СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 11 классе на тему «Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева ʺЦарь-рыбаʺ»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок нацелен на анализ одноимённого рассказа из книги В.П. Астафьева "Царь-рыба". Перед обучающимися стоит задача понять, как решается автором проблема взаимоотношений человека и природы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 11 классе на тему «Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева ʺЦарь-рыбаʺ»»

Предмет: литература

Класс: 11 (общеобразовательный)

Тема: «Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева ʺЦарь-рыбаʺ»

Цели урока: проанализировать произведение цикла «Царь-рыба»; понять, как решается автором проблема взаимоотношений человека и природы.

Ссылка на Интернет-ресурсы.

Видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=7QRyPFIhTf4


Ход урока

Огромный и неспокойный талант Виктора Астафьева - это талант действия и убеждения, нескончаемых хлопот по обретению человеком своей лучшей сути.

В.Г. Распутин

I. Актуализация изученного материала.

- Назовите отличительные особенности творчества В.П. Астафьева.

- Частью какого повествования является рассказ «Царь-рыба»?

II. Введение в тему урока.

1. Чтение и осмысление эпиграфа.

2. Проверьте себя. Тест по содержанию рассказа «Царь-рыба»

Выберите один правильный вариант ответа в каждом из предложенных вопросов:

1) Как зовут главного героя повести?

А. Петрович

Б. Игнатьич

В. Микулич

Г. Сергеич

2) Как к нему относятся в деревне?

А. Ненавидят

Б. Боятся

В. Уважают

Г. Любят

3) Чем он известен?

А. Сноровкой в ловле рыбы

Б. Умением выпить ведро воды махом

В. Способностью разговаривать с собаками

Г. Удачливостью в охоте

4) Чем промышляет главный герой?

А. Браконьерством

Б. Работой на шахте

В. Ковкой сабель

Г. Ремонтными работами

5) Для чего он это делает?

А. Ради наживы

Б. Любит острые ощущения

В. Ненавидит рыбу

Г. Чтобы прокормить семью



6) Царь-рыба в рассказе - это?

А. Лещ

Б. Осётр

В. Карп

Г. Щука

7) Как звали девушку, перед которой был виноват Игнатьич?

А. Глаша

Б. Оксана

В. Даша

Г. Маша

8) Что вспоминает главный герой, когда готовится умереть?

А. Дедову историю

Б. Свою деревню

В. Молодость

Г. Детство

III. Работа по изучению рассказа «Царь-рыба»

Аналитическая беседа

Вопросы

1) Что говорит Астафьев о браконьерах? Почему так много внимания уделил им? (Автор пытается донести до нас мысль о том, что жестокое отношение к природе не исключает также жестокости по отношению к себе подобным.)

2) Что мы узнаем об Игнатьиче и его жизни? (Работает неплохо, пользуется уважением сельчан, имеет сложные отношения с братом, живёт в достатке.)

3) В чем состоит самая главная вина Игнатьича? (Это - надругательство над любившей его девушкой.)

4) Какова авторская позиция по отношению к браконьерству? (Астафьев осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное по своей разрушающей силе.)

5) Почему пересеклись пути Игнатьича и царь-рыбы? (Пришло время расплаты за грехи.)

6) Какую роль выполняют внутренние монологи главного героя? (Свидетельствуют о пробуждении в человеке совести.)

7) Почему автор оставляет герою шанс на спасение? (Герой смог раскаяться.)

8) О каком освобождении идёт речь в финале рассказа? (Игнатьич получил возможность исправить хотя бы часть своих ошибок.)

9) Что вызывает откровенно неприязненное отношение автора? (Бездуховность, безответственность, жестокость, жадность.)

10) Назовите основные проблемы рассказа. (Проблема отношения человека к природе, проблема «экология» души, проблема человеческих взаимоотношений.)

11) Чем может обернуться для человека потребительское отношение к природе? (Гибелью.)

12) В чём символичность образа царь-рыбы? (Царь-рыба – это символ величия и мощи природы, символ её непокорности.)

13) Как решает В.П. Астафьев проблему «человек и природа»? (Единство людей и природы нерасторжимо; уничтожая природу, мы уничтожаем самих себя.)



IV. Рефлексия

- Какие эмоции и чувства вы испытывали, читая рассказ?

- Можно ли назвать финал произведения оптимистичным?

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру по проблеме «человек и природа» (опираясь на материалы урока и содержание произведения).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!