МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБЩЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА № 58 Г. ТОМСКА
Бирюкова ул., д.22, Томск, 634062, тел.: 68-13-17, факс: (3822) 67-88-78, e-mail: school58@tomsk.net
ОКПО 3628716 ИНН/КПП 7020014798/701701001
Разработка учебного занятия к презентации
История костюма
Тема: «Возникновение одежды. Стиль в одежде».
Центр организационно-методической работы, конкурс «Учитель методист»
Номинация «Лучшая презентация к уроку».
Разработала урок:
Жданова Татьяна Анатольевна,
учитель технологии
МАОУ «СОШ №58»
первой квалификационной категории
Томск 2017
История костюма.
Тема: «Возникновение одежды. Стиль в одежде».
Цели: «Ознакомление с видами и понятиями возникновения одежды, формирование умения определять стили в одежде»
Задачи:
Развить воображение учащихся с опорой на их личный опыт;
Развить общее представление о видах, понятиях стилей и силуэтов;
Узнать возрождение одежды через века;
Привлекать учащихся творчеству по истории костюма;
Развивать творческое мышление и отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности;
Приобретении опыта в выполнение практической работу (эскиз или коллаж исторического костюма с помощью разнообразных лоскутков ткани)
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, рисунки костюмов, модели из журналов мод, альбомный лист, кукла бумажная, ткань, нитки, краски акварельные, цветные карандаши, кисти, палитра, ножницы, клей ПВА, салфетку.
Метод обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, практическая работа
Формирование УУД: личностные, познавательные, коммуникативные
Ход занятия.
I Организационный момент
Цель: активизировать познавательную активность учащихся, психологический настрой учащихся, обеспечение комфортной обстановки на уроке
Учитель: Подготовка рабочих мест
Введение в атмосферу общения
Здравствуйте! Я рада вас видеть! Здравствуйте.
Я желаю вам удачи и хорошего настроения.
Учащиеся сидят в классе, на столах лежит все к занятию.
II Изучение нового материала
Цель: дать учащимся представление о историческом костюме, современном. Понятие Стиль в одежде
Учитель: Мы с вами начинаем изучать тему история костюма.
Рассмотрим возникновения костюма и выполним практическую работу эскиз или коллаж исторического костюма.
Учитель: Давайте рассмотрим, как история костюма повлияло на развитие одежды. Немного исторической справки
Историческое развитие одежды
Слайд №1
История костюма представляет собой отражение истории человека и человеческого общества. Социальное устройство общества, культура, мировоззрение, уровень развития техники, торговые связи между странами - все это в той или иной степени находило выражение в тех костюмах, которые носили люди в определенную эпоху.
Современный костюм - это результат длительной эволюции, определенный итог творческих открытий и достижений, плод усовершенствованного опыта многих поколений и одновременно образ человека нашего времени, в котором нашли воплощение все основные ценности современного общества.
Учитель: Когда появилась первая одежда? (Ответы учащихся)
Одежда появилась в далекой древности как средство защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою и, что не менее важно, как средство защиты от злых сил.
В первобытный строй возникла необходимость защиты тела от холода, что привело к появлению одежды из шкур. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов. Шкуры животных до сих пор являются важнейшим материалом для изготовления одежды. А великим изобретением стало использование состриженной шерсти животных. Люди стали ткать ткань. А раз стала ткань, значит она становится основным материалом для изготовления одежды.
Поэтому в обществах древнего мира основным материалом для изготовления одежды была ткань (Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, Древний Рим). При этом форма костюма была обусловлена теми климатическими условиями и материалами, которые были для данного региона. Они представляли несколько кусков ткани, которые не сшивались, но искусно драпировали фигуру человека.
Костюм состоял из двух частей:
Слайд №2
1.нижней рубахи - хитона
2.верхней накидки – гиматия
Одежда древних египтян была очень простой по крою.
Слайд №3
Одежда древних египтян была очень простой по крою. До третьего тысячелетия до н.э. одежда мужчин состояла из пояса, набедренной повязки и плаща. Затем набедренные повязки все более усложняются, и форма зависит от социального статуса обладателя.
Женская одежда Древнего царства - представляла собой обернутое вокруг тела полотнище, зашитое с боков, с пришитыми одной или двумя лямками.
Одежда Древнего Востока.
Слайд №4
Народы Древнего Востока умели изготавливать тонкие и красивые ткани. Какие ткани использовали жители Древнего Востока?
Жители Древнего Востока носили штаны - ноговцы
распашную одежду - кафтан, надеваемый поверх рубахи, задрапированной юбки и круглой накидки, заложенной с кладками.
Эту одежду шили только из ткани, была расшита золотыми нитками и носили ее знатные люди.
КОСТЮМ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Слайд №5
Наследницей античной цивилизации стала Восточная Римская империя - Византия. Мир вещей человека средневековья был ограничен, они отличались грубостью изготовления, но были удобны и прочны, просты и лаконичны в декоре. Одежда простолюдина изготавливалась из кожи, меха, льняного и конопляного полотна. Одежду на продажу шили ремесленники – портные или женщины из небогатых семей.
Одежда состояла –
из туники с длинными рукавами, длинна зависела от социального положения
Штанов-ноговиц и плаща
Мантии
КОСТЮМ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Слайд №6
XIII в. можно назвать веком «революции в крое», так как именно тогда начали формироваться основные типы современных покроев одежды.
В XIII в появляется прообраз белья - нижняя рубаха, сверху которого надевали верхние и нижние платье с новыми элементами кроя. Одежды были удлиненными и шились из шерстяных тканей, парчовые наряды одевались только в торжественных случаях. Особенно в женском костюме старались добиться максимального прилегания одежды к телу с помощью шнуровки.
КОСТЮМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд №7
Эпоха ВОЗРОЖДЕНИЯ – эпоха гуманизма, воспевшая человека, познающего окружающий мир, свободную творческую личность, человеческого достоинство.
Это происходит под влиянием итальянского костюма, стремление которого подчеркнуть в костюме индивидуальность человека.
В платьях стали применять кружева, ажурную вышивку. Изготовление кружев стала Италия. Поэтому дорогим и модным украшения костюма были кружева, чаще всего итальянской работы.
Искусство изготовления костюма достигло высочайшего уровня. Ремесло портного было потомственным и достаточно уважаемым.
Цехи портных имели специальные книги, где были собраны образцы модных покроев, и используясь этими образцами и мерками своего заказчика, портной шил модный костюм точно по фигуре
В 1527 году согласно мирному договору между Францией и Испанией, Италия перешла под власть Испании, и постепенно итальянский костюм стал терять свое своеобразие, подчиняясь испанской моде.
Корсет начали носить первыми итальянки. Он был металлическим. Именно итальянки первыми стали надевать к платьям с лифом, заканчивающимся спереди острым углом (мысом). Как вы, считаете, для чего носили корсет? (ответы учащихся)
А во Франции появился новый вид корсажа юбки - так называемые французские фижмы - большой валик, набитый паклей, который надевали на бедра под юбку вместо нижней юбки с пришитыми обручами.
КОСТЮМ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII вв.)
Слайд №10
Большое влияние на европейский костюм оказала Тринадцатилетняя война.
Костюм мужской - стал более легким, динамичным, свободным, соответствующим образу человека нового времени – ловкого молодого царедворца и дуэлянта.
Женский костюм также меняется – исчезают металлические корсеты, линия талии становится, объемы увеличиваются, появляются элементы мужской моды большие отложные воротники, манжеты, шляпы, крой лифа напоминает покрой пурпуэна. Такие платья стали называть «удобными».
Огромное внимание уделяли женской моде, так как женщина была в центре придворной жизни, являлась украшением двора.
В моду снова возвращается корсет - он стал более легким, на китовом усе, появляются нижние юбки из ткани, прошитые китовом усом.
КОСТЮМ XIX.
Слайд №11
После 1789-1794 гг. изменилась мода.
В Англии появляются первые денди изысканно одетый человек, щеголь, франт, который сделали свой костюм предметом особых забот - индивидуальность в изысканном покрое, безукоризненной посадке одежды на фигуре и отточенных деталях.
В мужской моде победил рациональный костюм английского стиля.
В женском костюме победила античная мода.
В женский костюм состоял из юбки и короткого жакета карако напоминающего мужской фрак. Эти костюмы, сшились часто из мужских шерстяных тканей, шил мужской портной. Женщины носили мужские шляпы, трехцветные розетки и ленты. В 1755 году в Англии создана первая швейная машинка, то есть изделия стали шить на швейных машинках.
Бурное развитие модной индустрии в 19 веке привело к тому, что в Париже возникла «высокая мода» («от кутюр» - «высокое шитье»). Идея пришла создателю «высокой моды» Ч.-Ф. Ворту. Именно Чарльз Фредерик Ворт изобрел профессию манекенщицы, и его жена Мария Ворт была, можно сказать, первой топ-моделью и демонстрировала новые модели в высшем обществе.
КОСТЮМ XX в.
Слайд №13
В конце 19 века Модный костюм, создаваемый домами моды казался символом положения женщины в обществе - неудобный, со многими метрами ткани в длинных юбках и шлейфах - полная противоположность удобному рациональному мужскому костюму, который тогда в полной мере отвечал требованиям активному образу жизни. Поэтому в 20 веке костюм начал меняться, он становиться более удобным. В одежде в целом происходит демократизация, так как ее потребители оказываются от прежних, строгих правил, например, мужчинам возможно летом в неофициальной остановке носить рубашку без пиджака, кепи и мягкие шляпы вместо цилиндра и котелка. Одновременно повышается качество готовой одежды, усложняется покрой. Дома моды в свои коллекции включают вечерние и повседневные туалеты, домашнюю и спортивную одежду.
С временами менялась мода, а вместе с модой менялись стили. Каждая историческая эпоха характеризуется определенным стилем одежды.
Мода меняется, меняется и стили.
Учитель: прежде чем мы перейдем к следующему слайду, рассмотрим понятие о стили, давайте поразмышляем : Что такое стиль?
Учитель слушает выводы учащихся, что такое стиль. (открывает слайд и сравнивает)
Понятие о стиле.
Слайд № 14
Стиль - наиболее общая категория художественного мышления характерная для определенного этапа его развития.
В стиле выражается система идеи и взглядов, в которой отражено мировоззрение эпохи.
Поэтому стиль можно считать общим художественным выражением эпохи, отражением художественного переживания человеком своего времени. Каждый стиль в процессе своего развития переживает определенные стадии: зарождения, апогея, упадка.
Какие исторические стили в одежде вы знаете? (ответы учащихся должны быть по пройденному материалу на этом занятии)
Древнегреческий
Готический
Ренессанс
Борокко
Рококо
Классицизм
Ампир
Романтизм
Модерн
Почему человеку говорят «стильный»? (ответы учащихся)
Среди множества стилей можно выделить те, которые называют «классическими» это стили, которые не выходят из моды.
Показываем учащимся слайды, каждого стиля.
Слайды № 15-18
Стили бывают:
Классический
Спортивный
Романтический
Фольклорный
Стили от авторов («Шанель», «Диор», «Версаче»)
Учитель: На занятие мы окунулись в историю возникновения костюм, как с каждой эпохой менялась мода.
Рассмотрели, какие бывают стили в одежде и что же такое стиль .
И мне хотелось бы предложить вам задание.
III Закрепление учебного материала
Цель: обобщить полученные знания в ходе урока и выполнить практическую работу в группах.
Практическая работа
Изготовьте по пройденному материалу эскиз или коллаж исторического костюма.
На столах лежат бумажные куклы. Куклу нужно перевести на альбомный лист и одеть ее в исторический костюм. Можно сделать эскиз костюма или коллаж из разнообразных кусочков ткани, которые лежат у вас на столах.
Первая группа: исторический костюм древнего востока и средневековье
Вторая группа: костюм IX века и костюм XX века
На выполнения работы 30 мин
IV Итог занятия
Цель: обобщить знания по теме «Возникновение одежды. Стиль в одежде»
Предлагаю украсить дерево нашими великолепными работами групп «Мир костюма» (на доске нарисовано дерево с названиями разных эпох), нужно каждой группе поместить свои работы на дерево (учащиеся крепят костюмы на дерево аргументируют свой ответ)
Учитель Что, узнали нового? (учащиеся отвечают).
Что было интересно? (учащиеся отвечают).
Что было трудно? (учащиеся отвечают).
Занятие завершено, всем спасибо за работу!