ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 4 класс
Тема: П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев
Цели: Продолжение знакомства с жизнью и творчеством П.Ершова, его произведением «Конёк-горбунок».
Задачи: продолжить знакомить с жизнью и творчеством П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; развивать память, речь, мышление, воображение; учить понимать поступки и характеризовать героев, сравнивать литературную и народную сказки.
Оборудование: портрет П.П. Ершова, аудиосказка (по возможности).
Ход урока
Организационный момент
Повторение и закрепление изученного материала
Замысел сказки возник у Ершова... (в детские годы).
Таких сказок в мире очень мало — это сказка... (ребенка для ребят).
Сказку «Конек-Горбунок» он написал в... (18 лет).
Молодцы! А сейчас мы начинаем работу над этой замечательной сказкой.
Работа по теме урока
Что мы узнали об этой семье?
Какой выход нашли братья, чтобы выследить и поймать вора?
Объясните следующие выражения: «боязнь напала», «не ударил в грязь лицом».
Как караулил старший брат?
Что он сделал, чтобы выглядеть убедительнее?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Работа с текстом сказки
Как средний брат нес караул?
Что он сказал домашним, когда вернулся?
За что кобылица решила наградить Ивана?
Каким образом? Что он должен был сделать?
Найдите описание Конька, которого обещала родить кобылица. Объясните, как вы поняли, каким он будет.
Прочитайте выразительно отрывок, который показывает, как Иван вернулся домой.
Как вы думаете, он действительно дурак, как сам себя называет?
Почему же он так вел себя?
Как старик-отец отнесся к рассказу младшего сына?
Как автор показывает состояние старших братьев от увиденного?
Что они решили сделать?
Расскажите, как Иван обнаружил пропажу.
Сравнение литературной и народной сказок
Элементы каких русских народных сказок использовал П.П. Ершов в «Коньке-Горбунке»? («Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый Волк».)
Итак, «Конек-Горбунок» П.П. Ершова — литературная сказка. «Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый Волк» — русские народные сказки.
Как вы думаете, есть ли связь между народной сказкой и литературной?
При жизни Ершова сказка неоднократно переиздавалась с различными изменениями и дополнениями, вносимыми автором. Текст ее расширялся, совершенствовался и детализировался, однако неизменной основой сказки во всех произведениях оставался народный сюжет.
Народность сказки чувствуется во всей ее композиции: она состоит из трех частей (так называемый троичный принцип лежит, как известно, в основе большинства фольклорных текстов). Три сына, три котла, три недели.
Язык, которым написан «Конек-Горбунок», тоже ориентирован на народную речь, о чем свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоев населения России, и в значительной мере - детворы.
Но, дойдя до наших дней, многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.
VI. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VII. Подведение итогов урока
— Как вы относитесь к поступку братьев?
— Какие чувства вы испытывали при чтении сказки?
— Какие сказки вы знаете, в которых действуют три брата?
Домашнее задание
подумать над характеристикой трех братьев и кратко записать ее в тетрадь.