СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Лишайники"»

Тема: «Лишайники»


Цель урока: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников

Планируемые образовательные результаты                

Предметные

 Учащиеся имеют представление о лишайниках, как особой группой симбиотических организмов, особенностях их строения, питания и размножении.        

Метапредметные 

 Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, умение работать с компьютером, находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.

Личностные

Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.  

Основные понятия, изучаемые на занятии:  лишайники, накипные, листоватые, кустистые, симбиоз, биоиндикаторы.


Вид используемых  ИКТ: работа с компьютером.



Ход урока:



1.Организационный момент.

Актуализация знаний.


Ответить на вопросы:

1. Из чего состоит тело гриба?

2. Как называют тело водорослей?

3. Как называется взаимовыгодное сожительство двух организмов?

Работа с ИД



2.Постановка проблемы.

Составление плана решения проблемы.

Создание для учеников проблемной ситуации.

Учитель показывает видеофрагмент.

- Что необычного вы заметили?

- Какой вопрос у вас возникает?  Что будем обсуждать на уроке?

-Как может один организм состоять из двух?  

Выяснили, что это лишайники, но мы не обладаем полнотой знаний о строении и жизнедеятельности этой группы живых организмов.


Какие вопросы необходимо изучить, чтобы ответить на главный вопрос?

 Что мы уже знаем?

- Лишайники похожи на растения, но не растения.

- Могут жить на камнях и скалах, зданиях, заборах.

3. Чем лишайники отличаются от растений?

- Каково строение лишайников?

- Как они питаются, размножаются? (1группа)

- Какие группы и формы лишайников бывают? (2 группа)

- Какую роль играют в природе и жизни человека? (3 группа)



4. Поиск решения проблемы. Работа в малых группах.

Учитель поясняет задачу каждой группе

Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Предлагаю вам побывать в роли исследователей. Каждая группа будет работать над доказательством одного какого-то свойства лишайников и оформит полученную информацию в виде устного сообщения.

Первая группа  Любознательные будут исследовать  среду обитания, скорость роста, размеры, возраст, форму.

 Вторая группа Исследователи  выяснит, как размножаются,  питаются лишайники,  какое имеют строение лишайников.

Третья группа   Практики

будут искать информацию и применении человеком.

Четвёртая группа   Экологи определят экологическое значение лишайников и их значении в природе

- Где можно получить информацию по данной теме?

Если задания понятны, можно приступать к работе.

Группы по 2-3 человека, обсуждают правила работы. Получают рабочие листы и начинают работать.

(Тексты см. в приложении)

- В параграфе учебника, энциклопедиях, интернете



5.Обсуждение результатов экспериментов.

Выслушать представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы)

Давайте обобщим все сказанное и представим информацию в виде схемы, опорного конспекта.

- Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была тема?

Отчет 1, 2, 3 и 4 групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки (фото), делают сообщения.

Зачитывают выводы

Повторяют вопрос и отвечают на него.

- Лишайники – особая группа симбиотических организмов. В составе лишайников грибы и водоросли (или цианобактерии).

Закрепление нового материала:

А) определения типов лишайников

Б) нахождение ошибок в тексте

Как-то я получила письмо от другу, который описал своё путешествие в лес. Найдите ошибки в его рассказе.

Игра « Объяснялки».

Выделите группы лишайников и распределите их по этим группам

Тест  

Домашнее задание

§   15 №1,2, 3 Составить ребусы,  

Найти в природе лишайники, сфотографировать и определить их формы.

Рефлексия

Ребята, что нового вы узнали на занятии? Довольны ли вы своей работой? Что для вас было самым сложным? интересным?

Ребята, наше занятие подходит к концу, я благодарю вас за работу.

Оцените свою работу и работу одноклассников на занятии.