3. | Изучение нового учебного материала. | Что мы можем узнать о лишайниках? (Записываю маркером в сектора основные аспекты темы) Что вы знаете о лишайниках по данным вопросам? ( Запись при обсуждении синим маркером в секторе) Вегетативное тело лишайника представлено слоевищем, в котором располагаются грибные нити и одноклеточные водоросли цианеи. Подумайте и смоделируйте из ниток и цветной бумаги слоевище лишайника и наклейте на лист картона Выделим ключевые слова и запишем зеленым маркером в сектор « строение» Почему тело лишайников названо слоевищем? Верхний слой лишайника называется верхним корковым слоем и осуществляет защитную функцию. Средний слой — сердцевина, осуществляет питание . Нижний слой, за счет ризоидов прикрепляет лишайник к субстрату. Выясним, как питаются лишайники, для этого выполните одно из предложенных заданий. На оценку «5» Подумайте, что если удалить из лишайника клетки водоросли? А, если удалить гифы гриба? В чем минусы взаимовыгодного сожительства? На оценку «4» О чем речь в загадке? Сговорились Клим с Пахом жить совместно общим домом Клим готовит соль, водицу А, Пахом зерно, мучицу На оценку «3» Прочитав текст учебника, допиши какую работу выполняют нити гриба …………. клетки водоросли……… Таким образом, какой тип питания характерен для лишайников? Среди лишайников различают три типа слоевищ. Прочитав описание внешнего вида, заполните в группе таблицу. Распределите лишайники из гербария на три группы по типу слоевищ После обсуждения запись в секторе «виды»: накипные, листоватые, кустистые Зная особенности строения лишайника. Предположите как размножаются лишайники? Просмотрите фрагмент видеофильма, дополните способ размножения Остался незаполненным сектор «значение лишайников» Прочитайте в группе текст с дополнительной информацией, выделите ключевое слово 1. Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление. 2. «Существует легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, ― это съедобный лишайник, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии. Отсюда пошло выражение „манна небесная”» 3. «Р. Севард пишет, что до знаменитого шотландского восстания 1745 года, после которого особенно стали популярны шотландские юбочки, узоры которых обозначали принадлежность к определенному клану, окраска шотландской одежды зависела в основном от той краски, которую можно было отыскать поблизости. И лишайники, использовавшиеся для получения краски, имели большое значение.Лишайниковая краска дает наиболее ценные цвета в шотландской одежде, такие как желто-коричневые и красно-пурпурные оттенки. Полный же спектр оттенков можно получить, смешивая одни цвета с другими. Так, смешивая желтую лишайниковую краску с синим индиго, получали зеленый цвет» 4. отрывок из книги К.А.Тимирязева “ Жизнь растений”: “ Выступит ли из волн океана водный утёс, оторвётся ли обломок скалы, обнаружив свежий не выветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землёй, всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая её в плодородную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочём зимняя стужа, летний зной; медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому им пути появляются более сложные формы жизни”. | Проговаривают: питание, строение, значение, виды, размножение Работают индивидуально на основе ранее полученных в 6 классе знаний представление моделей группами, обсуждение и выбор оптимальной модели Слоевище, грибные нити, клетки водоросли, сердцевина, верхний корковый слой, нижний корковый слой, ризоиды Гриб обеспечивает неорганическими веществами – вода и соли, а клетки органическими веществами Автогетеротрофный Спорами Частями слоевища Запись в секторе Индикатор загрязнения воздуха Пища Изготовление краски, индикаторов Пионеры растительности |