СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы по теме "Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»" в 3 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы по теме "Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»" в 3 классе»




государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)







Технологическая карта

Урока литературы






Выполнила:

Студентка группы ПНК – 4.2

Полякова Е.Д.

Проверил

Учитель-наставник: Маркина В.В.


_______________

(подпись)


Отметка:________

Волгодонск, 2021г.


Схема технологической карты урока



Дата проведения: 29.01.2021г.

Класс: 3 «б»

Образовательная программа: УМК «Школа России»

Тема: Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»

Тип урока: Комбинированный


Планируемые предметные результаты: осознание значимости чтения для личного развития; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение элементарными приемами анализа художественных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Цель: создать условия для знакомства учащихся со стихотворением Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?»

Задачи:

1. Образовательная: читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; определять жанр литературного произведения, назвать основную мысль; характеризовать героев произведений; выявлять авторское отношение к герою; видеть особенности юмористических текстов.

2. Развивающая: самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике; оценивать поступки героя и отношение автора к нему.

3. Воспитательная: понимать значимость прочитанного произведения.


Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные: понимать структуру построения рассуждения; проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.

Коммуникативные: выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; контролировать свои действия в работе; устно выражать впечатление от прочитанного.


Планируемые личностные результаты:

1. Умение сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

2. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

3. Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы

Методы обучения: словесный, практический, наглядный

Формы работы на уроке (индивидуальная, фронтальная)


Используемые ресурсы: учебник, презентация.


№ п/п

Этап урока,

Цель этапа

Время

Деятельность

Формируемые УУД

Учителя

Обучающихся

1.

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Проверка порядка на рабочем месте.

Приветствие учителя.

Проверка порядка на рабочем месте.

Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

2

Актуализация знаний

- На уроках литературного чтения вы знакомились с самыми разными произведениями русских писателей.

- Скажите, какие произведения вам понравились, остались в памяти?

- Ребята вспомните у какого героя над головой огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучив глаза и оскалив зубы, приятно улыбается?

- Правильно.

- А какой герой у Паустовского был постоянно растрепанный? Маленький такой, серенький.

- Правильно.

- А кто из героев был огромных размеров, но в гостях был очень аккуратен, и ничего не сломал.

- Верно, вы вспомнили.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомится с авторами и их произведениями.

- Авторы учебника предлагают нам удивительно интересный раздел, и называется он «Поэтическая тетрадь».

- А какие бывают тетради?

- А кто же мог писать в поэтической тетради?

- А кто такие поэты?

- А что же такое стихи?

- Ребята, а что же такое поэтическая тетрадь?

- Что же предлагает нам поэтическая тетрадь? Откроем учебник, давайте прочитаем.

- Мы познакомимся ……. .

Верно, это прекрасные поэты.

Мы научимся …… . Чему?

- Мы будем учиться …… Прочитай пожалуйста.

- Вот такая интересная работа предстоит нам на уроках литературного чтения.




- «Растрепанный воробей», «Слон».



- У Евсейки.



- Воробей



- Слон










- Толстые, тонкие, цветные, большие, маленькие.

- Дети, поэты.

- Это те, кто сочиняют стихи.

- Это рифмованные предложения.

- Тетрадь где поэты писали свои стихи.

- Со стихотворениями Саши. Черного, Александра Блока, Сергея Есенина.

- Находить в стихотворение яркие, образные слова и выражения.

- Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему, самостоятельно придумывать стихотворные тексты.

Познавательные: понимать структуру построения рассуждения; проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.

Коммуникативные: выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; контролировать свои действия в работе; устно выражать впечатление от прочитанного.


3

Этап выявления причин затруднения

- Но, прежде чем обратиться к стихам, мы проведем с вами речевую разминку. А для чего?

- Поскольку мы говорили о животных, о наших добрых браться по планете, мы и в речевую разминку попробуем включить вот такого симпатичного героя.

- Вы знаете что это за птица?

- Ребята, это тот самый папа перепел.

- Вы догадываетесь как будут звать маму?

- А детей?

- А где они живут?

- Они живут в небольшом местечке, которое называется перелесок. Перелесок – это небольшой лесочек. Эта очень пугливая птичка.

- Для того, чтобы правильно, быстро и бегло читать.




……….???


- Перепелка

- Перепелята

…..?????


Познавательные: понимать структуру построения рассуждения; Регулятивные: проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий.

4

Работа по теме урока

- Итак, начнём.

Перепел перепелку и перепелят

Прятал в перелеске от ребят.

- Интересная скороговорка?

- А теперь прочитаем ее с веселой интонацией

- 1 ряд прочитайте с сердитой интонацией, 2 ряд с грустной интонацией, 3 ряд очень быстрой интонацией, и еще раз все вместе с радостной интонацией.

- Как вы думаете ребята, почему перепел перепелят прятал от ребят?

- Конечно, он думал, что они могут навредить перепелятам.

- Мы не случайно заговорили о перепеле, о том страхе, который появился у папы. Вот и Саша Черный рассказал нам историю маленького беззащитного существа, свидетелем которого он стал.

- Но кто такой Саша Черный? Вам известно имя русского поэта?

- Перед вами портрет Саши Черного. (слайд)

Саша Черный – это псевдоним. Настоящая фамилия Александр Михайлович Клигберг. Он родился давно, около ста лет назад, в 1880 году, в Одессе. Ему довилось жить в трудные времена: революция, война, но он очень любил писать стихи. Как и многие поэты он был своеобразен: больше любил слушать чем говорить, и когда в душе накапливались мысли, чувства о жизни он рассказывал в стихах. В те времена не все поэты были образованными, но Саша Черный в то время получил очень хорошее образование. Он был человеком замкнутым, гордым, беспокойным, и лишь в присутствии детей его не знавшее улыбки лицо светлело, а в черных печальных глазах зажигалась радость. Однажды, возвращаясь домой от соседа, он услышал крик «Пожар!» и сразу же устремился к месту несчастья. С его помощью пожар потушили, но дома он почувствовал себя плохо и через несколько часов после сильного сердечного приступа скончался. Все что он наблюдал в жизни, он отражал в своих стихах. Вот и сегодня автор учебника предлагает нам познакомиться с его стихотворением.

Вглядитесь в портрет поэта. Каким вам представляется поэт? Обратите внимание на высокий лоб, внимательный взгляд, лицо серьезное, но мягкое. Он как будто смотрит на нас и очень хочет, чтобы мы поняли почему он написал это стихотворение и чем о поделился с маленькими читателями.

Физминутка.




- Да


- Дети читают




- Он боялся что их поймают









-Нет.

Познавательные: понимать структуру построения рассуждения; проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.

Коммуникативные: выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; контролировать свои действия в работе; устно выражать впечатление от прочитанного.


5

Этап первичного закрепления

- А теперь вернемся к стихотворению.

- Откройте учебник на стр. 46. Перед вами стихотворение. Обратите внимание, есть ли название у стихотворения?

А как же нам познакомиться с ним?

Это стихотворение было написано более 100 лет назад и поэтому в нем встречаются слова не всегда понятные нашим современникам. Уточним их значение. Прочитаем их. (слайд)

- Какие из этих слов вам знакомы?

- Какое удивительное слово «тискать». Что оно значит?

- Покажите, как это, тискать?

- А как вы понимаете словосочетание «рвется прочь», «брыкаться», а ну ка покажите мне как вы умеете брыкаться, только потихонечку, «снести», «притиснешь», а какое слово «капут», оно стоит самым последним. Как вы понимаете значение этого слова.

- Это слово пришло к нам из немецкого языка.

Читаю стихотворение, (после прочтенья сделать шаг в сторону).

- Вам понравилось стихотворение? И мне оно очень нравится.

Анализ стихотворения

- О ком это стихотворение?

- Правильно, это все герои, но к кому же обращен вопрос в первой строке стихотворения?

- Первое четверостишье начинается с вопроса, так бывает не всегда. Что же волнует автора?

- Какие слова передают беспокойство?

- А как в поведение утёнка автор показал его страх?

- Ну ка, покажите движение утенка.


- Хорошо, вы прям как артисты показали его поведение.

-Человеку всегда бывает понятнее, когда одно сравнивают с другим. Какое же сравнение представляет нам автор во втором четверостишье?

- Толстый бегемот? А бегемоты бывают худыми? - - А вы знаете сколько весит бегемот? 3 тонны, это всех нас поставить на весы, но он все равно перевесит, вы представляете какой он огромный? (слайд)Как же играл этот толстый бегемот с мальчиком?


Что было бы самое неприятное попавшему к бегемоту в лапы?

Представляете, вот такой язычище шершавый тебя лижет.

Он бы спрашивал бы тебя, можно взять тебя или нет??

- Как вы думаете, есть ли общее между содержанием 1 и 3 четверостишья? (смотрите утенок рвется, а мальчик брыкается).

- А что еще похоже в 1 и 3 куплете?

-Вспомним, многоточие ставится, когда автор просит нас задуматься, и да ребята, это повод поразмышлять.

А почему в 4 строке 3-го четверостишья есть вопросительный знак?

- А что же дальше?

- Обратите внимание какой глагол использует автор в нвчале четвертого четверостишья?

-А этот глагол с каким значение?

- Зачем?

А зачем купаться?

-Каждый ли человек мог бы не ругая, не грозя, так обратиться к мальчику?

- И автор ставит точку, а потом как будто бы подумавши дописывает еще 2 строчки.

Прочитаем их.

- Лапы мальчика, почему лапы, а почему не руки? Мы можем заменить лапы на руки? Прочитаем.

- Почему автор оставил лапы?

- Вот мы и дошли до последней строчки стихотворения. И наступил момент, который очень приятен автору.

- А какой момент приятен автору?

Конечно же когда читают его стих.

Подумаем с какой интонацией нужно читать его?

- Где ! с чувством, на , остановка, а ---- пауза побольше, ………. Пауза.

-И собственно слово капут , как вы думаете с какой интонацией автор произносил слово.

Прошу 2-3 человека прочитать стихотворение, затем благодарю

-Спасибо, мне понравилось как ты прочитал(а) стихотворение», «я услышала интонацию автора», «у тебя так хорошо получилось». Как по- твоему автор относится к героям стихотворения?

- Он боится бегемота?

- Что помогло вам понять стихотворение и представить героев. Посмотрите внимательно на страницу.

- Конечно рисунки.

- Удалось ли художнику передать поведение и настроение мальчика, а посмотрите какой бегемот, большая голова, туловище маленькое, оно просто не поместилось на странице.

- Спасибо, я думаю поэту бы понравилось каким уважением и чувством вы читали его стихотворение.

- А теперь после прочтения, каким вам кажется поэт?

- Мы узнаем автора по портрету, но еще мы его узнаем по его произведениям.

- Как вы думаете, зачем он написал это стихотворение?


- Нет.

- Прочитать его.







Ответы детей.




Ответы детей.












- О мальчике, о утенке, слоне.

- К мальчику.



- Он малыш, а ты большой.


- Он задрал головенку


Показывают движение утенка.




Читают 2 четверостишье.





Читают 3 четверостишье.


- Он бы языком стал лизать.



- Нет, не спрашивал бы.



Ответы детей.

- Есть знак многоточие



- Потому что бы мальчик как и утенок кричал и брыкался.




- Приказа, повеления.

- Пусть идет купаться.

- Так он же утенок.

Ответы детей.







- Потому что как и для бегемота ребенок в лапы попал, так и утенок чувствует себя в руках мальчика, в чужих больших лапах.


- Когда читают его стихи.




- Со страхом, ужасом.







- Нет.





- Удалось.




Ответы детей.




Ответы детей.


Познавательные: понимать структуру построения рассуждения; проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.

Коммуникативные: выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; контролировать свои действия в работе; устно выражать впечатление от прочитанного.


6

Этап повторения

- Посовещайтесь, подумайте, чтобы утенок рассказ прибежав домой, если бы вырвался из рук мальчика?

- Ух какой растрёпанный мальчик. Мальчик на рисунке соответствует стихотворению

- А вот чтобы бегемот рассказал?

- О чем бы могло рассказать слово капут?

Ответы детей.

Познавательные: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


7

Этап рефлексии

- Итак ребята, мы прожили целый час литературной жизни.

- На этом мы прощаемся с нашими героями и будет правильно выучить дома наизусть стихотворение и рассказать его в классе, выразительно, выразительно. Это ваше домашнее задание.


Познавательные: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; проявлять инициативу при ответе на вопросы; осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.