СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы по читательской грамотности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок разработан в рамках недели "Формирование финансовой грамотности у обучающихся"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы по читательской грамотности»

Тема : «Уроки, извлеченные мною после прочтения повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. (Обобщение)

Цели:

- углубить понимание идейно - художественного богатства романа;
- учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
- воспитывать нравственные качества у учащихся,

Задачи:

- способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- развивать способность к разумному рефлективному творческому мышлению;

- учить выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

- вырабатывать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе;

- дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом).

1. Настрой на урок. Приветствие.

2. Стадия вызова. Я хочу урок начать со слов известного французского писателя, философа Вольтера: (слайд 1)

"Чем более читаете не размышляя,

Тем более уверяете, что много знаете,

А чем более размышляете читая,

Тем яснее видите, что знаете еще очень мало"

- Обсудите в парах ваше отношение к этим словам. Ответьте на вопрос: «Какой практический совет, «совет на каждый день» дает нам Вольтер?»

 - Кто первый ответит полно и оригинально?

Ответы учащихся. Оценка – жетон отвечающим.

Вывод: читать надо размышляя, думая над прочитанным, читать лучше медленно, вдумываясь в каждое слово. Автор считает, что процесс познания бесконечен. (Сформулированный учащимися вывод записывается в тетрадь).

-А какое произведение мы с вами прочитали?

- Кому произведение показалось сложным? Простым?

- Что мы обычно делаем после того, как завершаем изучение какого –либо произведения?

2. Пишем тему урока .

«Уроки, извлеченные мною после прочтения повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. (Обобщение)

- Итак, вопросы для разминки.

3. Вопросы для разминки.(работа по группам)

Вопрос 1 группе.

  Какая важная для А. С. Пушкина дата стоит в конце повести? Почему? (19 октября 1836 г. – день открытия Лицея. Роман посвящён теме взросления, избрания верного пути в жизни.)

Вопрос 2 группе.    Какой эпиграф выбрал автор ко всей повести? Почему? («Береги честь смолоду». Для лицеистов слово «честь» не было пустым звуком: никто из них никогда не совершил бесчестного поступка.)

Во группе. прос 3   Что помогло автору в создании повести? (Работа в архивах, встречи с очевидцами во время его путешествия по местам восстания Пугачёва.)

Вопрос 4 группе.    В какое время происходят события повести? (В 1773 – 1774 гг.)

4. Чтобы продолжить работу по обобщению, разгадыванию загадок произведения давайте вспомним страницы романа.

Устный индивидуальный блиц-опрос на проверку знания текста повести (5 учащихся):

1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович)

2. Служил ли при графе... (Минихе)

3. Сыну был пожалован в дядьки... (стремянный Савельич)

4. Выучился Петруша грамоте... (на двенадцатом году)

5. Повесть была закончена (19 октября 1836г)

6. В качестве учителя для Петруши был нанят француз (мосье Бопре)

7. ... который в Отечестве своем был… (парикмахером).

8. ... в Пруссии (солдатом)

9. Батюшка вошел на урок (географии)

10. В это время Гринев (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды)

11. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то подари ей...» (пару серег)

12. Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: «А почему ты о ней такого мнения?» («Знаю по опыту ее нрав и обычай»)

13. Каким образом Петруша Гринёв ещё до рождения стал сержантом? (Ещё только ожидаемый наследник Гринёвых заранее был записан в один из лучших полков – Семёновский – в чине сержанта и числился «в отпуску». К моменту появления в полку Пётр Гринёв вырос бы в чине и начал службу, как положено дворянину, офицером)

14. Как зовут Савельича? (Архип.)

15. Какой наказ дал Петруше батюшка на прощание? («Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».)

16. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица (Петра Гринева)

17. Имя матери Петра Гринева (Авдотья Васильевна)

18. За что Швабрин был переведен в Белогорскую крепость (за смертоубийство)

19. Кто из героев рассказывает калмыцкую сказку (Емельян Пугачев)

20. Чье имя принял на себя Е. Пугачев (Петра 3)

5. Следующий приём «Письмо с дырками» (реконструкция текста) (раздать распечатанные задания

21. Закончите слова Ивана Кузьмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите?.. Умирать - так умирать:…» (дело служивое)

22. После освобождения Петр Гринев и Маша Миронова…(обвенчались)

23. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…» (Екатерина 2)

24. Продолжите: «Схвачен был башкирец с…» (возмутительными листами).

25. С какой целью в повесть вводится сон Петруши? (Предвещает развитие отношений двух персонажей.)

6.А сейчас обратимся к осмыслению содержания романа.

Будем работать в группах. Я раздам вам задания.

1 группа.

1.Какие испытания прошел П.Гринев во время поездки в Белогорскую крепость. Краткое описание

Вывод: чему можно научится.

Будь предусмотрителен с незнакомыми людьми.

Цени и уважай тех, кто тебя любит и заботится о тебе.


2 группа.

Нравственный выбор:

Честь или честолюбие? Краткое описаниеКак вы думаете, поступки какого героя повести могут стать предметом размышлений над этим вопросом? Обоснуйте свой ответ примерами. Как распорядилась с этим героем судьба? Справедливо ли это, на ваш взгляд? Какие нравственные уроки преподаёт нам автор на примере этого образа?

Возможный ход рассуждения.

Это поступки Швабрина. Швабрин был исполнен равнодушия и презрения к простому народу и честному мелкому служилому люду, к Миронову, исполняющему свой долг и морально стоящему выше Швабрина. Он сватался к Маше и получил отказ, хотя это замужество было бы для неё материально выгодной партией. Оскорблённый и униженный в собственных глазах тем, что Маша предпочла ему другого - Гринёва, менее богатого и знатного, движимый своим честолюбием и завистью к возникшему чувству любви между Гриневым и Машей Мироновой, Швабрин стал вредить им, мстить, совершая один подлый поступок за другим. Сначала он клевещет на Машу (Достойно ли мужчины обсуждать с кем-либо близкие, даже интимные отношения с женщиной, какою бы она ни была?) и её семью, проявляя крайнее неуважение к этим добрым людям и провоцируя ссору с Гринёвым, затем поражает Гринёва ударом в спину на дуэли, когда тот отвернулся на мгновенье, и это тоже бесчестно. Швабрин пишет отцу Гринёва письмо-донос, полное лжи, в котором извращает все факты, чтобы разрушить отношения Гринёва с Машей. В экстремальных ситуациях человек показывает своё истинное лицо. Во время Пугачёвского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Швабрин не понимал, что такое честь и долг. Он обуреваем страстями и честолюбием, а не настоящей любовью. Как и следовало ожидать, Швабрин, нарушив присягу, перешёл на сторону Пугачёва, но сделал это не по идейным убеждениям: он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру, а главное, хотел, расправившись со своим врагом, насильно жениться на Маше, которая его не любила. Как только Пугачёв захватил крепость, Швабрин тут же пытается избавиться от Гринёва, нашёптывая Пугачёву что-то на ухо, после чего Гринёва схватили и чуть было не повесили. Через предательство он стал комендантом крепости и, пользуясь своей властью, пытается принудить Машу к замужеству ценой жестокости и издевательства над ней. Он прячет Машу от всех, чтобы ею было возможно легко управлять, и скрывает от Пугачёва, что она капитанская дочка до тех пор, пока у него сохраняется надежда обладать ею, но как только всё раскрывается и Пугачёв освобождает Машу, отпуская её с Гринёвым, он тут же предаёт девушку, не задумываясь о риске для её жизни. Лишь бы она не досталась сопернику. Для него она пусть лучше погибнет. И тут же валяется в ногах у беглого каторжника, прося пощады, чтобы выжить, пусть даже через унижение. Даже после расправы с пугачёвцами, уже арестованный, он доносит на Гринёва, прекрасно зная, что тот ни в чём не виноват, и Гринёва обвиняют в предательстве. Швабрин хорошо понимает, что Гринёв не будет впутывать Машу в дело своего оправдания. И его расчёт верен. Но Швабрину не удалось насладиться своей местью. Во взгляде Гринёва он увидел столько отвращения, что при расставании лишь ускорил в злобе шаги, не в силах вынести такого презрения. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. За это судьба накажет его. Его осудят как предавшего присягу офицера. И ничего, кроме презрения, такие люди, как Швабрин, не заслуживают.


Вывод.

*Береги честь смолоду, а платье снову.

* Избегай зависти и подлости в душе, клеветы в словах.

* Будь великодушен, если тебя отвергли, отпусти с добром, без злобы и желания мстить.

3 группа. Нравственный выбор:

Присягать Пугачеву или нет? Краткое описание. Гринёв отказался присягать Пугачёву, потому что он был человеком чести. Он не собирался изменять своей присяге , потому что присягнул императрице). 

Вывод. Быть верным Родине, семье, присяге, данному слову.

Не предавать близких. Честь для человека важнее всего

4 группа

Нравственный выбор:

Любовь или служба?

Краткое описание. Вывод.


.

7. Рефлексия.

-Вернемся к эпиграфу урока. Прчитайте. Теперь что вы скажете по эпиграфу урока? Умеем ли мы читать? Размышляем ли мы, читая?

-Чему мы научились, читая «Капитанскую дочку»?

8. Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни- человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки. Поэтому читайте, читайте, не торопясь, вдумываясь, читайте только хорошие произведения, следуйте примерам положительных героев. Помните, ценным является знание, добытое своим трудом.










Приём «Письмо с дырками» (реконструкция текста)


1. Закончите слова Ивана Кузьмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите?.. Умирать - так умирать:…»


_______________________________________________________

Приём «Письмо с дырками» (реконструкция текста)


2. После освобождения Петр Гринев и Маша Миронова…




3.Приём «Письмо с дырками» (реконструкция текста)

Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»



4.Приём «Письмо с дырками» (реконструкция текста)

Продолжите: «Схвачен был башкирец с…»




_______________________________________________________________





















Работа в группах


1 группа.

1.Какие испытания прошел П.Гринев во время поездки в Белогорскую крепость. Краткое описание

Вывод: чему можно научится.








_____________________________________________________________

2 группа.

Нравственный выбор:

Честь или честолюбие? Краткое описаниеКак вы думаете, поступки какого героя повести могут стать предметом размышлений над этим вопросом? Обоснуйте свой ответ примерами. Как распорядилась с этим героем судьба? Справедливо ли это, на ваш взгляд? Какие нравственные уроки преподаёт нам автор на примере этого образа?




__________________________________________________________________

3 группа. Нравственный выбор:

Присягать Пугачеву или нет? Краткое описание. Гринёв отказался присягать Пугачёву, потому что он был человеком чести. Он не собирался изменять своей присяге , потому что присягнул императрице). 








__________________________________________________________________

Вывод.

4 группа

Нравственный выбор:

Любовь или служба?

Краткое описание. Вывод.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!