СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Культура Руси периода раздробленности"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация по теме "Культура Руси в период раздробленности" с использованием активных методов обучения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Культура Руси периода раздробленности"»

Повторение Какие события происходили в стране в XIV-XV веках? Куликовская битва и её историческое значение; Свержение золотоордынского ига; Объединение русских земель вокруг Москвы; Всенародный духовный подъём; Правление И.Калиты, Д.Донского, Ивана III

Повторение

  • Какие события происходили в стране в XIV-XV веках?
  • Куликовская битва и её историческое значение;
  • Свержение золотоордынского ига;
  • Объединение русских земель вокруг Москвы;
  • Всенародный духовный подъём;
  • Правление И.Калиты, Д.Донского, Ивана III
Что мы с вами еще не изучали в этот период истории Руси?

Что мы с вами еще не изучали в этот период истории Руси?

Культура Руси в 13-15 вв. Какие идеи несли в себе памятники зодчества, живописи и музыки?

Культура Руси в 13-15 вв.

Какие идеи несли в себе памятники зодчества, живописи и музыки?

План урока Зодчество Живопись Музыка

План урока

  • Зодчество
  • Живопись
  • Музыка
Успенский собор в Московском Кремле (XV в) - усыпальница московских митрополитов и патриархов

Успенский собор в Московском Кремле (XV в) - усыпальница московских митрополитов и патриархов

Архангельский собор (XVI в)- усыпальница князей

Архангельский собор (XVI в)- усыпальница князей

Благовещенский собор (XV в) - домовая церковь царей

Благовещенский собор (XV в) - домовая церковь царей

Грановитая палата (XV в)

Грановитая палата (XV в)

Колокольня Ивана Великого (XVI в)

Колокольня Ивана Великого (XVI в)

церковь Фёдора Стратилата на Ручью (14 в.)

церковь Фёдора Стратилата на Ручью (14 в.)

церковь Василия на Горке (XV в)

церковь Василия на Горке (XV в)

церковь Петра и Павла в Кожевниках(XV в)

церковь Петра и Павла в Кожевниках(XV в)

Храмы - элементы Купола Барабан Своды Столбы Закомары Апсиды Алтарь Портал Притвор Жертвенник Диаконник

Храмы - элементы

  • Купола
  • Барабан
  • Своды
  • Столбы
  • Закомары
  • Апсиды
  • Алтарь
  • Портал
  • Притвор
  • Жертвенник
  • Диаконник
Купола – количество что означает? 1 - единый Бог; 2 - божественное и человеческое начало во Христе; 3 - знак святой Троицы; 5 - Христос и 4 евангелиста; 7- число церковных таинств; 9- число ангельских чинов, сил небесных; 13 - Христос и 12 апостолов; 33 - число земных лет Христа.

Купола – количество что означает?

  • 1 - единый Бог;
  • 2 - божественное и человеческое начало во Христе;
  • 3 - знак святой Троицы;
  • 5 - Христос и 4 евангелиста;
  • 7- число церковных таинств;
  • 9- число ангельских чинов, сил небесных;
  • 13 - Христос и 12 апостолов;
  • 33 - число земных лет Христа.
Вставка рисунка Барабан архитектурная конструкция в виде цилиндра, подпирающего купол

Вставка рисунка

Барабан

архитектурная конструкция в виде цилиндра, подпирающего купол

Вставка рисунка аркатурно-колончатый пояс архитектурная конструкция в виде двух опор с перекинутой между ними дугой.

Вставка рисунка

аркатурно-колончатый пояс

архитектурная конструкция в виде двух опор с перекинутой между ними дугой.

Вставка рисунка полукруглые закомары полукруглое завершение стены церковного здания

Вставка рисунка

полукруглые закомары

полукруглое завершение стены церковного здания

Вставка рисунка  апсиды   полуцилиндрические выступы

Вставка рисунка

апсиды

полуцилиндрические выступы

Вставка рисунка алтарь  священная часть храма, в которой находится престол, символизирующий “гроб Господень”.

Вставка рисунка

алтарь

священная часть храма, в которой находится престол, символизирующий “гроб Господень”.

Вставка рисунка  портал   Вход в храм

Вставка рисунка

портал

Вход в храм

Вставка рисунка притвор   В притворе во время богослужения находились те, кому за совершенные грехи запрещался вход в храм, а также те, кто только еще готовился принять крещение.

Вставка рисунка

притвор

  В притворе во время богослужения находились те, кому за совершенные грехи запрещался вход в храм, а также те, кто только еще готовился принять крещение.

Вставка рисунка жертвенник В северной части алтаря есть еще одно помещение по названию каменного стола, стоящего посреди него, называется жертвенник

Вставка рисунка

жертвенник

В северной части алтаря есть еще одно помещение по названию каменного стола, стоящего посреди него, называется жертвенник

диаконник В южной части алтаря находится особое помещение , где перед началом службы священник и его помощник, диакон, облачаются в священные одежды - ризы.

диаконник

В южной части алтаря находится особое помещение , где перед началом службы священник и его помощник, диакон, облачаются в священные одежды - ризы.

Строение храма

Строение храма

живопись иконы фрески мозаики

живопись

  • иконы
  • фрески
  • мозаики
Мозаика – вид настенной живописи, выполненный из кубиков цветного стекла.

Мозаика

– вид настенной живописи, выполненный из кубиков цветного стекла.

Фреска - вид настенной живописи, выполненный водяными красками по сырой штукатурке

Фреска

- вид настенной живописи, выполненный водяными красками по сырой штукатурке

Икона

Икона

Цвета церковной живописи Белый - непорочность, чистота, нежность (Христос, ангелы - в белом). Черный - смерть, загробный мир, зло, печаль (траур - одеваются в черное). Зеленый - юность, цветение Голубой - чистое небо – место обитания Бога, ангелов, символ божеств, небесного мира Красный – огонь, жизнь, могущество (цвет крови) Золотой – тепло, спокойствие. (закрашивали нимбы святых, покрывали купола церквей - воспринимали не как цвет, а как свет, исходивший от Бога и наполнявший весь мир.)

Цвета церковной живописи

  • Белый - непорочность, чистота, нежность (Христос, ангелы - в белом).
  • Черный - смерть, загробный мир, зло, печаль (траур - одеваются в черное).
  • Зеленый - юность, цветение
  • Голубой - чистое небо – место обитания Бога, ангелов, символ божеств, небесного мира
  • Красный – огонь, жизнь, могущество (цвет крови)
  • Золотой – тепло, спокойствие. (закрашивали нимбы святых, покрывали купола церквей - воспринимали не как цвет, а как свет, исходивший от Бога и наполнявший весь мир.)
Живопись Андрея Рублева и Феофана Грека

Живопись Андрея Рублева и Феофана Грека

Живопись Андрея Рублева и Феофана Грека А. Рублёв: светлые, тёплые тона, отсутствие чёрного цвета; отсутствие резких линий, плавность контуров; впечатление покоя, гармонии, любовь к Родине, мир, тишина стремление народа к единству, желание мира и спокойствия для Руси Ф. Грек: преобладают более тёмные тона; наличие резких линий; впечатление суровости и тревоги

Живопись Андрея Рублева и Феофана Грека

  • А. Рублёв:
  • светлые, тёплые тона, отсутствие чёрного цвета;
  • отсутствие резких линий, плавность контуров;
  • впечатление покоя, гармонии, любовь к Родине, мир, тишина
  • стремление народа к единству, желание мира и спокойствия для Руси
  • Ф. Грек:
  • преобладают более тёмные тона;
  • наличие резких линий;
  • впечатление суровости и тревоги
Живопись Андрея Рублева и Феофана Грека Какое событие могло найти отклик в их произведениях?  борьба с монголо – татарами. Какие чувства и мысли волновали больше всего русского человека в то время?  стремление к единству, желание мира и спокойствия для Руси Какими художественными средствами выражает А. Рублёв идеи своего времени? невидимый единый круг. В центре – чаша с головой агнца – символ самопожертвования, т.к. суровая необходимость требовала самоотверженных поступков.

Живопись Андрея Рублева и Феофана Грека

  • Какое событие могло найти отклик в их произведениях? 
  • борьба с монголо – татарами.
  • Какие чувства и мысли волновали больше всего русского человека в то время? 
  • стремление к единству, желание мира и спокойствия для Руси
  • Какими художественными средствами выражает А. Рублёв идеи своего времени?
  • невидимый единый круг. В центре – чаша с головой агнца – символ самопожертвования, т.к. суровая необходимость требовала самоотверженных поступков.
Музыка Какую музыку чаще всего можно было слышать на Руси?

Музыка

Какую музыку чаще всего можно было слышать на Руси?

Колокольный звон набат перезвон благовес

Колокольный звон

  • набат
  • перезвон
  • благовес
Культура Руси в 13-15 вв. Какие идеи несли в себе памятники зодчества, живописи и музыки? любовь к Родине; чувство долга; самопожертвование

Культура Руси в 13-15 вв.

Какие идеи несли в себе памятники зодчества, живописи и музыки?

любовь к Родине;

чувство долга;

самопожертвование

Домашняя работа   на примере любой церкви Челябинской области попытайтесь найти элементы храма и описать её.

Домашняя работа

  •   на примере любой церкви Челябинской области попытайтесь найти элементы храма и описать её.