муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 7 города Будённовска Будённовского района»
Урок литературного чтения
А. Екимцев «Осень». Ю. Коринец «Тишина»
2 класс («Перспективная начальная школа»)
Учитель:
Садова Елена Леонидовна
Урок 117
А. Екимцев. «Осень». Ю. Коринец. «Тишина»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные: учить выполнять сравнительный анализ стихотворения с песней; совершенствовать умение определять настроение повторяющихся строк текста; развивать умение узнавать средства художественной выразительности.
УУД:
Л.:
- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
П.:
-осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.
Р.:
- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
К.:
- оформляет свою мысль в устной речи;
-обосновывает высказанное суждение;
- старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.
Наглядность: учебники «Литературное чтение» для 2-ых классов, презентация со сведениями о А. Екимцеве и Ю. Коринце, мелодии детских песен и запись музыки для релаксации, книги писателей.
Ход урока
1. Настрой на урок.
/ на доске
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться. Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
II. Эмоциональное вхождение в урок.
1. Поделись улыбкою своей.
- Ребята, какой сегодня прекрасный день. Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне.
2. Музыка в подарок.
/ включаю песню В. Я. Шаинского на стихи М. С. Пляцковского «Улыбка» и изображаю на доске улитку.
- Какое настроение у нашей улитки?
(Весёлое. Радостное, солнечное)
- Как вы это определили?
(Она нам улыбается).
Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить вам настроение. Улыбнитесь друг другу.
3. Развиваем эмоции.
- Нахмурьтесь, как осенние тучки, злой волшебник, рассерженный человек;
- испугайтесь, как ребёнок, который остался дома один во время грозы; мышка, попавшая в клетку; заяц, увидевший волка;
- улыбнитесь, как ученик, получивший пятёрку; ребёнок, которому купили новую игрушку; солнце;
- удивитесь, как ребёнок, который первый раз увидел радугу;
- заскучайте от плохой погоды, долгого ожидания, скуки.
4. Посмотрите в окно
- Посмотрите в окно, запомните свои чувства, вызванные созерцанием природы.
5. Цвет и настроение.
Каким цветом твои чувства, настроение? Скажи.
6. Минуты радости.
- Закройте глаза. Вспомните, когда вам было особенно радостно. Что вы почувствовали?
7. Слушаем тишину.
В нашем классе должна поселиться Тишина.
Услышать случалось меня иногда,
Но видеть - не видел
Никто никогда.
Ведь я не имела
Ни ног и не рук,
И всё моё тело –
Блуждающий звук.
- Давайте послушаем тишину…
- Как звучит тишина?
Какие звуки в ней живут?
Какого цвета тишина?
- А есть ли в ней запахи?
- Можно ли увидеть тишину?
Слушаем тишину.
II. Изучение нового материала. Уч. с. 134 – 136.
Сегодня мы познакомимся с удивительными писателями, которые подарили нам своё творчество.
/ Об Александре Ефимовиче Екимцеве. Используя презентацию.
Год рождения библиотеки – 1956 Год присвоения библиотеке имени ставропольского поэта А.Е. Екимцева - 1993
Количество пользователей - свыше 17 тыс.
Библиотечный фонд - свыше 150 тыс. документов на разных носителях информации
Журналы, газеты - 127 наименований
Структура - 9 функциональных отделов
Учащиеся читают стихотворение А. Екимцева «Осень».
– “Это похоже на грустную песню под гитару”, – сказал Миша, который любил слушать, как друг его отца, дядя Сережа, играет на гитаре.
- А с вашей точки зрения, это стихотворение похоже на песню?
- Чем же именно?
(Стихотворение напоминает песню своими повторами в конце каждой части. Так, после каждого куплета песни следует припев.)
– Почему разные деревья шепчут одно и то же? (ответы детей)
У. - Это можно объяснить по-разному. С одной стороны, все деревья волнует наступление осени и приближение холодов, потому что осенью жизнь деревьев как бы замирает до весны. Это конкретное, связанное с сюжетной линией, объяснение. С другой стороны, когда листья шумят от ветра, то, независимо от того, что это за листья (березы или осины, клена или дуба), человеку слышатся похожие звуки.
– Какое настроение создают повторяющиеся строчки?
(Повторяющиеся строчки создают печальное, грустное настроение: становится очевидным неминуемое наступление холодов, которое нельзя никак отсрочить.)
- Какая песня вспоминается вам, после прочтения этого стихотворения?
/ поём «Осень непогодушка» Релаксационная пауза.
- Я предлагаю вам немного отдохнуть.
Представьте, что вы осенние листики, которые легли на землю и спокойно отдыхают.
/ звучит спокойная музыка
- А теперь листочки просыпаются, встают, потягиваются. Кружатся в воздухе.
- Первыми садятся хрупкие и маленькие листочки – это девочки, а потом уже мальчики – листочки побольше.
/Дети сели
- Как вы думаете, почему я девочек попросила сесть первыми? (Есть такое правило)
- А какие правила вы ещё знаете?
(Помочь ей встать, отодвинув стул, уступить дорогу, пропустить девочку вперёд и пр.)
У. - Спасибо. Сегодня мы познакомимся с произведением ещё одного писателя.
Коринец Юрий Юрьевич (переводчик с немецкого языка) родился в Москве 31 июля 1967 года, учился в спецшколе с углубленным изучением немецкого языка. В 1984 году поступил в МГУ им. М. В. Ломоносова на филологический факультет, романо-германское отделение, немецкая группа. 17 февраля 2000 года вступил в Союз писателей России.
- В нашем классе группа ребят изучает немецкий язык. Сейчас они нам прочитают стихи и тексты на немецком языке, а вы послушайте. Их подготовила с ребятами учительница немецкого языка Ольга Владимировна Шрамко.
/ читают стихи на немецком языке
У. Очень красивый язык. Спасибо.
Учащиеся читают стихотворение Ю. Коринца «Тишина».
– Есть ли у тишины, с точки зрения поэта, свой собственный голос?
- Какими звуками разговаривает тишина?
(Тишина разговаривает тихими звуками: это треск костра, шелест травы, звон комара, звук дождя.)
- А какие звуки ее пугают?
(Громкие, резкие звуки могут спугнуть тишину: гудок поезда, гомон птиц.)
– Как вы думаете, журчание лесного ручейка, стрекот кузнечика, шелест листьев – это голос тишины или то, что ее «оглушает»?
Домашнее задание. С. 135 – 137, выр читать, послушать тишину в своей квартире и рассказать нам , что вы услышали в тишине.
III. Итог урока.
– С какими произведениями познакомились? Кто их автор?
- Закончите предложения своими мыслями.
/ на доске
Сегодня на уроке я:
Научился…
Было интересно…
Было трудно….
Мои ощущения…
Что мне этот урок дал для жизни?
Какие задания вам понравились больше всего?
Мне показалось важным…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
- Спасибо.
- А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища.
- На этом мы закончим урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.