СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературного чтения. 4 класс. Тема: П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся продолжат знакомство с жизнью и творчеством П.П.Ершова, его сказкой "Конек-горбунок".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения. 4 класс. Тема: П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 4 класс


Тема: П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев

Цели: Продолжение знакомства с жизнью и творчеством П.Ершова, его произведением «Конёк-горбунок».

Задачи: продолжить знакомить с жизнью и творчеством П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; развивать память, речь, мышление, воображение; учить понимать поступки и характеризовать героев, сравнивать литературную и народную сказки.

Оборудование: портрет П.П. Ершова, аудиосказка (по возможности).

Ход урока

Организационный момент

Повторение и закрепление изученного материала

  • Продолжите предложения.

  • Замысел сказки возник у Ершова... (в детские годы).

  • Таких сказок в мире очень мало — это сказка... (ребенка для ребят).

  • Сказку «Конек-Горбунок» он написал в... (18 лет).

Молодцы! А сейчас мы начинаем работу над этой замечатель­ной сказкой.

Работа по теме урока

  • Что мы узнали об этой семье?

  • Какой выход нашли братья, чтобы выследить и поймать вора?

  • Объясните следующие выражения: «боязнь напала», «не ударил в грязь лицом».

  • Как караулил старший брат?

  • Что он сделал, чтобы выглядеть убедительнее?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Работа с текстом сказки

  • Как средний брат нес караул?

  • Что он сказал домашним, когда вернулся?

  • За что кобылица решила наградить Ивана?

  • Каким образом? Что он должен был сделать?

  • Найдите описание Конька, которого обещала родить кобы­лица. Объясните, как вы поняли, каким он будет.

  • Прочитайте выразительно отрывок, который показывает, как Иван вернулся домой.

  • Как вы думаете, он действительно дурак, как сам себя на­зывает?

  • Почему же он так вел себя?

  • Как старик-отец отнесся к рассказу младшего сына?

  • Как автор показывает состояние старших братьев от увиденного?

  • Что они решили сделать?

  • Расскажите, как Иван обнаружил пропажу.

Сравнение литературной и народной сказок

  • Элементы каких русских народных сказок использовал П.П. Ершов в «Коньке-Горбунке»? («Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый Волк».)

Итак, «Конек-Горбунок» П.П. Ершова — литературная сказ­ка. «Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый Волк» — русские народные сказки.

  • Как вы думаете, есть ли связь между народной сказкой и ли­тературной?

При жизни Ершова сказка неоднократно переиздавалась с различными изменениями и дополнениями, вносимыми авто­ром. Текст ее расширялся, совершенствовался и детализировался, однако неизменной основой сказки во всех произведениях оста­вался народный сюжет.

Народность сказки чувствуется во всей ее композиции: она состоит из трех частей (так называемый троичный принцип ле­жит, как известно, в основе большинства фольклорных текстов). Три сына, три котла, три недели.

Язык, которым написан «Конек-Горбунок», тоже ориентиро­ван на народную речь, о чем свидетельствует огромная популяр­ность сказки среди всех слоев населения России, и в значительной мере - детворы.

Но, дойдя до наших дней, многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.

VI. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?

VII. Подведение итогов урока

— Как вы относитесь к поступку братьев?

— Какие чувства вы испытывали при чтении сказки?

— Какие сказки вы знаете, в которых действуют три брата?

Домашнее задание

подумать над характеристикой трех братьев и кратко записать ее в тетрадь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!