СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока «Король инструментов-рояль» 4 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал включает поурочный план на тему « Король инструментов – рояль», материал урока (текст) по новой теме (рассказ о клавесине, пианино, рояле), подбор музыки для слушания, наглядности к уроку. Цель: создание разработки урока в помощь начинающим учителям, обмен опытом. Задачи: помощь в определении целей и задач урока, экономия времени при подготовке к уроку, методическое обеспечение урока.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «Король инструментов-рояль» 4 класс»





Тема урока музыки

« Король инструментов - рояль»















Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестра.

Задачи: закрепить знания о роли оркестра, об инструментах дополнительной группы оркестра. Развивать слуховые навыки: различать тембр рояля.. Воспитывать любовь к классической музыке.

Тип урока: 

Комбинированный урок

Оборудование и материалы: фортепиано, наглядности, аудиозаписи:

Ход урока:

1 организационный момент. Музыкальное приветствие.      

2 Повторение

1Исполнение песни « Метелица», работа над точным интонированием, выразительным исполнением песен

2.Повторение темы «Арфа»

-Назовите инструменты дополнительной группы оркестра?

- Где они расположены в оркестре?

- История происхождения арфы.

-Что такое тембр?

-3.Определите звучание инструмента по тембру?(музыкальные примеры)

3.Новая тема:

-Урок сегодня мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре и познакомимся с роялем. Вы узнаете почему этот инструмент называется королем инструментов? Рояль происходит от французского слова рояль, что значит королевский, и потому, что на нем можно сыграть не только мелодию, а весь аккомпанемент. Композиторы сочиняли музыку для рояля, а потом ее оркестровали, создавая оркестровые произведения. Давайте послушаем как звучит одно и тоже произведение на рояле и в исполнении оркестра. Слушание, сравнение. Чайковский Марш из балета «Щелкунчик» для фортепиано(1) и оркестровый вариант(2)

-Давайте вспомним от какого слова произошло название клавишных инструментов фортепиано? К какой группе инструментов относится и почему?( Фортепиано — клавишный струнный музыкальный инструмент. Фортепиано является классом клавишно-ударных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо».)

-Когда же появилось первое фортепиано? Традиционно считается, что его местом рождения была Флоренция (Италия), а изобретателем — Бартоломео Кристофори; точной датой называют 1709 – именно этот год Сципион Маффей назвал годом появления pianoforte ("клавишный инструмент, играющий тихо и громко"), а заодно и дал первое название инструменту, которое так и закрепилось за ним практически во всем мире.Изобретение Кристофори базировалось на корпусе клавесина (не забывайте, что в те времена, когда не существовало микрофонов, изначальная громкость инструмента была крайне важна) и клавишном механизме,

В какой-то степени предшественником современного пианино можно назвать клавикорд и клавесин. Но последний имел лишь постоянную динамику звука, который к тому же быстро затухал. Мало какие клавишные обладают столь же необычной конструкцией, как клавесин. В нем вы могли бы увидеть и струны, и клавиатуру, но вот звук извлекался не ударами молоточка, а медиаторами. По форме клавесин уже больше напоминает современное фортепиано,  так как содержит струны различной длины. Но, как и в истории с фортепиано, крыловидный вид клавесина был лишь одной из распространенных конструкций. Посмотрите как выглядит клавесин

Некоторые клавесины имели по две клавиатуры с разной силой звука, к ним приделывали педали – эксперименты ограничивались лишь фантазией мастеров,  которые стремились любыми путями разнообразить суховатое звучание клавесина.  Но в то же время подобное отношение побудило выше ценить музыку, написанную для клавесина.Клавесин с двумя мануалами Картинка Клавесин2 Послушайте как звучит клавесин(3)

Фортепиано Звукоизвлечение фортепиано построено на ударе молоточком по натянутой струне после нажатия клавиши. Фактически, после нажатия клавиши, в действие приводится целый механизм: от соответствующей группы ("хора") струн отходит демпфер (ограничитель звучания), затем происходит удар молоточком, обитым войлочным материалом по хору. Хор – это группа струн, соответствующая звуку конкретной высоты, для высоких звуков и нот средней высоты содержит три струны, для нот нижнего диапазона – одну или две.
Диапазон "стандартного" фортепиано составляет 88 полутонов (от «ля» субконтроктавы до «до» пятой октавы).картинка фортепиано

Рояль Кроме формы мало кто может понять, в чем же состоит разница между роялем и пианино, но мало кто задумывается, почему же они имеют различную форму. Пианино – инструмент с вертикальным построением струн, это построение обеспечивает компактность (относительную, конечно) инструмента. У рояля же построение горизонтальное, он имеет дугообразную форму и, также в отличие от пианино, устанавливается на трёх ножках. Сделано всё это не ради чьей-то блажи: более крупная дека рояля выдаёт более громкое звучание, что делает его незаменимым на концертах и в классах музыкальных школ.Помимо размера имеется еще одно ключевое отличие. В рояле существует особый механизм, называющийся "механизмом двойной репетиции" ("репетиция" — повторение) — он создан для того, чтобы легко можно было бы проигрывать быстро повторяющиеся нажатия на клавиши, что также незаменимо на концертах, где требуется максимально продемонстрировать своё мастерство. Картинка рояль Музыка рояль(4)



5. Закрепление материала

1.Почему фортепиано получил такое название?

2. Кто придумал этот инструмент?

3.Почему он называется королем всех инструментов?

4 В чем разница между пианино и роялем?

6.Подведение итогов. Домашнее задание:

– Сегодня мы с вами узнали много нового о фортепиано. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Музыка - это тоже речь, в ней есть смысл, и красота, и чувства. Я хочу пожелать вам, чтобы она стала вашим другом

Д/з: Послушать музыку в исполнении этих инструментов, запишите в тетрадь название музыки и автора.

7Оценивание. Сегодня все ребята работали на «отлично». Но, особенно хочется отметить…
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!