СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературного чтения в 4 классе "А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. ""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».  Деление сказки на части.

Цели:  учить анализировать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чтению; учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; формировать умения анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, развивать память, логическое мышление, речь.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения в 4 классе "А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. ""»

Литературное чтение 4 класс


Тема:  А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».  Деление сказки на части. Выборочный пересказ.

Цели:  учить анализировать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чтению; учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; формировать умения анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, развивать память, логическое мышление, речь.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества А. С. Пушкина.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

-  Сегодня мы начнем урок с проверки домашнего задания. Итак, какие синонимы вы подобрали к словам? (Своенравный — своевольный, самодурный, самоуправный; мерзкий — отвратительный, гнусный; желанный — долгожданный, любимый; грозно — сердито, устрашающе; изумленный — удивленный.)

-  Молодцы! А теперь назовите антонимы к словам «жданный» и «грешен». (Жданный — нежданный; грешен — безгрешен.)

-  Какие эпитеты вы выписали из текста? Прежде чем вы начнете читать, повторим, что же такое эпитет. (Эпитет — образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения (чистое поле, парус одинокий).) (Ответы учеников.)

—  Сегодня вы подготовили к уроку иллюстрации. Кратко расскажите, каким эпизодам сказки они посвящены.

-  Найдите иллюстрации в учебнике, прочитайте строчки, которые более точно раскрывают их содержание.

(Ученики по очереди представляют классу иллюстрации к отрывкам и объясняют.)

III. Сообщение темы и постановка целей урока

-  Прочитайте тему урока, определите его задачи.

—  Прежде чем мы займемся главной задачей на уроке — делением сказки на части, проверим, как вы ориентируетесь в тексте. Я включаю видеозапись отрывка из мультипликационного фильма по сказке, а вы озвучиваете его (можно с помощью учебника).

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

-  Работая в парах, поделите текст на части. Получившийся план запишите.

Примерный план:

1. Возвращение царя, рождение дочери, смерть царицы.

2. «Царь женился на другой».

3. «Но царевна молодая... между тем росла...»

4. «А царевна все ж милее...»

5. «...вот Чернавка в лес пошла».

6. «Будь нам милая сестрица».

7. «Царица злая... положила иль не жить, иль царевну погубить».

8. «...нищая черница ходит по двору с клюкой...»

9. «В руки яблочко взяла».

10. «...Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили...»

11. «За невестою своей королевич Елисей между тем по свету скачет».

12. «Гроб разбился. Дева вдруг ожила».

13. «Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили».

—  Устно сделайте иллюстрации к каждой части. Прежде чем приступить к работе, подумайте: о чем важном хотел сказать автор в каждой части, какие слова помогают представить будущий рисунок, что именно нужно изобразить и почему? (Учащиеся выполняют задание. В целях экономии времени к пасс можно поделить на группы.)

VI. Рефлексия

-  Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?

VII. Подведение итогов урока

-  Что хотел сказать поэт читателям, создав эту сказку?

-  Чему учит нас эта сказка? Над чем заставила вас задуматься?

Домашнее задание

Подробно пересказать одну из частей сказки.