольники, масштабные линейки), инструкционные карты «Расчет и построение чертежа фартука с нагрудником».


Методы обучения:

  • информационно-рецептивный (объяснение, показ, инструктаж);

  • репродуктивный (воспроизведение информации, выполнение упражнений);

  • частично-поисковый.

Ход урока.


Структура урока и содержание учебного материала

Деятельность

учителя

учащихся

1

2

3

    1. Теоретическая часть урока



1.1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к занятию.


Проверяет готовность учащихся к уроку

(отмечает отсутствующих).

Готовятся к уроку.

Дежурные сообщают о явке учащихся.

1.2.Целеполагание и мотивация.

Задание и вопросы к учащимся:

Посмотрите на экран (слайд №1) и ответьте на вопросы:

  • Что бы вы смастерили из представленных элементов?

  • Можно ли подобным образом создать швейное изделие, например, фартук?

  • Какую детскую игру это напоминает? (конструктор)

  • Известны ли вам правила конструирования изделий?

  • Каких знаний вам не хватает для этого?

  • Что предстоит узнать, чему будем учиться?


Учитель побуждает учащихся сформулировать определение понятия «конструирование одежды» (слайд №2).

Вопрос учащимся:

  • Какое бы вы дали определение понятию «конструирование одежды»?


Организует совместное целеполагание и мотивацию на основе частично-поискового метода. Уточняет ответы учащихся,

помогает формулированию темы и цели урока.








Помогает учащимся дать определение понятию «конструирование одежды».

Рассматривают элементы, изображенные на слайде (анализ, синтез, сравнение, обобщение), высказывают суждения, формулируют выводы; проявляют внимательность, инициативность, фантазию.




Формулируют определение понятия «конструирование одежды».

    1. Актуализация опорных знаний.


Вопросы учащимся:

  • Кто такие модельеры-конструкторы? Чем они занимаются?

  • Что конструктор одежды должен знать, чтобы построить выкройку изделия?

Задание учащимся: заполните пропущенные места в таблице (повторение мерок) (слайд № 3).

Вопрос учащимся:

  • Какие мерки записываются в половинном размере? Почему? (слайд № 4)

  • Почему чертеж изделия строится только на половину фигуры?




Организует фронтальную работу на основе репродуктивного метода с использованием слайдов презентации. обобщение и систематизация материала, оказание помощи в грамотном формулировании ответов учащихся.




Отвечают на вопросы, систематизируют информацию в табличной форме, опираясь на свой жизненный опыт и приобретенные ранее знания.

    1. Работа по теме урока.


Вопрос учащимся:

  • Можете ли вы сами сформулировать тему нашей практической работы?

  • Запишите в тетради название практической работы «Расчет и построение чертежа фартука с нагрудником» (слайд № 5).


  • А знаете ли вы правила оформления чертежей? Какие линии и условные обозначения применяются?

  • На какой бумаге лучше выполнять построение чертежей?

  • С помощью чего можно выполнить чертеж в тетради в уменьшенном виде?

  • Что можно использовать для обводки готовых чертежей?

  • С чего начать построение чертежа?

  • Что будет определять длину и ширину конструктивных отрезков?

  • Чертежи конструкции строятся с припусками на швы или нет?

  • С помощью какого инструмента можно провести кривые линии?

Учитель:

Чертежи выкроек выполняются в соответствии с определенными правилами. Познакомьтесь с основными линиями и условными обозначениями (слайд № 6). Чертеж строят в тонких линиях, а, построив, обводят сплошной основной линией.



Побуждает учащихся к определению темы практической работы и помогает ее формулированию.


Организует обсуждение

по вопросам, уточняет ответы учащихся, вносит коррективы по необходимости.

Организует фронтальную работу на основе информационно-рецептивного с использованием компьютерной презентации.












Формулируют тему практической работы, записывают в тетрадь.



Решают познавательные задачи (анализ, сравнение, синтез, установление причинно-следственных связей, обоснование, выводы). Высказывают идеи, суждения, анализируют их, опираясь на свой жизненный опыт и приобретенные ранее знания. Самоанализ, самоконтроль.






  1. Практическая часть урока



2.1. Расчет и построение чертежа фартука с нагрудником.


1. Строим т. В (слайд № 7)

2. Ширина изделия ВВ1 = Сб : 2 +6 = (↓) (слайд № 8)

Что в изделии определяет отрезок ВВ1?

3.Положение линии талии ВТ = Дн = (←) (слайд № 9)

Положение какой линии определяет точка Т?

4. Положение линии низа ТН = Днч = (←) (слайд № 10)

Положение какой линии определяет точка Н?

5. Ширина нагрудника вверху ВВ2 = 8 см (слайд № 11)

6. Ширина нагрудника внизу ТТ2 = 10 см

Какую деталь фартука построили? Что в этой детали определяют отрезки ВВ2 и ТТ2?

7. Положение кармана по высоте ТК = 7 см (←) (слайд № 12)

Что определяет точка К?

8. Построение кармана КК1 = 7 см (↓) (слайд № 13)

9. К1К3 = 14 см (←)

10. К1К2 = 14 см (↓)

Какой формы карман?

11. Ширина пояса = 3 см (слайд № 14)

12. Длина пояса = Ст + 30 см =

13. Ширина бретели = 5 см (слайд № 15)

14. Длина бретели = 50 см

Итак, чертеж фартука с нагрудником построен в тонких линиях.

Как выделить готовую конструкцию

фартука?

Задание: Сравните полученный чертеж с образцом эталоном и обведите сплошной основной линией контуры выкройки

(слайд № 16).





Организует работу на основе информационно-рецептивного и репродуктивного методов с использованием фрагментов построения чертежа на слайдах презентации по установленному порядку.

Осуществляет контроль за соблюдением последовательности и правильности выполнения работы, вносит коррективы.




Выполняют расчет и построение чертежа фартука с нагрудником, опираясь на фрагменты построения на слайдах презентации по установленному порядку.

Решают познавательные задачи (анализ, сравнение, выводы, обоснование).

Самоконтроль, самокоррекция, самоанализ.

    1. Закрепление изученного:


А теперь проверьте свои знания.

  • Назовите детали фартука (слайд № 17)

  • От какой мерки зависит ширина нижней части фартука? (слайд № 18)

  • Какими буквами обозначаются точки, расположенные на линии низа фартука? (слайд № 19)

  • Почему точки, расположенные по линии низа нагрудника, обозначаются буквами «Т»? (слайд № 20)

  • Для чего снимают мерки? (слайд № 21)

  • Назовите горизонтальные линии фартука.




Организует фронтальную работу на основе репродуктивного и частично-поискового методов по закреплению изученного материала.



Решают познавательные задачи (анализ, сравнение, выводы, обоснование).

  1. Подведение итогов и заключительный инструктаж.

Вопросы учащимся (слайд № 22):

  • Чему сегодня учились?

  • Справились ли с заданием?

  • Какие трудности вы испытывали в процессе урока? В чем их причина?

  • Над чем еще предстоит работать?

  • Оцените свои работы (или в парах работы друг друга).

  • Пригодятся ли в жизни полученные на уроке знания и умения?

Оценка работ:

    • Анализ правильности и аккуратности выполнения практической работы

    • Анализ допущенных ошибок

    • Показ лучших чертежей

    • Выставление оценок



Организует фронтальную работу по обсуждению итогов урока, оценке работ, результативности. Выставляет и комментирует оценки.



Анализируют, сравнивают работы, делают выводы, аргументируют, дают самооценку (рефлексия процесса и результата).

  1. Домашнее задание.



  1. Уборка рабочих мест.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!