СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Корень.Виды корневых систем"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок разработан в соответствии с фгос

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Корень.Виды корневых систем"»

Филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Вяткинская СОШ» - «Беловская ООШ»











Урок по биологии

Тема: «Виды корней и типы корневых систем»

6 класс









Подготовила:

Шатилова Вера Васильевна,

учитель биологии









2019 год




Тема урока: «Виды корней и типы корневых систем»

Тип урока: комбинированный.

Цель: углубить знания о строении растений, сформировать понятие о корне как о вегетативном органе.

Задачи урока:

Образовательные:

Продолжить знакомство учащихся с органами растения.

Познакомить обучающихся с функциями корня, сформировать представление о многофункциональности этого органа.

Доказать, что каждое растение имеет не один корень, а корневую систему,

что корни различны по происхождению, а корневые системы разнообразны по форме.

Развивающие:

Развить у учащихся навыки распознавать на гербарном материале типы корневых систем.

Воспитывающие:

Показать значимость корневой системы для растения.

Воспитывать дисциплинированность, ответственное отношение и любовь к природе.

Формирование УУД:

Предметные:

- научиться различать виды корней, типы корневых систем, знать функции корня.

Коммуникативные:

- развитие навыков выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать выводы;

- умение работать в группе (планировать работу, распределять её между членами группы, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести диалог);

- умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи, построения логических рассуждений.

Регулятивные:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные:

- объяснять отличие стержневой и мочковатой корневых систем, особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений.

Личностные:

формирование познавательного интереса к предмету изучения.


Используемые технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающая, исследовательская, ИКТ

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы: частично-поисковый, проблемное обучение.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, учебно-методическая карта, гербарные образцы растений со стержневой и мочковатой корневой системой.

Демонстрационный материал: презентация по теме: “Виды корней. Типы корневых систем»

Основные термины и понятия:  главный корень, боковые корни, придаточные корни, корневая система (стержневая, мочковатая)

Технологическая карта урока

Этап урока

Задачи этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация учебной деятельности.

Создать благоприятный настрой на работу.

1 мин.

Здравствуйте ребята! Садитесь.

Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех.


В течение урока мы будем работать с маршрутными листами.

Познакомьтесь с ним (Приложение 1).

Маршрутный лист, включает в себя: перечень видов работ на уроке, место для самооценки для каждой работы.

Оценивать свою работу вы будете при помощи листа самооценки (Приложение 2).

Посмотрите критерии оценки. У кого есть вопросы?

После выполнения каждого задания оценивать свою работу.


Сообщают о готовности к уроку.


Включение в деловой ритм





Самостоятельная работа: знакомство с маршрутным листом.






Самостоятельная работа:

знакомство с листом самооценки.

Регулятивные:

формирование способности к организации своей деятельности

2. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации.

Актуализировать опорные знания, заинтересовать учащихся, подвести к теме урока.

2 мин.

-На какие органы можно разделить органы растения?

-Какие генеративные органы вы знаете?

-Перечислите вегетативные органы

Сегодня мы будем говорить об органе, который лежит в черном ящике.

Учитель загадывает следующие загадки.

- Если сравнить растение с зонтиком, то я ручка этого зонта.

- Если сравнить растение с домом, то я кладовая этого дома.

- А еще я похож на насос, качающий воду


-О каком органе растения идет речь?





-Сформулируйте тему урока


Тема урока «Корень»

Учитель показывает на гербарном материале «Виды корней и типы корневых систем

На вегетативные и генеративные

Цветок. Плод.

Побег. Корень.


















Учащиеся дают отгадку, что загаданный объект - это корень

формулируют тему урока и

записывают тему в маршрутный лист.

Самооценка



Регулятивные:

умение определять тему урока.

Личностные:

осознание необходимости изучения темы;

самоконтроль и самооценка

3. Постановка цели и задач урока.

Обеспечить принятие ими задач урока.

2 мин.

-А что вы уже знаете про корень? Что можете рассказать своим товарищам?







-Что хотите еще узнать?





-Исходя из названия темы, попробуйте сформулировать цель урока


Цель урока:

сформировать знания о корне, как части растительного организма, о видах корней и типах корневых систем




-А какие задачи нам предстоит сегодня решить для того, чтобы реализовать цель?


Планирование деятельности на уроке (запись на доске):

1.что такое корень;

2.функции корня;

3.виды корней;

4 типы корневых систем;

5.практически научиться определять типы корневых систем

Орган растения

находится в почве. Поглощает воду и другие вещества.




О строении, значении, видах корней.




Учащиеся предлагают свои варианты.



Запись цели в маршрутный лист.

Самооценка









Учащиеся предлагают свои варианты

Самооценка

Регулятивные:

умение определять цель и задачи урока; планировать учебную деятельность.

Личностные:

самоконтроль и самооценка

4. Изучение нового материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемой темы.

15 мин.

Ставит проблему:

- Что же такое корень? Сформулируйте самостоятельно в группе определение

Обращает внимание ребят на высказывание, написанное на презентации, и просит

сравнить с тем определением, которое сформулировали сами.








- С первой задачей урока мы справились.




-Как любой орган корень должен выполнять определенные функции.

-Как вы считаете, какие функции выполняет корень?



Учитель

Обращает внимание ребят на высказывание, написанное на презентации, о функциях корня.









- Со второй задачей урока мы справились.





- У растений встречаются разные виды корней.


Организует работу в парах.

Задание парам:

Используя текст учебника стр.24 заполните схему «Виды корней»









- С третьей задачей

урока мы справились







Дает определение корневой системе:

Корневая система- это все корни данного растения




Организует работу в парах.

Задание парам:

Используя текст учебника стр.24-26 заполните схему «Типы корневых систем»








Приводит примеры двудольных растений, имеющих стержневую корневую систему

Приводит примеры однодольных растений, имеющих мочковатую корневую систему

Высказывают свое мнение.

Фронтальная работа

(уч-ся обращаются к презентации и дают определение)

Корень – это вегетативный орган растения.

Запись определения в маршрутный лист.

Самооценка












Отвечают на вопрос учителя.











Записывают функции корня в схему маршрутного листа (Ось 1)

Сравнивают свой ответ с правильным ответом Самооценка





















Работа в парах (стр. уч.24)

Учащиеся заполняют схему «Виды корней»

в маршрутном листе

Сравнивают свой ответ с правильным ответом на листе

Самооценка










Запись определения в маршрутном листе





Учащиеся заполняют схему «Типы корневых систем»

в маршрутном листе

Сравнивают свой ответ с правильным ответом

Самооценка

Личностные: проявлять творческое отношение к процессу обучения

самоконтроль и самооценка


Предметные:

давать определение понятиям: корень, корневая система

( стержневая, мочковатая);

называть функции корня;

различать виды корней.

Регулятивные:

работать по плану, сверять с целью, находить и исправлять ошибки


Познавательные:

уметь обобщать полученную информацию



Коммуникативные:

согласовать позиции и находить общее решение

5.Физкультминутка

Сменить вид деятельности.

2 мин.

Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.


Отдыхают, развивают память и внимание.

Личностные:

формирование ответственного отношения к своему здоровью

6. Первичное закрепление знаний самопроверкой по эталону

Выявить качество усвоения знаний, установить причины выявленных недостатков.

10 мин

Учитель организует выполнение лабораторной работы № 13на стр. 30-32(работа в группе)


Учащиеся оформляют лабораторную работу в маршрутном листе

Самооценка.

Познавательные:

определение особенностей внешнего строения корня.

Коммуникативные:

умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Регулятивные:

работа в соответствие с поставленной задачей.

Личностные:

самоконтроль и самооценка

7.Включение нового знания в систему знаний.

Закрепить полученные знания на практике.

8 мин

Предлагает разгадать кроссворд «Виды корней. Типы корневых систем»

Работают над кроссвордом


Самооценка.

Регулятивные:

оценивать уровень усвоения материала, самостоятельно исправлять ошибки

Личностные:

самоконтроль и самооценка

8 Рефлексия.


3 мин.

Объясняет задание рефлексии

Выберите флажок, цвет которого зависит от вашей активности на уроке, и разместите его на лесенке знаний, в зависимости от удовлетворенности уроком (красный цвет - я был активным и все понял, желтый - средняя активность, понял, но надо подучить; зеленый цвет - низкая активность и недостаточно знаний)

Выбирают флажки определенного цвета, и размещают на лесенке знаний в зависимости от удовлетворенности уроком.

Самооценка.

Регулятивные:

оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях


Личностные:

самоконтроль и самооценка

9.Итог урока и домашнее задание


2 мин.

Дифференцирует домашнее задание

1.Работа с учебником §4стр.24-26, ответ на вопросы после параграфа (1-6).

2. Для любознательных с. 37

Интернет ссылка


Спасибо за урок. Мне было приятно с вами сегодня работать.


Регулятивные:

планировать деятельность в учебной ситуации.




Приложение 1

Маршрутный лист


Тема:______________________________________________________________


Цель урока:


Задачи урока:_____________________________________________________________


И зучение нового материала

1.Корень - это


2.Функции корня

Д ля формирования знаний о функциях корня, познакомьтесь с разделом “Функции корня” параграфа 4стр. 24 учебника (заполните схему 1)

1. Виды корней

2.Типы корневых систем

3.Функции корней

Зоны корня

Функции



3.Виды корней

Познакомьтесь с разделом “Виды корней” параграфа 4учебника стр.24. рисунуки , выпишите их разновидность.

4.Типы корневых систем

Корневая система - это

Познакомьтесь с разделом “Типы корневых систем” параграфа 4учебника стр. 24-26., выпишите их разновидность

5.Лабораторная работа. “Типы корневых систем ”.

Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем

Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

Ход работы

  1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

  2. Прочитайте в учебнике (параграф 4, с.24-26 «Типы корневых систем»), какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой

6. Заполните таблицу.

7. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.

8. Заполните схему

Название растения

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы







Вывод:


6.Закрепление знаний «Кроссворд»


1.       Корни, образующиеся на стебле, а иногда и листьях растения.

2.       Тип корневой системы, при которой имеется корень, сильнее всех развитый

3.       Агротехнический прием, заключающийся в обрывании землей стебля растения для увеличения массы корневой системы.

4.       Тип корневой системы, характерный для однодольных растений: пшеницы, лука, ячменя.

5.       Вид корней, отрастающих от главного корня

6 .       Первый корень, образующийся при прорастании зародыша семени.

7.       Орган растения, укрепляющий его в почве и снабжающий растение водой и минеральными веществами.



Рефлексия. Оценивание своей работы

Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке.

1.Выберите флажок, цвет которого зависит от вашей активности на уроке и разместите его на лесенке знаний в зависимости от удовлетворенности уроком (красный цвет - я был активным и все понял, желтый - средняя активность, понял, но надо подучить; зеленый цвет – низкая)


2 . Общее количество набранных баллов


Похвалите себя!


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Самооценка на разных этапах урока

Критерии оценки:

Самостоятельно справился с заданием - 2 балла,

Обращался за помощью для выполнения задания – 1 балл,

не справился с заданием, требуется помощь – 0 баллов.

№ этапа

Этапы работы на уроке

Самооценка

1.

Ответ на вопрос домашнего задания

2-3 правильных ответа - 1 балла;


Отметка в маршрутном листе

2.

Определение темы урока

Отметка в маршрутном листе

3.

Определение цели урока.

Отметка в маршрутном листе

4.

Составление плана урока

Отметка в маршрутном листе

5.

Формулирование понятие «корень»

Отметка в маршрутном листе

6.

Заполнение схемы «Функции корня»

Отметка в маршрутном листе

7.

Заполнение схемы «Виды корней»

Отметка в маршрутном листе

8.

Заполнение схемы «Типы корневых систем»

Отметка в маршрутном листе

9

Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы»

Отметка в маршрутном листе

10.

Кроссворд

Отметка в маршрутном листе


ОБЩИЙ БАЛЛ

Отметка в маршрутном листе


Перевод баллов в отметку: 7-8 балла – отметка «3», 10-17 баллов - отметка «4»; 18-20 баллов – отметка «5»

Приложение 3. Кроссворд

1.       Корни, образующиеся на стебле, а иногда и листьях растения.

2.       Тип корневой системы, при которой имеется корень, сильнее всех развитый

3.       Агротехнический прием, заключающийся в обрывании землей стебля растения для увеличения массы корневой системы.

4.       Тип корневой системы, характерный для однодольных растений: пшеницы, лука, ячменя.

5.       Вид корней, отрастающих от главного корня

6.       Первый корень, образующийся при прорастании зародыша семени.

7.       Орган растения, укрепляющий его в почве и снабжающий растение водой и минеральными веществами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!