СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока-КВН "Лексикология VS Фонетика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок-КВН, предназначен для повторения  лексико-грамматического материала учащимися в форме игры. Прочное овладение русским языком  - одно из условий повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов, 

Просмотр содержимого документа
«разработка урока-КВН "Лексикология VS Фонетика"»

тема

КВН Фонетика -Лексикология

1.1. Модель мероприятия

Время занятия - 1 час

Количество учеников – 25

Форма занятия

Практическая

План практического занятия

1.Повторение лексико-грамматического материала;

2.Повторение коммуникативно-речевого материала;

3. Повторение экстралингвистического материала;

4. Повторение этнокультуроведческого материала.

5. Повторение произведений из русской классической литературы

Образовательная цель практического занятия: повторение лексико-грамматического материала

Воспитательная цель практического занятия: способствовать формированию чувства прекрасного, отраженного в национальных и общечеловеческих ценностях, традициях литературы и искусства.

Развивающая цель практического занятия: закрепление у обучаемых навыков, предъявляемых Государственного образовательного стандарта РУ

Список необходимой литературы по усвоению темы

Литература Н.Миркурбанов , Русский язык. Кельдиев, Учебно-методического пособие “Родной язык и литература” сост. Ли О.В., материалы Интернета, материалы Россотрудничества, игровой и раздаточный материал, самостоятельные работы учащихся

Педагогические задачи:

- совершенствовать навыки лексико-грамматического анализа языкового материала в форме игры и использованием интератктивных методов обучения;

- совершенствовать навыки использования коммуникативно-речевого материала;

- совершенствовать навыки использования экстралингвистического материала;

- совершенствовать навыки использования этнокультуроведческого материала.;

- повысить познавательную активность учащихся;

-сформировать умение логически мыслить;

- определить основные направления самостоятельной работы учащихся.

Результаты учебной деятельности:

-совершенствуют навыки лексико-грамматического анализа языкового материала;



-совершенствуют навыки использования коммуникативно-речевого материала;

-совершенствуют навыки использования экстралингвистического материала;

- совершенствуют навыки использования этнокультуроведческого материала.;

- повышают познавательную активность учащихся;

-формируют умение логически мыслить;

- определяют основные направления самостоятельной работы учащихся.

Методы преподавания

Дискуссия, беседа, “Мозговая атака” ид ру

Формы преподавания

Технология сотрудничества

Средства преподавания

Учебное пособие,компьютер, проектор, раздаточные материалы, сценический реквизит

Условия преподавания

Аудитория, приспособленная для использования ИКТ

Мониторинг и оценка знаний

Устный и письменный опрос

1.2. Технологическая карта практического занятия

Этап работы и время

Содержание деятельности

Обучающий

Обучаемый

Подготовительный этап






Определяет цель и педагогические задачи занятия.

Разрабатывает намеченные учебные и игровые задания по теме.

Подготавливает (письменно) формы деятельности обучаемых для работы в интерактивном режиме.

Разрабатывает критерии оценки для экспертной группы (жюри).


1 этап. Вводная часть занятия (10 минут).

1.1.Содержание занятия, его цель и задачи, планируемые результаты обучения

1.2. Проведение контрольных вопросов по пройденной теме.

1.3. Осуществляет деление групп на подгруппы с целью использования современных технологий обучения.

Знакомит с правилами работы в малых группах.

Слушают.



Отвечают на вопросы обучающего.

Слушают.

2 этап. Основная часть

(50 минут)

2.1.Группу делит на 2 подгруппы. Каждая подгруппа представляет команду (название, девиз, приветствие, капитан). Каждая подгруппа получает задание.

2.2.Раздает подготовленные критерии оценок презентации материалов малыми группами

2.3.Консультирует малые группы в выполнении задания. Осуществляет контроль за выполнением подготовленных дидактических материалов.

2.4. Знакомит с критериями оценок работы учащихся в малой группе

2.5.Объявляет о начале презентации заданий малыми группами.

Оснащает малые группы ДРМ.

2.6. Организовывает беседу (дискуссию) с группой.

2.7.Читают тексты по специальности, проводит словарную работу.

На этом этапе занятия используются технологии: Обучение в сотрудничестве», кластер, ИНСЕРТ, «ПМИ, Аквариум, «Карта разума», игровые технологии (турнир).)

2.8. Оценивает работу групп и учащихся. Проставляет баллы (оценки).

Делятся на малые группы, работают

Выбирают капитана команды



Готовят материалы для презентации

Оказывают помощь своему капитану и членам своей подгруппы

Отвечают на вопросы своих однокурсников.

Слушают и записывают в рабочих тетрадях.

Принимают активное участие Слушают

3 этап. Заключительный (20 минут)

3.1.Подводит итоги работы

3.2.Задает творческое задание:

3.3. Задает домашнее задание (составить чайнворд, кроссворд)

Слушают

Импровизируют

Записывают



«Фонетика VS Лексикология»

Цели урока-КВН:

Основная цель: заинтересовать учащихся в изучении русского языка и литературы, работа с одаренными детьми, неуспевающими, а также с детьми, проявляющими большой интерес к предмету.

1. практическая- работа в сотрудничестве

2. образовательная и воспитательная цели. способствовать развитию познавательной, творческой активности обучаемых, формированию их нравственно-эстетических ориентаций, развивать целостное отношение к миру на основе гармоничного соотношения национальных реалий и общечеловеческих ценностей, а также совершенствованию навыков активной, эмоционально-образной русской речи. Воспитать уважение к предмету. Продолжить развитие в учащихся чувства лидерства, соперничества

Используемая литература: Русский язык. Кельдиев. материалы Интернета, пособие по курсу «Русский язык и литература» , энциклопедии, словари, материалы Интернета

Учебно-методический комплекс: компьютер, мультимедиа, вопросники, стенгазеты, домашнее задание учащихся, реквизит, выставка работ учащихся,

Ход Мероприятия: Гимн РУ

21 октября – день Государственного языка Республики Узбекистан. В связи с этим, с 21 октября по 30 октября на кафедре гуманитарных и общественных наук проходит декада открытых уроков, внеклассных часов, конкурсов. Мы знаем и понимаем то, как важно знать и изучать наш Государственный язык – узбекский, но также мы понимаем и знаем, что русский язык также немаловажен. Ведь это здорово, когда человек в совершенстве владеет теми языками, на которых говорят вокруг.

Русский язык очень богат. В условиях коренных преобразований, проведения глубинных реформ в социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни Узбекистана русский язык продолжает оставаться языком общения в полиэтнической среде не только в республике, но и за ее пределами.

По данным ЮНЕСКО, на русском языке публикуется 1/3 всей научно-технической информации. В области физики и медицины 50 % научных работ издается на русском языке, 77% поступающей информации кодируется на русский язык.

Прочное владение русским языком (наряду с другими мировыми языками) - одно из условий повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов, ключ к достижениям отечественной и мировой культуры, науки и техники, литературы и искусства. На уроках русского языка расширяются знания по другим предметам, например, истории, литературе, географии, дисциплинам эстетического цикла и др. Изучение русского языка помогает общему развитию учащихся, развивает логическое мышление, способность к анализу и синтезу, сравнению и обобщению

Сегодня наш урок не совсем обычен:

  1. у нас присутствуют гости

  2. методы по которым мы будем работать, не совсем привычны: Метод опережающего обучения, метод работы в команде (или группе), сотрудничесткво и др

Давайте начнем:

  1. У нас 2 команды: «Лексикология» и «Фонетика». Учащиеся заранее получили задание: нарисовать стенд по своей теме, подготовить сообщение о своей будущей профессии, приветствие, и тд.. Я прошу представителей команд выйти для презентации по теме «Лексикология» и «Фонетика». .


Название_тура____________________

Лексикология


Баллы(0-5)

Фонетика


баллы(0-5)

примечание

1

Конкурс стенгазет, эмблем





2


Конкурс «Приветствие» (презентация команд)




3


Конкурс Разминка




4


Блиц-турнир (вопросы готовят противники)




5

Музыкальный конкурс





6

Конкурс капитанов





7

Конкурс «Домашнее задание»





Итог














  1. Конкурс Разминка. Каждая команда по очереди отвечает на вопрос. Если ответ неправильный или он отсутствует, то право слова передается другой команде

  1. Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. (Фонетика)

  2. Назовите звуки речи, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая преграды. (гласные: [а о у и э ы]

  3. Назовите звуки речи, которые состоят только из шума (Глухие согласные: [п ф к т  ш с]

  4. Как называются согласные звуки, в которых голос преобладает над шумом? (сонорные согласные : [л м н р й]

  5. Назовите раздел науки о языке, в котором изучается обозначение буквами звуков речи на письме. (Графика).

  6. Буквы, расположенные в определенной последовательности, называются … (Азбука или алфавит).

  7. 1. Перечислить все разделы языкознания. (фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис).


  8. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что ищет он в краю родном? (М.Ю. Лермонтов)
    Имя этого поэта связаны с такими местами, как Тарханы, Пятигорск

9. В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой,Стоит – один во всей вселенной. (А.С. Пушкин)
10.   Что мы слышим в начале урока? (звук [у])

11.  В каком слове пять о? (о-пять)

12.  Что стоит посреди земли? ( звук [м])

13.   Что в огурцах и арбузах есть, а в дыне и тыкве нет? (звук [р])

14.  В каких словах 100 согласных? ( сто-г, сто-л, сто-п …)

16.  Какой алфавит состоит из 6 букв? ( азбука)

17.  Чем кончается день и ночь? ( мягким знаком)

18.  Яркое освещение зданий и улиц по случаю праздника. (иллюминация)

19. Соус из растительного масла, яичного желтка и различных приправ. (майонез)

20.  Лестное замечание в адрес кого-либо, позвала. (комплимент)

21.  Изделие из горючих составов, дающее цветные огневые эффекты на праздниках (фейерверк)

22.  Подарок на память: вещь, связанная с воспоминаниями о ком-либо, о чём-либо (сувенир)

23.  Полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое количество человек (сервиз)

24.  Короткая застольная речь, здравица в честь кого-либо (тост)

25.  Годовщина деятельности лица или учреждения; празднование по этому случаю (юбилей)

26.  Неожиданный подарок (сюрприз)

27 яблоку негде упасть – очень тесно

28 вывести на чистую воду – разоблачить

29 делать из мухи слона – сильно преувеличивать

30 за тридевять земель – очень далеко

31 зарубить на носу – запомнить надолго, крепко

32 засучив рукава – старательно, усердно

33 иметь голову на плечах – здраво мыслить

34 в двух словах - коротко сказать

35 в двух шагах - очень близко

36 ) одного поля ягода - одинаковые



3 Конкурс капитанов.

Пока команды отдыхают – капитаны не дремлют. Начинаем конкурс капитанов. Капитанам команд предлагаются непростые вопросы. Посмотрим, как они умеют реагировать в необычных ситуациях

Передлагается вопрос и 1 минута для размышления.

  1. Блиц –турнир. Вопросы друг другу подготовили сами команды.

Игра со зрителями. Дать значение фразеологизма

1) быть на седьмом небе – безгранично счастливый

2) ломать голову - задумываться

3) как снег на голову - неожиданно

4) как в воду канул – бесследно исчез

5) болеть душой - переживать

6) в два счета - очень быстро

7) задирать нос - зазнаваться

8) вставлять палки в колеса - мешать

9) два сапога - пара - одинаковые

10) сидеть сложа руки - бездействовать, бездельничать

11) повесить нос – опечалиться, загрустить

12) кривить душой – говорить неправду

13) спустя рукава - плохо

14) от корки до корки - от начала до конца

15) вызывать огонь на себя - принять удар

16) заблудиться в трех соснах - не разобраться в простых вещах

17) на все четыре стороны - куда угодно

18) гнаться за двумя зайцами – браться сразу за несколько дел

19) кусать себе локти – сожалеть об упущенном

20) брать себя в руки – контролировать себя

21) с три короба – очень много

22) не покладая рук - старательно, долго

23) рукой подать - близко

24) в час по чайной ложке - медленно

25) стреляный воробей - опытный

26) душа в душу – дружно

27) не давать спуску – быть требовательным

28) как на ладони - ясно, отчётливо видно



  1. Музыкальный конкурс



  1. Домашнее задание (сценка, сказка и тп.)



  1. Подведение итогов . Награждение победителей



  1. Заключительное слово и пожелания гостей мероприятия












Название_тура


Лексикология


Баллы(0-5)


Фонетика


баллы(0-5)


примечание

1

Конкурс стенгазет, эмблем





2


Конкурс «Приветствие» (презентация команд)




3


Конкурс Разминка




4


Блиц-турнир (вопросы готовят противники)




5

Музыкальный конкурс





6

Конкурс капитанов





7

Конкурс «Домашнее задание» (сценка)




Итог








Самый активный участник (выбирается по одному из каждой команды






Название_тура


Лексикология

Баллы(0-5)


Фонетика

баллы(0-5)


примечание

1

Конкурс стенгазет, эмблем





2


Конкурс «Приветствие» (презентация команд)




3


Конкурс Разминка




4


Блиц-турнир (вопросы готовят противники)




5

Музыкальный конкурс





6

Конкурс капитанов





7

Конкурс «Домашнее задание» (сценка)




Итог








Самый активный участник (выбирается по одному из каждой команды







Ребусы-слова

Разгадайте, зашифрованные в ребусах, слова:

1

-= Подсказка =--=Ответ=-

2

-= Подсказка =--=Ответ=-

3

-= Подсказка =--=Ответ=-

4

-= Подсказка =--=Ответ=-

5

-= Подсказка =--=Ответ=-

6

-= Подсказка =--=Ответ=-

7

-= Подсказка =--=Ответ=-

8

-= Подсказка =--=Ответ=-

9

-= Подсказка =--=Ответ=-

10

-= Подсказка =--=Ответ=-









Учатся сотрудничать вместе, активизируется мышление, формируются навыки коммуникативного общения и умения работать творчески, качественно, и тп.

Ожидаемые результаты







Приложение 5 ПМИ (плюс - минус – интересно)











































1 команда 2 команда

Приветствие

Разминка

Конкурс капитанов

Блиц-турнир

Инсценировка

Музыкальный ноиер



Приветствие

Разминка

Конкурс капитанов

Блиц-турнир

Инсценировка

Музыкальный ноиер









Рецензенты

жюри







Цель мероприятия:

  1. Учимся работать в команде

  2. Развитие навыков организатора, руководителя (менеджер)

  3. Развитие креативности мышления, коммуникабельности, быстроты мышления,

  4. Повторение учебного материала по курсу: Родной язык и литература»

  5. Самостоятельность в поиске нужной информации

  6. Развитие творческого, логического мышления ,

  7. Развитие открытости суждений





































Приложение 1



«Толстые и тонкие» вопросы

Составляем свои вопросы

«Кластер»

Представляем свою версию

ЗХУ

Работаем головой

«Синквейн»

Составляем свой ____________

Моделирование производственных и иных ситуаций (ролевая игра)

Думаем, размышляем,

действуем…

Учебное задание

Метод «Мозгового штурма»

Аудитория делится на две команды. Избирают рецензентов для оценки суждений и выставления баллов.

Первая команда генерирует идеи, а другая – их анализирует и наоборот

Перед командами ставится проблема:

  • раскрыть особенности Лексикологии и Фонетики ;

  • связать все с будущей профессией и приобщить к Декаде мероприятий кафедры гуманитарных и общественных наук.









1 команда 2 команда

Анализ

Идеи



Рецензенты











Выходная таблица

Что я знаю

Что нового узнал (а)

Что хочу узнать

Что мне понравилось

Альтернатива (предложения)
























МЕТОДИКА «СКОРОСТЬ МЫШЛЕНИЯ»

Цель: определение скорости мышления.

Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.

СЛОВА: Гост-ница От-ль Тур-ст Пут-шествие С-рвиз Ат-лье Б-товка Рест-ран К-фе, Льг-ты Н-мер Ж-рн-лы П-ртье __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(придумать дальше слова, связанные с будущей профессией)

Необходимо дать 30-40 слов

Порядок исследования: В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За 3 минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

Обработка и анализ результатов:

25-30 слов – высокая скорость мышления

20-24 слов - хорошая скорость мышления

15-19 слов - средняя скорость мышления

10-15 слов - ниже средней

До 10 слов - инертное мышление Из результатов видно, что учащимся набравшие 10-15 слов необходимо давать дополнительные задания.




Конкурс капитанов. ПАМЯТЬ. Методика.

Цель: определение преобладающего типа памяти

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках, секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, синица.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, ручка, зима, поле, молния, утка.

Для запоминании при моторно-слуховом восприятии: пароход, линейка, гром, ягода, тарелка.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, тетрадь, торшер, осень, гроза, чашка.

Порядок исследования обучаемого: Учащемуся сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде преподавателя записать.

Читается первый ряд слов (интервал между словами 4 секунды, между чтением рядов 5 минут), второй, третий, четвертый.

После выполнения этого задания, учащийся приступает к второму: он должен найти слова, которые тематически соединяются, например: весна, гроза, молния, дождь.

Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было больше воспроизведено слов. Чем больше правильных слов, тем лучше развита память.












Корзина идей……………………………………….



















творчество логика



информация креативность



открытость




















Выходная карта



Что я запомнил(а)

на занятии

Что я понял(а),

в чем разобрался(ась)

Что мне понравилось, вызвало интерес

(информация, перешедшая в пассивное оперативное запоминание)

(информация, затронувшая мыслительные процессы)

(информация, затронувшая эмоционально-познават. сферу личности)










Приложение 3



























РАЗВИВАЮЩИЙ ВОПРОС




























ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ