Филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Вяткинская СОШ» - «Беловская ООШ»
Урок по биологии
Тема: «Виды корней и типы корневых систем»
6 класс
Подготовила:
Шатилова Вера Васильевна,
учитель биологии
2019 год
Тема урока: «Виды корней и типы корневых систем»
Тип урока: комбинированный.
Цель: углубить знания о строении растений, сформировать понятие о корне как о вегетативном органе.
Задачи урока:
Образовательные:
Продолжить знакомство учащихся с органами растения.
Познакомить обучающихся с функциями корня, сформировать представление о многофункциональности этого органа.
Доказать, что каждое растение имеет не один корень, а корневую систему,
что корни различны по происхождению, а корневые системы разнообразны по форме.
Развивающие:
Развить у учащихся навыки распознавать на гербарном материале типы корневых систем.
Воспитывающие:
Показать значимость корневой системы для растения.
Воспитывать дисциплинированность, ответственное отношение и любовь к природе.
Формирование УУД:
Предметные:
- научиться различать виды корней, типы корневых систем, знать функции корня.
Коммуникативные:
- развитие навыков выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать выводы;
- умение работать в группе (планировать работу, распределять её между членами группы, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести диалог);
- умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи, построения логических рассуждений.
Регулятивные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию
Познавательные:
- объяснять отличие стержневой и мочковатой корневых систем, особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений.
Личностные:
формирование познавательного интереса к предмету изучения.
Используемые технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающая, исследовательская, ИКТ
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Методы: частично-поисковый, проблемное обучение.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, учебно-методическая карта, гербарные образцы растений со стержневой и мочковатой корневой системой.
Демонстрационный материал: презентация по теме: “Виды корней. Типы корневых систем»
Основные термины и понятия: главный корень, боковые корни, придаточные корни, корневая система (стержневая, мочковатая)
Технологическая карта урока
Этап урока | Задачи этапа | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация учебной деятельности. | Создать благоприятный настрой на работу. | 1 мин. | Здравствуйте ребята! Садитесь. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. В течение урока мы будем работать с маршрутными листами. Познакомьтесь с ним (Приложение 1). Маршрутный лист, включает в себя: перечень видов работ на уроке, место для самооценки для каждой работы. Оценивать свою работу вы будете при помощи листа самооценки (Приложение 2). Посмотрите критерии оценки. У кого есть вопросы? После выполнения каждого задания оценивать свою работу. | Сообщают о готовности к уроку. Включение в деловой ритм Самостоятельная работа: знакомство с маршрутным листом. Самостоятельная работа: знакомство с листом самооценки. | Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности |
2. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации. | Актуализировать опорные знания, заинтересовать учащихся, подвести к теме урока. | 2 мин. | -На какие органы можно разделить органы растения? -Какие генеративные органы вы знаете? -Перечислите вегетативные органы Сегодня мы будем говорить об органе, который лежит в черном ящике. Учитель загадывает следующие загадки. - Если сравнить растение с зонтиком, то я ручка этого зонта. - Если сравнить растение с домом, то я кладовая этого дома. - А еще я похож на насос, качающий воду -О каком органе растения идет речь? -Сформулируйте тему урока Тема урока «Корень» Учитель показывает на гербарном материале «Виды корней и типы корневых систем | На вегетативные и генеративные Цветок. Плод. Побег. Корень. Учащиеся дают отгадку, что загаданный объект - это корень формулируют тему урока и записывают тему в маршрутный лист. Самооценка | Регулятивные: умение определять тему урока. Личностные: осознание необходимости изучения темы; самоконтроль и самооценка |
3. Постановка цели и задач урока. | Обеспечить принятие ими задач урока. | 2 мин. | -А что вы уже знаете про корень? Что можете рассказать своим товарищам? -Что хотите еще узнать? -Исходя из названия темы, попробуйте сформулировать цель урока Цель урока: сформировать знания о корне, как части растительного организма, о видах корней и типах корневых систем -А какие задачи нам предстоит сегодня решить для того, чтобы реализовать цель? Планирование деятельности на уроке (запись на доске): 1.что такое корень; 2.функции корня; 3.виды корней; 4 типы корневых систем; 5.практически научиться определять типы корневых систем | Орган растения находится в почве. Поглощает воду и другие вещества. О строении, значении, видах корней. Учащиеся предлагают свои варианты. Запись цели в маршрутный лист. Самооценка Учащиеся предлагают свои варианты Самооценка | Регулятивные: умение определять цель и задачи урока; планировать учебную деятельность. Личностные: самоконтроль и самооценка |
4. Изучение нового материала | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемой темы. | 15 мин. | Ставит проблему: - Что же такое корень? Сформулируйте самостоятельно в группе определение Обращает внимание ребят на высказывание, написанное на презентации, и просит сравнить с тем определением, которое сформулировали сами. - С первой задачей урока мы справились. -Как любой орган корень должен выполнять определенные функции. -Как вы считаете, какие функции выполняет корень? Учитель Обращает внимание ребят на высказывание, написанное на презентации, о функциях корня. - Со второй задачей урока мы справились. - У растений встречаются разные виды корней. Организует работу в парах. Задание парам: Используя текст учебника стр.24 заполните схему «Виды корней» - С третьей задачей урока мы справились Дает определение корневой системе: Корневая система- это все корни данного растения Организует работу в парах. Задание парам: Используя текст учебника стр.24-26 заполните схему «Типы корневых систем» Приводит примеры двудольных растений, имеющих стержневую корневую систему Приводит примеры однодольных растений, имеющих мочковатую корневую систему | Высказывают свое мнение. Фронтальная работа (уч-ся обращаются к презентации и дают определение) Корень – это вегетативный орган растения. Запись определения в маршрутный лист. Самооценка Отвечают на вопрос учителя. Записывают функции корня в схему маршрутного листа (Ось 1) Сравнивают свой ответ с правильным ответом Самооценка Работа в парах (стр. уч.24) Учащиеся заполняют схему «Виды корней» в маршрутном листе Сравнивают свой ответ с правильным ответом на листе Самооценка Запись определения в маршрутном листе Учащиеся заполняют схему «Типы корневых систем» в маршрутном листе Сравнивают свой ответ с правильным ответом Самооценка | Личностные: проявлять творческое отношение к процессу обучения самоконтроль и самооценка Предметные: давать определение понятиям: корень, корневая система ( стержневая, мочковатая); называть функции корня; различать виды корней. Регулятивные: работать по плану, сверять с целью, находить и исправлять ошибки Познавательные: уметь обобщать полученную информацию Коммуникативные: согласовать позиции и находить общее решение |
5.Физкультминутка | Сменить вид деятельности. | 2 мин. | Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся. | Отдыхают, развивают память и внимание. | Личностные: формирование ответственного отношения к своему здоровью |
6. Первичное закрепление знаний самопроверкой по эталону | Выявить качество усвоения знаний, установить причины выявленных недостатков. | 10 мин | Учитель организует выполнение лабораторной работы № 13на стр. 30-32(работа в группе) | Учащиеся оформляют лабораторную работу в маршрутном листе Самооценка. | Познавательные: определение особенностей внешнего строения корня. Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Регулятивные: работа в соответствие с поставленной задачей. Личностные: самоконтроль и самооценка |
7.Включение нового знания в систему знаний. | Закрепить полученные знания на практике. | 8 мин | Предлагает разгадать кроссворд «Виды корней. Типы корневых систем» | Работают над кроссвордом Самооценка. | Регулятивные: оценивать уровень усвоения материала, самостоятельно исправлять ошибки Личностные: самоконтроль и самооценка |
8 Рефлексия. | | 3 мин. | Объясняет задание рефлексии Выберите флажок, цвет которого зависит от вашей активности на уроке, и разместите его на лесенке знаний, в зависимости от удовлетворенности уроком (красный цвет - я был активным и все понял, желтый - средняя активность, понял, но надо подучить; зеленый цвет - низкая активность и недостаточно знаний) | Выбирают флажки определенного цвета, и размещают на лесенке знаний в зависимости от удовлетворенности уроком. Самооценка. | Регулятивные: оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях Личностные: самоконтроль и самооценка |
9.Итог урока и домашнее задание | | 2 мин. | Дифференцирует домашнее задание 1.Работа с учебником §4стр.24-26, ответ на вопросы после параграфа (1-6). 2. Для любознательных с. 37 Интернет ссылка Спасибо за урок. Мне было приятно с вами сегодня работать. | | Регулятивные: планировать деятельность в учебной ситуации. |
Приложение 1
Маршрутный лист
Тема:______________________________________________________________
Цель урока:
Задачи урока:_____________________________________________________________
И зучение нового материала
1.Корень - это
2.Функции корня
Д ля формирования знаний о функциях корня, познакомьтесь с разделом “Функции корня” параграфа 4стр. 24 учебника (заполните схему 1)
1. Виды корней
2.Типы корневых систем
3.Функции корней
3.Виды корней
Познакомьтесь с разделом “Виды корней” параграфа 4учебника стр.24. рисунуки , выпишите их разновидность.
4.Типы корневых систем
Корневая система - это
Познакомьтесь с разделом “Типы корневых систем” параграфа 4учебника стр. 24-26., выпишите их разновидность
5.Лабораторная работа. “Типы корневых систем ”.
Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем
Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.
Ход работы
Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
Прочитайте в учебнике (параграф 4, с.24-26 «Типы корневых систем»), какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми.
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой
6. Заполните таблицу.
7. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.
8. Заполните схему
Название растения | Тип корневой системы | Особенности строения корневой системы |
| | |
| | |
Вывод: |
6.Закрепление знаний «Кроссворд»
1. Корни, образующиеся на стебле, а иногда и листьях растения.
2. Тип корневой системы, при которой имеется корень, сильнее всех развитый
3. Агротехнический прием, заключающийся в обрывании землей стебля растения для увеличения массы корневой системы.
4. Тип корневой системы, характерный для однодольных растений: пшеницы, лука, ячменя.
5. Вид корней, отрастающих от главного корня
6 . Первый корень, образующийся при прорастании зародыша семени.
7. Орган растения, укрепляющий его в почве и снабжающий растение водой и минеральными веществами.
Рефлексия. Оценивание своей работы
Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке.
1.Выберите флажок, цвет которого зависит от вашей активности на уроке и разместите его на лесенке знаний в зависимости от удовлетворенности уроком (красный цвет - я был активным и все понял, желтый - средняя активность, понял, но надо подучить; зеленый цвет – низкая)
2 . Общее количество набранных баллов
Похвалите себя!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Самооценка на разных этапах урока
Критерии оценки:
Самостоятельно справился с заданием - 2 балла,
Обращался за помощью для выполнения задания – 1 балл,
не справился с заданием, требуется помощь – 0 баллов.
№ этапа | Этапы работы на уроке | Самооценка |
1. | Ответ на вопрос домашнего задания 2-3 правильных ответа - 1 балла; | Отметка в маршрутном листе |
2. | Определение темы урока | Отметка в маршрутном листе |
3. | Определение цели урока. | Отметка в маршрутном листе |
4. | Составление плана урока | Отметка в маршрутном листе |
5. | Формулирование понятие «корень» | Отметка в маршрутном листе |
6. | Заполнение схемы «Функции корня» | Отметка в маршрутном листе |
7. | Заполнение схемы «Виды корней» | Отметка в маршрутном листе |
8. | Заполнение схемы «Типы корневых систем» | Отметка в маршрутном листе |
9 | Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы» | Отметка в маршрутном листе |
10. | Кроссворд | Отметка в маршрутном листе |
| ОБЩИЙ БАЛЛ | Отметка в маршрутном листе |
Перевод баллов в отметку: 7-8 балла – отметка «3», 10-17 баллов - отметка «4»; 18-20 баллов – отметка «5»
Приложение 3. Кроссворд
1. Корни, образующиеся на стебле, а иногда и листьях растения.
2. Тип корневой системы, при которой имеется корень, сильнее всех развитый
3. Агротехнический прием, заключающийся в обрывании землей стебля растения для увеличения массы корневой системы.
4. Тип корневой системы, характерный для однодольных растений: пшеницы, лука, ячменя.
5. Вид корней, отрастающих от главного корня
6. Первый корень, образующийся при прорастании зародыша семени.
7. Орган растения, укрепляющий его в почве и снабжающий растение водой и минеральными веществами.