№ урока ____
7 класс
II четверть дата: ___________
Раздел: Бригадный метод пошива постельного белья.
Тема: Лабораторная работа. Изучение свойств льняных и хлопчатобумажных тканей.
Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с отличительными чертами хлопчатобумажных и льняных тканей и способами их определения;
Развивающие:
создать условия для формирования навыков определения хлопчатобумажных и льняных тканей, умения отличать хлопчатобумажные ткани от льняных; развития навыков самостоятельной работы, способности к обобщению и классификации; активизации мыслительной деятельности;
Воспитательные:
воспитания культуры труда; обогащения словарного запаса; коррекции речи.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное приложение, коллекция «Волокно», альбом «Ассортимент тканей», инструкционные карты, карточки, лупы, образцы тканей, рабочие коробки.
Подготовительная работа: проверить оборудование, настроить электронное приложение, подготовить дидактический и раздаточный материал, рабочие коробки, организовать работу дежурных.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация опорных знаний.
Работа с карточками.
Учитель. Проведем игру «Найди пару». Каждый из вас получит набор карточек двух цветов: красного и белого. На красных карточках указаны свойства тканей, на белых – их описание. Каждой карточке красного цвета нужно найти пару в группе карточек белого цвета. Например, карточке красного цвета со словом «гигроскопичность» будет соответствовать карточка с определением «способность ткани впитывать влагу». Победит в игре тот, кто быстрее других найдет все пары.
Карточка
(проверочный вариант)
Красные карточки | Белые карточки |
Гигроскопичность | Способность ткани впитывать влагу |
Пылеёмкость | Способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения |
Теплозащитность | Способность ткани сохранять тепло |
Скольжение | Подвижность одного слоя ткани относительно другого |
Осыпаемость (сыпучесть) | Способность нитей ткани выскальзывать по срезам, образуя бахрому |
Усадка | Способность ткани уменьшаться в размере под действием тепла и влаги |
Прочность | Способность ткани противостоять разрыву. |
Растяжимость (упругость) | Увеличение длины ткани при действии на нее растягивающей нагрузки, способность ткани сохранять форму при растяжении |
Сминаемость | Способность ткани при перегибах и давлении на неё образовывать мелкие морщины и складки |
Драпируемость | Способность ткани образовывать мягкие округлые складки под действием собственной массы |
Износостойкость | Способность ткани противостоять ряду разрушающих факторов: действию трения, сжатия, температуры, солнца, влаги и пр. |
Подведение итогов игры.
Учитель. Русская народная пословица гласит: «Каково волокно, таково и полотно». Кто может объяснить ее смысл? (Ответы обучающихся.)
– Сегодня вам предстоит на практике еще раз убедиться в правильности этой пословицы. Тема урока «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей».
3. Изучение нового материала.
Учитель. При шитье надо уметь отличать хлопчатобумажные ткани от льняных. И прежде чем мы приступим к изучению темы урока, давайте вместе проведем сравнительную характеристику волокон, из которых изготовлены эти ткани – хлопка и льна.
Сравнительная характеристика волокон хлопка и льна
Название волокна | Цвет | Блеск | Длина, мм | Тонина | Извитость | Мягкость | Прочность |
Хлопок | Белое | Матовое | Короткое (6–52) | Тонкое | Слабая | Мягкое, пушистое | Прочное |
Лен | Серое | Блестящее | Длинное (250–1000) | Толстое | Прямое волокно | Жесткое, гладкое | Прочное |
(Работа с коллекцией «Волокно».)
Учитель. Мы сравнили волокна хлопка и льна, теперь перейдем непосредственно к самим тканям, изготовленным из этих волокон. Отличить хлопчатобумажные ткани от льняных можно по следующим признакам:
По внешнему виду: хлопчатобумажная ткань шероховатая, не имеет блеска, нити тонкие, равномерной толщины по всей длине. Льняная имеет гладкую, блестящую поверхность. Нити более толстые, неравномерные по толщине.
На ощупь: хлопчатобумажная ткань мягкая, создает ощущение тепла при прикосновении. Льняная – жесткая, тяжелая, создает при прикосновении к ней ощущение прохлады. При растяжении по основе и льняная, и хлопчатобумажная ткани почти не тянутся. В отличие от льняной хлопчатобумажная дает растяжение по утку.
По разрыву: льняная ткань прочнее хлопчатобумажной. При разрыве хлопчатобумажной ткани мы увидим комочек тонких пушистых волокон – ватку. При разрыве льняной ткани виден пучок прямых волокон – кисточка.
Сравнительная характеристика свойств
хлопчатобумажных и льняных тканей
Свойства тканей | Хлопчатобумажные ткани | Льняные ткани |
Физико-механические: Прочность Сминаемость | Менее прочные, чем льняные Сминаемые | Прочные Сильно сминаемые |
Гигиенические: Гигроскопичность Теплозащитность | Высокая Средняя | Выше, чем у хлопчатобумажных Слабая |
Технологические: Осыпаемость Усадка | Слабая Значительная | Средняя Значительная |
Физкультминутка
4. Практическая работа «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей».
Учитель. Для практической работы «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей» вам понадобятся образцы тканей, лупы, кисточка, клей, рабочие тетради, рабочие коробки. Порядок выполнения работы вы найдете в инструкционной карте. Какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы.
Чтение вслух: метод разъяснительного чтения. Организация рабочих мест.
Продолжение знакомства с ходом практической работы. Демонстрация выполнения операций учителем.
– Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы?
Ответы обучающихся. Повторение правил техники безопасности.
Выполнение работы обучающимися.
Текущий инструктаж учителя.
Инструкционная карта
«Определение хлопчатобумажных и льняных тканей»
Оборудование: образцы тканей, лупы, препаровальная игла, рабочие коробки.
Ход работы
1. Внимательно изучить и вклеить в рабочую тетрадь карточку.
2. Отобрать из предложенных образцов по одному образцу хлопчатобумажной и льняной ткани.
Карточка
Определение хлопчатобумажных и льняных тканей
Признаки | Хлопчатобумажная ткань | Льняная ткань | Слова для ответа |
Блеск | | | Блестящие. Матовые |
Толщина нитей | | | Равномерная. Неравномерная |
Мягкость | | | Мягкие. Жесткие |
Гладкость поверхности | | | Гладкая. Шероховатая |
Прочность на разрыв | | | Прочные. Менее прочные |
Обрыв нити | | | В виде ватки. В виде кисточки |
3. Рассмотреть образец хлопчатобумажной ткани через лупу и определить блеск, выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.
4. Рассмотреть образец льняной ткани через лупу и определить блеск, выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.
5. Выдернуть из образца хлопчатобумажной ткани первую нить основы. Определить, одинакова ли по толщине нить. Выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.
6. Выдернуть из образца льняной ткани первую нить основы. Определить, одинакова ли по толщине нить. Выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.
7. Определить на ощупь гладкость образца хлопчатобумажной ткани, выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.
8. Определить на ощупь гладкость образца льняной ткани, выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.
9. Определить на ощупь мягкость образца хлопчатобумажной ткани, выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.
10. Определить на ощупь мягкость образца льняной ткани, выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.
11. Отделить от образца хлопчатобумажной ткани 3–4 нити и попытаться их разорвать, выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.
12. Отделить от образца льняной ткани 3–4 нити и попытаться их разорвать, выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.
13. Рассмотреть место разрыва хлопчатобумажной нити. Выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.
14. Рассмотреть место разрыва льняной нити. Выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.
15. Проверить, все ли ячейки таблицы заполнены.
Проверка правильности выполнения работы.
5. Закрепление нового материала.
Вопросы к обучающимся.
1. Для чего нужно уметь определять вид ткани?
2. По каким признакам можно отличить хлопчатобумажные ткани от льняных?
3. В чем отличие этих тканей на ощупь?
4. Чем отличается место разрыва этих тканей? Почему?
5. Какие ткани прочнее: льняные или хлопчатобумажные?
6. Как отличаются хлопчатобумажные ткани от льняных по внешнему виду?
6. Подведение итогов. Оценка работы обучающихся.
Учитель. От общего количества выпускаемых тканей хлопчатобумажные составляют 74, льняные – 6,7 %.
По сравнению с хлопчатобумажными льняные ткани более тяжелые и прочные, менее растяжимые и отличаются повышенной устойчивостью к действию многократных стирок и износу. Благодаря более гладкой поверхности они меньше загрязняются, легче отстирываются, отличаются высокой белизной, красивым шелковистым блеском. Ткани характеризуются более высокой гигроскопичностью и теплопроводностью. В процессе многократных стирок они не теряют белизны, а хлопчатобумажные ткани после многократных стирок приобретают желтовато-бурую окраску, что значительно ухудшает их внешний вид.
Оценка работы обучающихся на уроке.
7. Домашнее задание.
Изучить теоретический материал