СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Лишайники"»


Конспект урока по биологии Класс 7 класс Программа Н.И.Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т.Захаровой

Ф.И.О. Большакова Ирина Геннадьевна

Должность, образовательное учреждение учитель биологии Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п. Новопавловка

Тема урока «Лишайники»

Цель урока: создание организационных и содержательных условий для успешного усвоения учащимися темы: «Лишайники»

Задачи:

Образовательные:

  1. выявлять особенности строения и жизнедеятельности лишайников

  2. развивать понятия: слоевище, лишайник, симбиоз, накипные, листоватые, кустистые

  3. распознавать по внешнему виду виды лишайников

Развивающие:

    1. развивать умения делать выводы на основании полученной информации

    2. развивать познавательную активность

    3. развивать логическое мышление в процессе создания модели лишайника

Воспитательные:

      1. формировать умения взаимодействовать в группе

      2. воспитывать гуманное отношение к природе

Тип урока: открытие новых знаний

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы: ИНФО-угадайка, метод деятельностного подхода

Оборудование: проектор, интерактивная доска SMART BOARD, компьютер, раздаточный материал по лишайникам, маркеры, лист ватмана, зеленые нитки-макраме, электронное приложение



Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

положительный настрой, установление контакта

Сегодня, я поздороваюсь необычным способом, не словами, а молча глазами с каждым из вас. При этом, постарайтесь, показать глазами какое у вас настроение.

Приветствуют учителя молча

2.

Актуализация знаний учащихся







Постановка темы и целей урока

Какие организмы называют автотрофами?



Какие организмы называют гетеротрофами?

Что такое симбиоз?


О каких организмах идет речь: «Удивительное дело - как дружны зеленый с белым!

Друг за друга отвечают и друг друга выручают»

Вы уже догадались, что тема урока «Лишайники»


Ответы учащихся: Организмы, которые сами создают органические вещества из неорганических.

Организмы, которые потребляют готовые органические вещества

Взаимовыгодное сожительство живых организмов

Ответ: Лишайники





Запись в центре ватмана на доске, разделенного заранее на сектора (учащиеся в тетради)


3.

Изучение нового учебного материала.

Что мы можем узнать о лишайниках?

(Записываю маркером в сектора основные аспекты темы)

Что вы знаете о лишайниках по данным вопросам?

( Запись при обсуждении синим маркером в секторе)

Вегетативное тело лишайника представлено слоевищем, в котором располагаются грибные нити и одноклеточные водоросли цианеи. Подумайте и смоделируйте из ниток и цветной бумаги слоевище лишайника и наклейте на лист картона

Выделим ключевые слова и запишем зеленым маркером в сектор « строение»

Почему тело лишайников названо слоевищем? Верхний слой лишайника называется верхним корковым слоем и осуществляет защитную функцию. Средний слой — сердцевина, осуществляет питание .

Нижний слой, за счет ризоидов прикрепляет лишайник к субстрату.

Выясним, как питаются лишайники, для этого выполните одно из предложенных заданий.

На оценку «5» Подумайте, что если удалить из лишайника клетки водоросли? А, если удалить гифы гриба? В чем минусы взаимовыгодного сожительства?

На оценку «4» О чем речь в загадке?

Сговорились Клим с Пахом жить совместно общим домом

Клим готовит соль, водицу

А, Пахом зерно, мучицу

На оценку «3» Прочитав текст учебника, допиши какую работу выполняют

нити гриба ………….

клетки водоросли………

Таким образом, какой тип питания характерен для лишайников?

Среди лишайников различают три типа слоевищ. Прочитав описание внешнего вида, заполните в группе таблицу.

Распределите лишайники из гербария на три группы по типу слоевищ


После обсуждения запись в секторе «виды»: накипные, листоватые, кустистые

Зная особенности строения лишайника. Предположите как размножаются лишайники?

Просмотрите фрагмент видеофильма, дополните способ размножения

Остался незаполненным сектор «значение лишайников»

Прочитайте в группе текст с дополнительной информацией, выделите ключевое слово

1. Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.

2. «Существует легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, ― это съедобный лишайник, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии. Отсюда пошло выражение „манна небесная”»

3. «Р. Севард пишет, что до знаменитого шотландского восстания 1745 года, после которого особенно стали популярны шотландские юбочки, узоры которых обозначали принадлежность к определенному клану, окраска шотландской одежды зависела в основном от той краски, которую можно было отыскать поблизости. И лишайники, использовавшиеся для получения краски, имели большое значение.Лишайниковая краска дает наиболее ценные цвета в шотландской одежде, такие как желто-коричневые и красно-пурпурные оттенки. Полный же спектр оттенков можно получить, смешивая одни цвета с другими. Так, смешивая желтую лишайниковую краску с синим индиго, получали зеленый цвет»

4. отрывок из книги К.А.Тимирязева “ Жизнь растений”: “ Выступит ли из волн океана водный утёс, оторвётся ли обломок скалы, обнаружив свежий не выветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землёй, всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая её в плодородную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочём зимняя стужа, летний зной; медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому им пути появляются более сложные формы жизни”.

Проговаривают: питание, строение, значение, виды, размножение


Работают индивидуально на основе ранее полученных в 6 классе знаний







представление моделей группами, обсуждение и выбор оптимальной модели

Слоевище, грибные нити, клетки водоросли, сердцевина, верхний корковый слой, нижний корковый слой, ризоиды



















Гриб обеспечивает неорганическими веществами – вода и соли, а клетки органическими веществами


Автогетеротрофный



Типы

Особенности

Виды









Спорами



Частями слоевища





Запись в секторе

Индикатор загрязнения воздуха





Пища







Изготовление краски, индикаторов


















Пионеры растительности

4.

Закрепление учебного материала

Выполнение заданий на интерактивной доске

1.Соотнеси виды лишайников и название

2.Работа с рисунком строение лишайников

3.Работа с терминами темы: лишайник, слоевище, автогетеротрофный тип питания

4.Выбери верные утверждения

Почему лишайники выделяют в особую группу?


Работают с заданиями






Симбиотический организм гриба и водоросли, обладающий гетеротрофным типом питания


Рефлексия

Оцените свою работу в листе самооценки, отметив +

1.Я отвечал на вопросы учителя

2.Я активно работал в группе

А)обсуждал вопросы

Б)работал с текстом учебника

В)выступал от группы

3. Я слышал всех участников урока

4.Я буду применять знания, полученные на уроке в жизни

5.Поставьте себе отметку

В начале урока мы приветствовали друг друга глазами

В конце урока попробуйте выразить свое настроение жестами

Оценивают свою деятельность на уроке













Выражают свое настроение жестами


5.

Задание на дом

1.параграф

2. выдвинете гипотезы, как появились лишайники

3.какими еще отличительными особенностями обладают лишайники


Выбирают задания на свое усмотрение

Подпись_______________________ Дата составления 28 ноября 2013г