2.Мотивация. (Цель: настроить учеников На учебную деятельность) | Читает детям восточную притчу. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. - Как вы поняли, о чем эта притча? Почему я именно с этих слов я начала наше общение? | Работа с притчей | Читают притчу. Отвечают на вопросы. | П1 Различные методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование) К10 Составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства. |
3. Проверка заданного на дом материала. Поста- новка цели урока (Цели: проверка усвоения мате- риала, развитие умения форму- лировать свои мысли, аргумен- тировать свое мнение) -Стадия вызова «создание мотива к обучению». 4.Открытие нового знания. (Цели: Развитие умения анализировать, делать вывод; - развитие мышления и грамотной речи учащихся; Выполнение заданий на продвижение понимания. (в группах) Осмысление содержательная, в ходе, которого происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Физминутка. | - Для того чтобы определить тему нашего урока, давайте отгадаем кроссворд по сказке Паустовского «Тёплый хлеб» (работа с интерактивной доской) - Перед нами ключевые слова – добро и злоба. Подумайте, могут ли эти два понятия стать темой нашего сегодняшнего урока? Итак, тема сегодняшнего урока «Добро и зло в сказке Паустовского К.Г. «Теплый хлеб» Запишите и прочитайте эпиграф. Как вы его понимаете? Эпиграф. Молюсь и каюсь, И плачу снова, И отрекаюсь От дела злого… А.К.Толстой 1.Стадия вызова. Постановка цели, проблемного вопроса. Ребята, над чем мы сегодня будем размышлять? Запишем тему урока. Сказка К. Паустовского «Теплый хлеб» Сказка о добре и зле. Итак, в ходе урока мы должны рассмотреть, как в сказке К.Г. Паустовского решается проблема «добра» и «зла», какие образы помогают раскрыть ее содержание, и чему мы можем научиться, благодаря сказке «Теплый хлеб». - Как зовут главного героя произведения? Каким он показан в начале рассказа? - Как вы думаете, Филька был злой? Найдите слова, которые характеризуют героя. - Как его прозвали? Почему? - Полное имя Фильки – Филипп. В переводе с греческого… «любящий коней». В чём парадоксальность, необычность этого, если вспомнить события сказки? - А что мы знаем о коне? Откуда он появился в деревне? А что значит «общественный»? - А каким мы увидели Фильку в сцене с раненым конем? - Так с какой же целью Паустовский в своей сказке именно этим именем называет героя? - Сейчас я предлагаю вам проследить, каким был Филька до рассказа легенды бабушкой, и каким стал после. Для начала давайте найдем в тексте легенду, которую рассказала Фильке бабушка. (стр.69) - Про какое надвигающееся на деревню бедствие рассказала Фильке бабка? - Как вы думаете, какая фраза является ключевой в разговоре бабки и Фильки? - Что объединяет эти две истории? - Что произошло в природе от злобы людской? - Что случилось с мужиком? - Отчего помер мужик? - Как вы понимаете выражение «от переохлаждения сердца?» - Почему это не случилось с Филькой, ведь он совершил почти то же самое? - Можно ли поправить злодейство? Как можно исправить зло? Исследование по группам 1 группа Найдите пословицы и поговорки в произведении. 2 группа Назовите реальные и сказочные мотивы в произведении. Действительно ли , что это произведение по жанру сказка? 3 группа Запишите в первый столбик характеристику мужика из притчи, во второй характеристику Фильки. Какие качества одинаковые? -Когда Филька понял, что поступил очень плохо? - Что он предпринимает? - Зачем побежал к деду Панкрату? Ведь он сказал: «Да ну его, Панкрата», сказал и затих. А сам побежал. Что с ним произошло? Чтобы понять это, давайте отправимся вместе с Филькой к деду Панкрату. - Какой ответ получил Филька на свой вопрос « Что же мне теперь делать, дедушка?» -Что надумал Филька? - Что стало бы с Филькой, если бы Панкрат и все жители села отмахнулись от него и сказали бы: «Да ну его сам виноват – пусть сам лёд и скалывает». - Произошли ли какие-то изменения вследствие изобретения Фильки? Вернулась ли гармония в отношения людей, человека и природы? - Приведите примеры случившихся перемен из текста. (слайд) - Чего ещё не сделал Филька? - Почему э так важно попросить прощение? А легко ли просить прощение? Всегда ли у вас получается признавать ошибки, исправлять их? - Как Филька помирился с раненым конем? - Почему конь простил Фильку? -Почему зарыдал Филька? -Давайте подумаем, почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб Закончите предложение Я думаю, что тёплым может быть…. Что - Так чему же научился Филька в сказке Паустовского? - А теперь давайте вернемся к нашему эпиграфу. Доказали ли мы с вами справедливость данного высказывания? | Отгадывание кроссворда Определение темы урока Работа с эпиграфом Работа с иллюстрацией Упражнение на ассоциации. Упражнение с опорой на художественный текст Упражнение на формирование монологической речи Работа с учебником-хрестоматией Выборочное чтение. Ответы на вопросы. Анализ сказки Анализ ключевых слов Упражнение на формирование монологической речи Ответы на вопросы. Анализ сказки Работа в минигруппах Чтение отрывков текста Чтение отрывков текста | Отвечают на вопросы. Слушают ответы одноклассников. Записывают, затем читают. Отвечают. Слушают ответы одноклассников. Читают эпиграф, анализируют. Высказывают свою точку зрения. Запись эпиграфа в тетрадь Записывают тему в тетрадь. Выполняют задания, слушают ответы одноклассников. Отвечают на вопросы, анализируют Учащиеся зачитывают легенду Делают записи в дневнике. Отвечают. Слушают текст, высказывают свои предположения. Работа в группах. Работают с текстом, затем рассказывают о выполненной работе. Оцениваю работу одноклассников. Отвечают. Слушают текст, высказывают свои предположения. Проводят взаимоопрос. Чтение по ролям. Обсуждение эпизода. | П1.Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) К2 Сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида… выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче Р4 Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; изменять способы их устранения П1 Различные методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование) К2 Сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида… выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче К10 Составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства. К2 Сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида… выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче Р2 Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) П10 Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемые положений Л5 Соотносить поступок с моральной нормой Р4 Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; изменять способы их устранения П1 Различные методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование) Л23 Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику К2 Сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида… выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче К1Воспинимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. К2. Сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида… выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче П3Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты Р4 Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения Л1Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству |